Детский центр театра и кино «Крошка» представил словацкую сказку на мордовских лад

12.03.2013 10:13

Детский центр театра и кино «Крошка» в последнее время не перестаёт экспериментировать. То они берутся и небезуспешно инсценируют мордовский эпический фольклор (да ещё и на национальном языке), то ставят финно-угорские сказки, то переводят в кукольный жанр Пушкинскую «Барышню-крестьянку».

Буквально месяц назад выпустили спектакль для самых маленьких, предложив необычный формат «театра на подушках», когда малыши вместе с родителями и актёрами с увлечением выясняют «Кто сказал «мяу»?». И, кстати, подобные представления пользуются особой популярностью у местных зрителей. А теперь вот показали ещё одну премьеру по мотивам книги словацкого автора Ярослава Водражека «Аистёнок и Пугало». 

Надо отдать должное, руководство - администрация и маститые главреж и художник - не просто позволили молодым артистам создать собственный спектакль, но и оказали финансовое содействие – на воплощение, прямо скажем, недешёвого замысла. Оксана Постевка, выступившая в качестве режиссёра-постановщика,  задумала спектакль в стилистике «чёрного кабинета». То есть все рабочее пространство сцены - кулисы, задник, падуги - затягивается черной тканью, не отражающей свет. Получается такое безграничное пространство бесконечности.

Актёров, облаченных в чёрное, на чёрном фоне тоже не видно, и куклы по мановению их рук как будто оживают и двигаются сами по себе. Всё это создаёт магическую и таинственную атмосферу. Правда, при этом крайне необходимо чётко  выстраивать световую партитуру, что требует особого технического мастерства.История про аистёнка и пугало, если честно, у взрослых невольно вызывает ассоциации с известной сказкой «Серая шейка» русского писателя Мамина-Сибиряка и отчасти даже «Собором Парижской Богоматери» Гюго. Только тут вместо уточки аистёнок Айко. Из-за перебитого какими-то хулиганами крылышка он не может вместе со стаей улететь на зиму в тёплые края. Но тут опекать бедного подранка вызывается пугало Страшко, который летом исправно охранял огород, а осенью хозяин его просто забыл и бросил за ненадобностью. Но душа огородного страшилы оказывается бескорыстно доброй. Он спасает друга от гибели. Спектакль получился очень тёплым и лиричным. И не только благодаря драматургической фабуле, но и во многом за счёт именно сценического прочтения – сценографических находок и выстраивания взаимоотношений между героями. Допустим, поразительно трогательным и почти романтическим получился дуэт гусеницы и воробья. Да и внешний облик персонажей привлекает своей необычностью. К примеру, тот же воробей сильно напоминает забавный типаж жутко популярных у современной детворы смешариков. Безразмерный очаровательный Червяк озорно сжимается и разжимается пушистыми шариками на резинке. А пластика коварного изворотливого Лиса создаётся из зигзагоподобного рыжего воротника. 

И при всей, казалось бы, наивности сюжета даже у взрослого зрителя невольно щемит где-то внутри, когда звучит музыка Вивальди и Тирсона, и два одиноких кукольных существа учат нас настоящей дружбе как форме бескорыстного сосуществования несхожих личностей. А у детишек возникает неподдельное чувство сострадания и сопереживания героям.

Особое спасибо талантливым молодым артистам Оксане Постевке, Олесе Моржаковой, Людмиле Мастяевой, Вадиму Скрипке и художнику Татьяне Перепёлкиной.  

Мила МЕЛЬНИКОВА.

«Известия Мордовии»