Высокотехнологичная разработка ОАО «Электровыпрямитель» отмечена престижной наградой

23.01.2014 11:39

Наукоемкие разработки одного из флагманов промышленности Мордовии вновь отмечены высокой и престижной наградой. По итогам традиционного республиканского конкурса «Лучшие товары Мордовии» за 2013 год, Указом Главы РМ за отличные технические характеристики и высокую конкурентоспособность Почетный приз «Гордость Республики Мордовия» был присужден предприятию «Электровыпрямитель» - за изготовление выпрямительно-инверторного преобразователя ВИП-1000-У1.

Новый преобразователь во многом уникален. ВИП-1000-У1 заслужил двойную победу, став лауреатом и республиканского конкурса «Лучшие товары Мордовии», и конкурса «100 лучших товаров России» в 2013 году!


Выпрямительно-инверторный преобразователь ВИП-1000-У1 был изготовлен специально для нужд Российских железных дорог – для установки на электропоездах пригородного сообщения ЭД9Э. Теперь ежедневно эта разработка приносит ощутимую пользу стране.

- Благодаря преобразователю ВИП-1000-У1 отечественный электропоезд ЭД9Э стал энергосберегающим, - рассказывает генеральный директор ОАО «Электровыпрямитель» Геннадий Юрьевич Каменцев. - Можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день  эти пригородные электрички являются самым экономичным железнодорожным транспортом страны.

Как отмечает руководитель Научно-инженерного центра преобразовательной техники ОАО «Электровыпрямитель» Георгий Николаевич Шестоперов, в современной России просто не существует аналогов преобразователя ВИП-1000-У1.

- Тем не менее, проектируя его, мы опирались на опыт наших предшественников, - поясняет Георгий Николаевич. - Ранее конструкторами «Электровыпрямителя» создавались преобразователи подобного же принципа действия, однако имеющие другую мощность. Тогда перед нашим заводом стояла схожая задача. В советское время тема энергосбережения была не менее актуальна, чем в настоящее время. А одними из крупнейших потребителей электроэнергии являлись, как и сейчас, железные дороги. И в 1980-е годы наши преобразователи эксплуатировались на всех электровозах Советского Союза - на всех пассажирских и грузовых поездах! Опыт применения еще тех устройств убедительно доказал: благодаря им народное хозяйство страны экономит значительное количество электроэнергии. При торможении электровозов электроэнергия отдавалась обратно в сеть.

 

- Принцип экономии электроэнергии был положен и в основу выпрямительно-инверторного преобразователя нового поколения - ВИП-1000-У1, - рассказывает начальник отдела преобразователей электроподвижного состава Научно-инженерного центра преобразовательной техники Олег Геннадьевич Арискин. – Перед нами была поставлена задача создать устройство для экономичных электропоездов, которые позволили бы возвращать электроэнергию обратно в сеть.

В итоге благодаря ВИП-1000-У1 электропоезда стали обладать целым рядом преимуществ.

- К одним из них относится возможность быстрого разгона, - поясняет Олег Геннадьевич. - Набрав скорость, электропоезд ЭД9Э может двигаться по инерции, уже не тратя электрической энергии. А во время торможения поезда наш новый преобразователь отдает электричество обратно в сеть. За счет рекупирации ВИП-1000-У1 позволяет вернуть от 15 до 30% от потребляемой электропоездом электроэнергии! А сила тяги электропоезда увеличивается на 10%. Эти цифры подтверждены многочисленными испытаниями и исследованиями.

Техническое решение инверторного преобразователя ВИП-1000-У1 значительно упрощает конструкцию устройства, а также позволяет снизить его стоимость.

- За счет этого снижается и стоимость элетропоездов ЭД9Э, - отмечает Олег Арискин.

От прежних моделей преобразователей, использовавшихся на железнодорожном транспорте СССР, ВИП-1000-У1 отличается не только мощностью. Дело в том, что на электропоезде новое устройство крепится непосредственно к днищу вагона. За счет этого во время движения состава блок с преобразователем охлаждается набегающим потоком воздуха. Это не дает ему перегреваться. К тому же отпадает необходимость в специальном устройстве для охлаждения, которое снижало бы КПД преобразователя и повышало  стоимость устройства.

И еще один плюс использования ВИП-1000-У1 на железнодорожном транспорте. С новым преобразователем торможение поездов стало электрическим - без использования тормозных колодок. В результате куда меньше изнашиваются и колесные пары, и рельсы.


Весь коллектив предприятия «Электровыпрямитель» гордится тем фактом, что поездам с преобразователем ВИП-1000-У1 была доверена перевозка особой категории пассажиров - гостей Всемирной летней Универсиады в Казани!

- Однако перед этим нашим заводом и его партнерами был проделан огромный объем работы, - отмечает генеральный директор ОАО «Электровыпрямитель» Геннадий Юрьевич Каменцев. - Разработка конструкторской документации преобразователя ВИП-1000-У1 заняла значительное время. Она началась в июле 2001 г. В августе 2002 г. был изготовлен и отгружен на ОАО «Электросила» (г. Санкт-Петербург) макетный образец преобразователя для проведения стендовых испытаний и отработки алгоритмов управления тяговым электроприводом электропоезда ЭД9Э. А по итогам этих испытаний (которые завершились в марте 2004 г.) потребовалась полная переработка конструкции преобразователя и изготовление нового опытного образца ВИП-1000-У1.

Для его изготовления и последующих испытаний опытный образец ВИП-1000 был направлен на Демиховский машиностроительный завод. Только в марте 2008 г. успешно завершились специальные заводские испытания моторного вагона электропоезда ЭД9Э, укомплектованного новым преобразователем. По их результатам опытно-конструкторское бюро завода провело приемку ВИП-1000-У1. К июню 2008 г. была изготовлена установочная партия преобразователей и завершено освоение их серийного производства. Три преобразователя были поставлены на Демиховский машиностроительный завод для комплектации полносоставного девятивагонного электропоезда ЭД9Э – этой «рабочей лошадки» современного пригородного сообщения.

В июне 2008 года состоялось еще одно важное для завода событие: был получен сертификат соответствия преобразователя ВИП-1000-У1 требованиям Регистра сертификации железнодорожного транспорта. Полносоставный электропоезд ЭД9Э прошел все необходимые ходовые, приемочные и сертификационные испытания на экспериментальном кольце ВНИИ железнодорожного транспорта в г. Щербинка. Надежность новых преобразователей подтвердили и эксплуатационные испытания ЭД9Э – электрички поработали на пригородном сообщении Ростова-на-Дону.

В 2012 году большая работа над новым преобразователем завершилась началом его серийного производства для электропоездов пригородного сообщения Нижнего Новгорода. В 2013 году была выпущена серия преобразователей для ЭД9Э пригородного сообщения Казани. Именно эти поезда перевозили пассажиров во время проведения Универсиады.

К разработке преобразователя ВИП-1000-У1 была привлечена большая команда специалистов – сотрудников Научно-инженерного центра преобразовательной техники ОАО «Электровыпрямитель». Ее костяк составили ветераны завода, вся жизнь которых была посвящена родному предприятию.

Одним из этих специалистов стал Анатолий Николаевич Баранов, который возглавил бюро, занимавшееся разработкой схемы преобразователя. Сейчас Анатолий Николаевич находится на заслуженном отдыхе, но для руководства завода и своих коллег он по-прежнему полноправный член коллектива, и его профессиональный опыт – всегда к услугам предприятия.

Разработкой конструкции преобразователя ВИП-1000-У1 занимался Александр Иванович Морев. Людмила Васильевна Демидова (так же, как и А.Н. Баранов, сейчас она на пенсии) ведала разработкой конструкторской документации. Активное участие в разработке конструкции ВИП-1000-У1 принимала Марина Анатольевна Костенко. В разработке  электрических схем преобразователя и в его испытаниях участвовал Александр Григорьевич Малюгин. И разработкой схем, и их согласованием с заказчиками ведал Александр Фридрихович Боок. Большой вклад в создание преобразователя внесли Андрей Истихин и Нина Семенова.

Стоит отметить и вклад заводской молодежи – многообещающих, перспективных сотрудников, которые были привлечены к разработке преобразователя. Эти люди – особая гордость завода: его новая смена, воспитанная на самом предприятии. Это Александр Тишкин и Андрей Курганов – аспиранты МГУ имени Н.П. Огарева, готовые к защите диссертации. Сразу после университета, окончив учебу на факультетах физики и электронной техники, они пришли на «Электровыпрямитель», и с тех пор их жизнь связана с этим предприятием.

В разработке преобразователя ВИП-1000-У1 участвовал весь отдел преобразователей электроподвижного состава Научно-инженерного центра преобразовательной техники – до 30 специалистов, настоящих профессионалов своего дела.

- Вся конструкторская команда работала с большой отдачей, - говорит начальник отдела Олег Геннадьевич Арискин. – Это было интересно! Конструкторы нашли множество новых, оригинальных технических решений, позже защищенных патентами. Нам есть что вспомнить: однажды даже летом, в праздничные дни, когда весь Саранск собрался на День города, несколько наших сотрудников все равно оставались в лаборатории, чтобы проводить испытания. У нас сложился очень хороший – грамотный, ответственный и слаженный коллектив.

Одну из ключевых ролей в судьбе нового преобразователя сыграл и руководитель Научно-инженерного центра преобразовательной техники Георгий Николаевич Шестоперов. На протяжении всей работы над преобразователем ВИП-1000-У1 он курировал, направлял, контролировал группу конструкторов, ездил на предприятие «Электросила» и участвовал в переговорах с заказчиком, защищая интересы «Электровыпрямителя».

Проверено в деле

Руководство Демиховского машиностроительного завода, на котором проводились испытания преобразователя, придавало большое значение тому, чтобы новое оборудование не дало сбоев. В эксплуатационных испытаниях ВИП-1000-У1, а также в обучении обслуживающего персонала железных дорог, которому предстояло работать с обновленным подвижным составом, участвовали Сергей Юрьевич Миронов, Александр Тишкин и Андрей Курганов. Еще за месяц до начала Универсиады в Казани они быстро обучили персонал депо, машинистов и их помощников.

- Сотрудники нашего предприятия хорошо справились со своим делом, - говорит заместитель генерального директора ОАО «Электровыпрямитель» по качеству Вячеслав Иванович Симанкин. - На протяжении всей Универсиады не возникало замечаний к оборудованию электропоездов, на которых установлены преобразователи ВИП-1000-У1. Хотя объем работы у представителей нашего завода был очень большим. Инженеры по качеству Денис Валерьевич Савельев и Юрий Семенович Саушкин работали в Казани на протяжении всей Универсиады.

- Мы были заняты с раннего утра и до позднего вечера – все время, пока работали электрички, - вспоминает  Юрий Семенович Саушкин. – Каждый день мы проводили диагностику преобразователей. С помощью приборов осматривали их силовой блок и систему управления. Поломок не было. Имели место небольшие тестовые отказы, которые решались на месте. Как специалист-практик, могу сказать: в работе наши преобразователи не только не хуже, но и лучше продукции «Сименс».

Эксплуатация ЭД9Э показывает высокую надежность преобразователей ВИП-1000-У1.

- Электрички, оснащенные нашими изделиями, продолжают работать на пригородном сообщении Нижнего Новгорода, Рязани и Казани, - говорит Вячеслав Иванович Симанкин. – Мы получаем хорошие отзывы о работе ВИП-1000-У1 со стороны заводов-партнеров и Российских железных дорог.     

  
Оценка труда

Высокую оценку работе специалистов «Электровыпрямителя» дал Демиховский машиностроительный завод
.

«Уважаемые господа, ОАО «ДМЗ» выражает Вам благодарность за организацию участия Ваших представителей в техническом сопровождении электропоездов ЭД9Э во время проведения международной летней Универсиады 2013 г. в г. Казань.

Профессионализм в работе, проявленный Вашими представителями, позволил обеспечить бесперебойную работу оборудования электропоездов на высшем уровне, что было отмечено руководством Горьковской моторвагонной дирекции.

Учитывая всю важность прошедшего мероприятия, прошу Вас поощрить сотрудников, принимавших участие в организации и проведении технического сопровождения, за профессионализм и добросовестное выполнение поставленных задач.

С уважением, генеральный директор О.А. Павлов».

 

Гарантия качества

На сегодняшний день на ОАО «Электровыпрямитель» серийно изготовлено 80 преобразователей ВИП-1000-У1. Все они, включая первые опытные образцы, работают на электропоездах ЭД9Э.

- Срок работы преобразователей ВИП-1000-У1 – 20 лет, но при грамотной эксплуатации он может доходить и до 40, - резюмирует генеральный директор ОАО «Электровыпрямитель» Геннадий Юрьевич Каменцев. – Заказчики довольны нашими  устройствами – они работают нормально, без сбоев, показали себя надежными и неприхотливыми. Претензий и со стороны Демиховского машиностроительного завода, и от Российских железных дорог не поступало.

На первый квартал 2014 года «Электровыпрямителю» заказано еще 20 преобразователей. Выпуск этой продукции выгоден для предприятия: стоимость каждого ВИП-1000-У1 – более 1 миллиона рублей. При этом преобразователь ВИП-1000 полностью изготавливается на отечественной элементной базе, представляя импортозамещающую технологию.

Европейское качество и высокая надежность отличают продукцию ОАО «Электровыпрямитель»!


На правах рекламы 



«Известия Мордовии»