Трудовой подвиг мордовских женщин покажут на большом экране

24.12.2013 11:52

Наш земляк, заслуженный деятель искусств России, драматург Александр Пудин планирует снять фильм о строительстве Сурского оборонительного рубежа, вошедшего в историю Великой Отечественной войны как ТОР-30 (тыловой оборонительный рубеж № 30).

 

Напомним, несколько лет назад драматург написал пьесу «Рубеж», рассказывающую о тех событиях, произошедших на территории Мордовии в 1941-1942 годах. Она создавалась на основе рассказов очевидцев, архивных материалов, имеющихся в НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ и предоставленных Пудину директором института, доктором исторических наук, профессором Валерием Юрченковым. Постановка «Рубежа», осуществлённая на сцене Московского театра имени Вл. Маяковского, заслужила признание публики и завоевала награды престижных конкурсов.

 

Хорошо зная о творческой неуёмности Александра Пудина по личному опыту работы под его руководством (когда он возглавлял «Известия Мордовии»), всё-таки решила спросить у него, почему возникла потребность вновь возвратиться к теме Сурского рубежа?

 

- Мне эта тема очень дорога. Сурский рубеж (и другие подобные рубежи) - это, как ни громко звучит, народный подвиг. И, конечно, наша мордовская, национальная судьба, - поясняет Александр Пудин. – Подвиги военные вершились не только на огневых рубежах, но и в тылу. Но, крайне мало говорится о тысячах людей, трудившихся в тылу, чёй вклад в Победу не менее весом и значим. Я убеждён – сегодня необходимо рассказать современникам правду о простых российских, мордовских женщинах, которые зимой 1941-го, в лютый мороз за сутки копали по 1,75 куба мерзлой, почти железобетонной земли на возведении оборонительного рубежа. Измученные военными лишениями, убийственным беспределом мелких начальников, они, несмотря ни на что, мужественно держали на своих хрупких плечиках тыл. Они настоящие героини и праведницы. Они заслуживают того, чтобы о них говорили правду и вообще, когда мы говорим о Победе, о победителях, то их, трудармейцев, надо упоминать не в том числе, а среди первых.

 

– Но ведь уже есть пьеса, по которой к 65-летию Победы был поставлен удачный спектакль… 

 

- Да, но спектакль могли посмотреть лишь московские зрители. У кино априори аудитория намного шире. Кроме того, специфика театрального жанра ограничена определенными образно-художественными условностями. Язык кино гораздо свободнее, реалистичнее, богаче, позволяет показать многоплановость реальных событий. Поэтому мне захотелось взяться за сценарий. Хотя за четверть века своей драматургической деятельности, написав более 60 пьес, я впервые обратился к этому новому для себя жанру. Пьеса и киносценарий в нынешнем виде очень сильно отличаются. Сценарий полней, сильней по акцентам. Появились новые персонажи, усиливающие изначальный замысел. И моя мечта – снять кино к 70-летию Победы.


– Времени вообще-то до юбилея не так уж и много. Насколько велика вероятность, что по этому сценарию будет снят фильм?

 

– Конечно, в первую очередь, мне очень нужна была моральная поддержка. И я её получил от авторитетного человека, пользующегося влиянием в отечественном (и не только) кинематографе. Речь о нашем земляке, генеральном директоре «Госфильмофонда РФ» Николае Бородачеве. Киносценарий «Рубежа» получил одобрение известного сценариста, художественного руководителя киностудии, Леонида Махкамова.

 

Есть надежда, что удастся запустить съёмки уже этой зимой. Мы разговаривали с Николаем Михайловичем о том, что неплохо бы, осуществить натурные съёмки на территории Большеберезниковского района Мордовии, как раз на том берегу Суры, где так тяжело, с надрывом и надломом для человеческого здоровья и судеб возводилась оборонительная линия, которая, в итоге, по сути, оказалась ненужной.

 

– Предполагается снимать кино- или телевизионный фильм?

 

– Если удастся получить финансовую поддержку Министерства культуры России, возьмёмся за полнометражную картину, если заказчиком выступит какой-то телеканал, то, соответственно, будет телевизионный формат. Когда решится вопрос в финансированием, найти режиссёра – не проблема. Сейчас в стране появилось немало талантливых кино-постановщиков. Меня больше волнует проблема, как найти толкового оператора. Нужен очень хороший оператор!

 

Что касается исполнителей. Мне вполне понравилась игра актёров Маяковки. Тем более, многие из них имеют солидный опыт работы в кино и телефильмах. К примеру, Татьяна Космачева, сыгравшая в «Рубеже» Клавдию, многим зрителям знакома по лентам «Фобос. Клуб страха», «Служу Отечеству!», «Мамы», сериалам «Закрытая школа», «Закон и порядок» и др.


Мила МЕЛЬНИКОВА

«Известия Мордовии»