В.В. Литюшкин, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ: «Вопросы детства сегодня актуальны как никогда…»

30.05.2013 13:34

Эффективное правовое регулирование вопросов защиты прав и интересов граждан в сфере материнства, детства и семьи в Российской Федерации одна из главных задач современного государства. 1 июня 2013 года исполняется год со дня подписания Указа Президента РФ от 1 июня 2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», так символично приуроченный к Международному  дню защиты детей. В течение этого года существенно возросла приоритетность вопросов защиты прав и интересов детей в деятельности руководства страны, федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления. 

Как известно, в феврале Правительство внесло в Госдуму поправки в законы, упрощающие некоторые процедуры усыновления, снижающие требования к усыновителям и повышающие пособия.

Были разработаны и реализуются региональные стратегии (программы) действий в интересах детей.

Поддерживая тенденцию к возрастающей открытости и возможности привлечения широких масс к разработке, обсуждению документов, затрагивающих проблемы семьи, детства и воспитания, хочу рассказать, какие законопроекты будут рассматриваться в ближайшее время и какие изменения произойдут после их принятия.

Двум законопроектам выделено приоритетное право Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года №1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором Государственной Думе рекомендовано их доработать.  Это проект федерального закона №3138-6 «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», внесенный Президентом Российской Федерации, которым устанавливаются порядок и формы оказания содействия, включая материальную поддержку, организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и №42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства», внесенный Правительством Российской Федерации, где вводится новая форма индивидуальной профилактической работы с ребенком, проживающим в семье, находящейся в социально опасном положении, и его родителями (законными представителями), осуществляемой органами опеки и попечительства, - социальный патронат. При этом его осуществление будет возможно только с согласия родителей (законных представителей) и с учетом мнения несовершеннолетнего ребенка, достигшего 10-летнего возраста.

Среди внесенных Правительством Российской Федерации можно выделить и проект федерального закона №229781-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», где предусматривается внесение изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части уточнения категорий лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами (попечителями), а также расширения перечня желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, лиц, которые освобождены от необходимости прохождения подготовки.

Учитывая необходимость увеличения материальных затрат семьи усыновителей для обеспечения особых потребностей таких детей на первом этапе адаптации ребенка в семье усыновителей, предлагается увеличить размер единовременного пособия до 100 000 рублей.

С 2014 года бюджетные ассигнования федерального бюджета на выплату государственных пособий будут направляться в виде субвенций напрямую в бюджеты субъектов Российской Федерации через Минтруд России с передачей соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации, что позволит привести порядок финансирования указанных выплат в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации и, учитывая, что данные выплаты носят нестраховой характер, освободить Фонд социального страхования Российской Федерации от несвойственной ему функции. Данные нововведения предусмотрены проектом федерального закона №222848-6 «О внесении изменений в статьи 4 и 4-1 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в части определения порядка финансового обеспечения расходов на выплату отдельных государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке)  – вносит Правительство Российской Федерации.

Депутатами Государственной Думы внесен ряд законопроектов, направленных на разрешение проблем в сфере семьи и детей.

Проектом федерального закона №141318-6 «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уточняются основания продления с детьми-сиротами договора найма специализированного жилого фонда на новый пятилетний срок, что позволит максимально учесть все возможные ситуации и усилить правовую защиту детей-сирот по окончании первого пятилетнего срока найма специализированного жилого помещения и предлагается установить, что жилые помещения детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет или по их заявлению в более поздний период (при наступлении указанных в законе обстоятельств) предоставляются в течение трех месяцев.

Проект федерального закона №205792-6 «О внесении изменений в статьи 125 и 128 Семейного кодекса Российской Федерации в части упрощения процедуры усыновления детей российскими гражданами», допускает усыновление (удочерение)  ребенка на основании акта органа опеки и попечительства: родственниками  ребенка; приемными или патронатными родителями, в семье которых ребенок прожил более года; гражданином, в семью которого неоднократно в течение более двух лет подряд передавался ребенок из организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях временной передачи ребенка в семью; лицом, указанным в качестве усыновителя в завещании, составленном единственным родителем ребенка, в случае смерти родителя.

На  упрощение процедур и условий устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью его родственников, закрепляя приоритетное право родственников на воспитание ребенка направлен и проект федерального закона №205784-6 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» в целях усиления гарантий устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи родственников ребенка».

Законопроектом №61045 6 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях усиления гарантий прав детей на получение алиментов" предусматривается определение минимального размера алиментов, равного одной четверти прожиточного минимума для ребенка, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживает ребенок. Потребность в принятии данного законопроекта вызвана взысканием алиментов в ничтожно малых размерах.

В результате перехода к рыночным отношениям произошли кардинальные изменения в жизни российского общества и всего социума в целом. В сложившейся ситуации продолжают снижаться уровень и качество жизни, растет имущественное расслоение, а рыночная экономика повлекла безработицу, что негативно влияет на материальное обеспечение многих семей современной России.
Так, основаниями для вмешательства органов власти в семейную жизнь и для проведения, в том числе индивидуальной профилактической работы с родителями, является присвоение семье статуса находящейся в социально опасном положении. Однако точных критериев отнесения семей к такой категории в законодательстве нет. Поэтому на практике нередко в категорию таких семей попадают многодетные семьи в силу бедности или не очень хороших жилищных условий, в которых проживает семья. Проектом федерального закона №205733-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления профилактики социального сиротства» предусматривается поддержка семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. 

Российская Федерация следует рекомендациям Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка в разработке и внедрении мер по содействию усыновлению внутри страны. Значительным шагом можно считать создание государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В стране уже осуществляется выдача предварительных разрешений на усыновление, а также определено назначение единовременного пособия усыновленным из средств регионального бюджета, льготное кредитование и в зависимости от субъекта РФ - предоставление субсидий на жилье, хотя предпринятых мер явно недостаточно. 

В разрезе обсуждаемой проблемы можно выделить уже принятый Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» по вопросу выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам», изменения которого обеспечивают одинаковый подход к исчислению размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере 40% среднего заработка лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком и уволенным по тем же основаниям в период отпуска по беременности и родам.

Проблемы роли и статуса детства, материнства, социального сиротства находятся в фокусе общественного внимания. И условиями выработки новых стратегий разрешения этих проблем должно выступать усовершенствованное экономическое и законодательное устройство общества. 


При полном или частичном использовании текстов индексируемая гиперссылка на сайт http://izvmor.ru/ обязательна.

«Известия Мордовии»