Свой Саранск Василия Таратова

10.04.2013 09:48

История столицы Мордовии в воспоминаниях градоначальников

Со дня основания Саранска в 1641 году и до сегодняшнего времени нашим городом руководили 60 градоначальников. В период работы каждого из них Саранск строился, рос, торговал, в войну - воевал. Город жил и дышал, как вся страна. Каждому из ныне живущих и здравствующих саранских градоначальников есть что рассказать о том времени, когда он стоял у руля столицы Мордовии. Сегодня воспоминаниями о своем Саранске с читателями «ВС» делится Василий Таратов, руководивший городом в 1991-1992 годах.

Зарплаты и пенсии не платились месяцами
«Это был очень сложный период - начало 90-х. В Саранске был создан первый демократический Совет депутатов. Шла постоянная конфронтация между Верховным советом МАССР и горсоветом, прошло много дискуссий и митингов, посвященных вопросу суверенитета Мордовии - нужен он нашей республике или не нужен, - вспоминает Василий Тимофеевич Таратов. - Рупором городской власти и Совета депутатов стала газета «Саранские вести», первый номер которой вышел в ноябре 1990 года. Это была свободная газета, у  которой, в отличие от партийной прессы, не было запретных тем: в ней появлялись разоблачительные статьи про чиновников, можно было написать критический материал про секретаря обкома, райкома, про дефицит и пустые полки.
Саранск в эти годы попросту выживал: денег в городской казне почти не было, налоги не собирались, зарплаты выплачивались с большими задержками. Предприятия закрывались, люди торговали заводской продукцией - ее выдавали вместо зарплаты. Стояла вся промышленность, проектов никаких не было, стройки были заморожены, дороги тоже не строились. Как говорится, не до жиру, быть бы живу. Всего в Саранске на тот период проживали примерно 315 тысяч жителей.
Сильно задерживались и пенсии - не платили по 3-6 месяцев. Пенсионеры приходили и жаловались - нет денег даже на проезд в общественном транспорте. Чтобы хоть как-то поддержать их, нами было принято решение сделать проезд бесплатным для пенсионеров в Саранске. Потому что нередкими были случаи, когда пенсионеров попросту вышвыривали из автобусов и троллейбусов за безбилетный проезд.
Кстати, с общественным транспортом в те годы также было непросто - троллейбусов не хватало. Мы купили 15 троллейбусов, правда, с заводом-производителем смогли расплатиться только через полгода, когда значительную часть стоимости транспорта съела инфляция».
Любопытной факт: в городе в 1991 году велись разговоры о передаче троллейбусов в частные руки - удивительно, но частные троллейбусы в Саранске едва не стали реальностью.
«Я бы не сказал, что жилищно-коммунальное хозяйство города сразу пришло в упадок, - говорит Василий Таратов. - Зимой разморозок отопительной системы домов не было, да и крупных коммунальных аварий не припомню. Однако были большие трудности с водоснабжением города».
С марта 1991 года в Саранске резко ухудшилось положение с водой. Воды на верхних этажах высотных домов не было сутками.
«Положение с водой действительно было серьезным - городу попросту не хватало воды, - продолжает Василий Таратов. - Горожане даже выходили на митинги по этому поводу. Кто-то говорил, что это диверсия. Но, в конце концов, разобрались - у «Горводоканала» было недостаточно насосов. А их выпускал только один завод. И помимо оплаты за эти насосы представители завода запросили две «Волги». Пришлось отдать машины из своих фондов - тогда существовала система распределения. И вскоре в Саранск пришло около 20 насосов - проблема с водой была решена».
Время работы Василия Таратова руководителем Саранска совпало с путчем - попыткой отстранения Михаила Горбачева с поста Президента СССР, предпринятой самопровозглашенным Государственным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП) 19 августа 1991 года. «В то утро по телевизору транслировали балет «Лебединое озеро», - вспоминает Василий Тимофеевич. - Это мне показалось странным и встревожило: что-то случилось. Я на радиоприемнике настроился на волну радио «Свобода» - там говорили про государственный переворот в стране. С этим приемником я пришел на работу, стали подтягиваться депутаты горсовета. Информации никакой не было, Верховный совет республики хранил молчание. Прямой связи с Москвой у нас не было, поэтому стали звонить в другие города, узнавать обстановку. Мы с депутатами осудили этот путч, выступили против государственного переворота. Вечером у крыльца городской администрации собрались горожане, которые были встревожены и не понимали, что происходит. Мы поделились имеющейся у нас информацией, сказали, что это государственный переворот. А утром следующего дня рассказали о путче в «Саранских вестях».
А уже осенью того же года, когда СССР уже перестал существовать, в Мордовии прошли первые выборы президента Мордовии. Из пяти кандидатов во второй тур вышли Бирюков и Гуслянников, который и стал президентом».

В магазинах - пустые полки
«С продуктами было очень сложно, был тотальный дефицит. Трудно было с товарами первой необходимости, талонная система давала сбои, - говорит Василий Таратов. - В 1991 году в Саранске появились первые частные магазины, товар был дорог, но в свободной продаже».
Большинство продуктов продавались по талонам. Так, в январе 1991 года на 1 жителя полагалось в месяц по 1 килограмму мяса (или 800 г колбасных изделий) и сахара, 200 г сливочного масла, 1 бутылка водки, 15 штук яиц, и раз в квартал выдавались 1 бутылка растительного масла, килограмм конфет, 1 бутылка вина, кило соли и 7 коробок спичек. В Центральном универмаге были потасовки между покупателями в очереди за постельное белье и мужские трусы…
Действительно, в начале 90-х большинству горожан жилось довольно голодно. Так, в декабре 1990 года на Центральном рынке магазины горкоопторга начали торговать по паспортам - иногородним ничего не продавали, чтобы местным жителям досталось больше товара.
«Мы тогда создали специальную комиссию, которая ходила по магазинам и выявляла дефицит, продаваемый торговыми работниками из-под полы», - отмечает Василий Таратов. А дефицитного товара под прилавками находили немало: японские пылесосы, китайские чайники со свистком, хрусталь, электрокофеварки, электролампочки, кофе, коньяк, вино, шампанское, сапоги, пальто и многое другое. Зато в магазинах на практически пустых полках был лишь один продукт в изобилии - морская капуста, которая совершенно не пользовалась спросом.
Руководством города было предложено возобновить деятельность торгово-закупочных кооперативов и открывать в Саранске магазины для продажи дефицитных продуктов (вино, водка и сигареты), чтобы хотя бы частично сбить ажиотаж вокруг них и расширить продажу пива, так как в городе был серьезный «алкогольно-табачный кризис».
И вот в январе 1991 года в столице Мордовии открылся первый коммерческий магазин в винном отделе торгового комплекса «Ботевград», в нем без талонов можно было купить сигареты и спиртное. Бутылка водки стоила 17 рублей, а у спекулянтов почти на 10 рублей дороже.
Поскольку в магазинах ничего не было, горожане потянулись на рынки, на которых было все, но большинству не по карману. Напомним цены того времени, по которым можно было приобрести товар на Центральном рынке Саранска: говядина стоила 6-12 рублей (кг), свинина - 6-11 рублей, гусь (тушка) - 25-35 рублей, кролик - 15 рублей, мандарины - 8 рублей,  груша - 6 рублей, хурма - 6 рублей, лимон - 3,5 рубля за штуку, роза - 6 рублей, гвоздика - 2 рубля, хризантема - 3 рубля.
Кстати, в это же время на уже ставшем историей стадионе «Светотехника» заработал вещевой рынок. Любопытно вспомнить цены на вещи, обладатели которых считались тогда великими модниками: фирменные «мохеровые» шарфы стоили 150 рублей,  куртки-«аляски» - 450 рублей, турецкий свитер - 250 рублей, кроссовки «Адидас» - 320 рублей, спортивный костюм - 250 рублей, норковая шапка - 600-800 рублей, пальто - 1000-1200 рублей.

В Саранске начинался разгул криминала
«Криминал в это время очень быстро пошел в гору, в Саранске появились первые банды, рэкетирство, - говорит Василий Таратов. - Так как ситуация с правопорядком в нашем городе была очень непростой, мы поехали в Казань перенимать их опыт борьбы с преступностью. Тогда в Казани можно было арестовывать задержанных на 30 суток, а у нас - всего на пару дней. Совместно с прокурором города был разработан комплекс мер борьбы с преступностью, на сессии приняли решение создать свою муниципальную милицию, было выделено несколько квартир для сотрудников и 10 машин. Преступников стали задерживать на 30 суток. Это несколько приостановило разгул преступности. А то бандиты открыто приходили уже в школы и «вербовали» старшеклассников».
Районом с самой высокой преступностью в то время в Саранске был Ленинский (40% от всех преступлений в городе), на втором месте - Октябрьский. Но в Пролетарском районе было больше всего убийств, почти половина угонов транспорта и краж. По данным МВД, в городе на тот период насчитывалось 13 организованных преступных группировок.
Самый распространенный вид преступления в те годы - кража личного имущества. Причем эти преступления по нынешним меркам были дикими - воровали белье с балконов, срывали с прохожих шапки, шарфы, золото. Например, 19 декабря на заводе точных приборов в гардеробе цехов № 3 и № 14 произошла кража: украли 11 пальто с меховыми воротниками. Пальто были обнаружены за территорией завода, а воротники были срезаны. Руководство завода проявило заботу о своих работницах: спустя некоторое время женщинам были куплены новые пальто.
В конце мая 1991 года в Саранске произошло резонансное преступление: в драке милиционер убил студента Александра Жидкова. «31 мая на Советской площади прошел стихийный митинг студентов, требующих справедливого расследования и наказания виновного, впоследствии милиционер был осужден», - вспоминает Василий Тимофеевич.

Горожане верили в светлое будущее
В этот период в город потянулись проповедники различных мастей, например, в декабре 1990 года состоялись в Саранске выступления странствующего учителя «мировой» религии «бахаи» Роберта Палмара из США. Затем в столице Мордовии «гастролировала» Христианская благотворительная организация «Благовестие», которая организовала курсы изучения Библии. Причем нередко «лекции» проходили в школах города и домах культуры. Кроме того, наш город не забывали и разномастные экстрасенсы, которые также пользовались у горожан большой популярностью. Расплодились видеосалоны, в которых на обычном телевизоре можно было сравнительно недорого посмотреть все новинки Голливуда. Здесь крутили и откровенную порнографию, когда ограничения «до 16 лет» воспринимались как нечто совсем не обязательное при обслуживании клиентов. Среди жителей не утихали разговоры о различных НЛО: горожане то и дело становились «очевидцами» полетов инопланетных «тарелок» над Саранском.
1991 год - юбилейный для столицы Мордовии: Саранску исполнилось 350 лет. Правда, в городе особых торжеств по этому поводу не было, особенно если сравнивать с тем, как сейчас празднуются юбилейные даты в столице Мордовии. Но были концерты на Советской площади и в Пушкинском парке, конкурс рисунка на асфальте и спортивные состязания.
С работой в городе тогда тоже было непросто. Поэтому, наверное, некоторые горожанки приняли за чистую монету шуточное объявление о трудоустройстве, опубликованное в «Саранских вестях»: «во вновь открывающийся публичный дом требуются особы 18-55 лет». На следующий день в Саранское бюро по трудоустройству потянулись желающие заработать «морально раскованные» жительницы Саранска. Когда выяснилось, что это всего лишь шутка, в газету посыпались гневные звонки и письма горожан, возмущенных тем, что пресса вводит людей в заблуждение. Газета была вынуждена оправдываться и опровергать информацию «о вновь открывающихся рабочих местах».
«Несмотря на сложную жизнь, безденежье, невозможность свободно купить продукты и товары первой необходимости, горожане в начале 90-х годов жили большими надеждами - на перемены, на улучшение качества жизни, свободу слова. И только эти мысли и чаяния помогли им выжить в эти непростые времена», - считает Василий Таратов.

Галина КИСЕЛЕВА

«Вечерний Саранск»