Из ОАО в ООО
19.02.2014 12:37
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) акционерное общество (далее - АО) вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) с соблюдением требований, установленных федеральными законами.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 48 Закона об АО вопрос о реорганизации АО относится к компетенции общего собрания акционеров. Вопрос о реорганизации АО в форме преобразования выносится для решения общим собранием акционеров советом директоров (наблюдательным советом) АО (п. 2 ст. 20 Закона об АО) либо при отсутствии совета директоров лицом или органом АО, к компетенции которого в соответствии с уставом АО относится решение этого вопроса (п. 1 ст. 64 Закона об АО). Если же такие органы в АО отсутствуют, то названная процедура пропускается.
Общее собрание акционеров принимает решение о реорганизации, которое должно содержать следующие сведения (п. 3 ст. 20 Закона об АО):
1) наименование, сведения о месте нахождения ООО, создаваемого в результате преобразования;
2) порядок и условия преобразования;
3) порядок обмена акций АО на доли участников в уставном капитале ООО;
4) список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого ООО, если уставом создаваемого ООО предусмотрено наличие ревизионной комиссии или ревизора;
5) список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого ООО, если уставом ООО предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа;
6) указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого ООО;
7) список членов иного органа (за исключением общего собрания участников) создаваемого ООО, если его уставом предусмотрено наличие иного органа и его образование отнесено к компетенции общего собрания ООО;
8) указание об утверждении передаточного акта с приложением передаточного акта;
9) указание об утверждении устава создаваемого ООО с приложением устава.
Решение может содержать и дополнительные сведения, например, сведения об аудиторе ООО, создаваемого путем реорганизации, иные данные о лицах, указанных в подпунктах 4-7 п. 3 ст. 20 Закона об АО, или другие не противоречащие федеральным законам сведения о реорганизации общества (п. 3.1 ст. 20 Закона об АО).
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 5 ст. 58 ГК РФ, п. 4 ст. 20 Закона об АО).
Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого общества (АО) в отношении всех его кредиторов и должников, включая оспариваемые обязательства, и порядок определения правопреемства в связи с изменениями вида, состава, стоимости имущества реорганизуемого общества, а также в связи с возникновением, изменением и прекращением прав и обязанностей реорганизуемого общества, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 6 ст. 15 Закона об АО).
В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации АО обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации (преобразование), с приложением решения о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации (п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации)). Форма уведомления о начале процедуры реорганизации (форма N P12003) и требования к ее оформлению утверждены приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее - Приказ ФНС).
В процессе преобразования АО в ООО происходит обмен акций реорганизуемого общества на доли участников ООО в порядке, определенном в решении общего собрания акционеров АО (пп. 3 п. 3 ст. 20 Закона об АО). Согласно п. 9.4.8 приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 04.07.2013 N 13-55/пз-н "Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" ценные бумаги юридических лиц, реорганизуемых путем присоединения, слияния, разделения, выделения и преобразования, при их конвертации погашаются.
Отметим, что в настоящее время пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ, согласно которому налогоплательщик обязан был письменно сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о реорганизации организации в течение трех дней со дня принятия такого решения, утратил силу. Поэтому АО достаточно подать в регистрирующий орган упомянутое ранее уведомление по форме N Р12003. Кроме того, в трехдневный срок со дня принятия решения о реорганизации об этом необходимо уведомить органы контроля за уплатой страховых взносов (ПФР, ФСС) по месту нахождения организации (п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"). Утвержденной формы сообщения о реорганизации нет, поэтому общество вправе уведомить соответствующий орган контроля за уплатой страховых взносов о принятом решении в произвольной форме.
Согласно п. 6 ст. 15 Закона об АО и п. 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации реорганизуемое общество после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц (журнал "Вестник государственной регистрации" - смотрите п. 1 приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@), сообщение о своей реорганизации, соответствующее требованиям, установленным п.п. 6.1 и 6.2 ст. 15 Закона об АО. В силу п. 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами. Государственная регистрация общества, созданного в результате реорганизации, и внесение записи о прекращении деятельности реорганизованного общества осуществляются при наличии доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном п. 6.1 ст. 15 Закона об АО (абзац второй п. 6 ст. 15 Закона об АО).
В сообщении (уведомлении) в соответствии с п. 6.1 ст. 15 Закона об АО указываются:
1) полное и сокращенное наименования, сведения о месте нахождения АО;
2) полное и сокращенное наименования, сведения о месте нахождения создаваемого ООО;
3) форма реорганизации (преобразование);
4) описание порядка и условий заявления кредиторами АО своих требований, включая указание места нахождения постоянно действующего исполнительного органа АО, дополнительные адреса, по которым могут быть заявлены такие требования, а также способы связи с реорганизуемым обществом (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и другие сведения);
5) сведения о лицах, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа АО и ООО;
6) сведения о лицах, намеревающихся предоставить обеспечение кредиторам реорганизуемого общества, а также об условиях обеспечения исполнения обязательств по обязательствам реорганизуемого общества (при наличии таких лиц).
В уведомлении о реорганизации могут быть также указаны дополнительные сведения о реорганизуемом обществе, в частности, сведения о кредитных рейтингах общества, а также об их изменении за три последних завершенных финансовых года или за каждый завершенный финансовый год, если общество осуществляет свою деятельность менее трех лет (п. 6.2 ст. 15 Закона об АО).
После того, как АО совершило все перечисленные действия, процедуру реорганизации можно продолжать.
Как указано в п. 1 ст. 15 Закона о госрегистрации, государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица. В соответствии со ст. 14 Закона о госрегистрации для государственной регистрации вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, подается заявление по форме N 12001, утвержденной Приказом ФНС.
К заявлению прилагаются следующие документы:
- учредительные документы вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования, в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением) либо учредительные документы юридического лица в электронной форме в одном экземпляре, если документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг;
- передаточный акт;
- документ об уплате государственной пошлины (согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ ее размер составляет 4 000 рублей);
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Если указанный документ не представлен заявителем, он представляется в регистрирующий орган соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Отсутствие какого-либо из указанных документов влечет отказ в государственной регистрации (пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации).
Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ), а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность (п. 1 ст. 16 Закона о госрегистрации). Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 4 ст. 15, п. 1 ст. 8 Закона о госрегистрации).
Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия,
Александров Алексей.
«Известия Мордовии»