«Сыграй на радость мне, сыграй на грусть…»

26.06.2009 13:29

Жарко. Воздух раскалился от палящего солнца. Я продвигаюсь сквозь душную людскую толпу в сторону Советской площади. Там идет концерт. Встречаю знакомого. Мы начинаем обычный, ничего не значащий треп о погоде, но одновременно замираем на полуслове. Ветер доносит до нас песню. Мелодия довольно известная, а голос… Певец словно играет им, то резко опуская вниз, то взмывая к верхним нотам. Голос переливается и звенит, вызывая восторг. Я чувствую, как по спине побежали мурашки. Перевожу взгляд на собеседника. Он стоит, подняв глаза к небу, и вслушивается. Потом смотрит на меня, показывая большой палец правой руки в знак своего молчаливого восхищения. Что же это было такое?

Кузница мастеров

Голос, который изумил меня, принадлежит Наилю Гимадееву, вокалисту студии «Проспект». Ее руководитель — Майя Журавлева. Вот она — передо мной. Милая, обаятельная девушка. У нее нет музыкального образования, зато есть главное — чутье на талант. Майя умеет отделять зерна от плевел, и ее студия — кузница настоящих мастеров. Нет, это не местная «Фабрика звезд», где любой музыкальный фрагмент превращается в эстрадное шоу. Здесь главное — искусство. Не нужно заказывать подтанцовку в перьях и неожиданный фейерверк на финальном аккорде. Коллективу «Проспект» спецэффекты не требуются.

Оформление концертного номера — полностью на плечах Майи. Вначале она подбирает музыкальные композиции. Это долгий и сложный процесс. Нужно перебрать не один десяток композиций, прежде чем услышишь ту самую песню. Идеи приходят к Майе по-разному, иногда она целенаправленно ищет определенную запись, иногда просто услышит отрывок композиции и потом узнает, что это был за фрагмент. Да и само оформление концертного номера требует от руководителя студии фантазии, оригинальности, новизны. И здесь чутье Майю не подводит — в выступлениях артистов «Проспекта» всегда чувствуется безупречный вкус.

Цыганское «Солнышко» — для Евгения Доги

Студия «Проспект» раньше носила название «Престиж». Исполнительницами в ней были сама Майя Журавлева, тогда еще студентка юрфака, и ее приятельницы Женя Левина и Олеся Селезнева. Лучшим их концертным номером, бесспорно, признавалась цыганская песня «Солнышко», которую девушки раскладывали на три голоса. С этой песней трио «Престиж» отправилось на Всероссийскую студенческую весну представлять мордовский государственный вуз. Оказалось, что председателем жюри был Евгений Дога — маэстро, музыка которого существует вне времени и пространства. Именно его великолепные произведения звучат в культовых советских фильмах «Мой ласковый и нежный зверь», «По Муромской дорожке», «Табор уходит в небо». У композитора — цыганские корни, поэтому колоритный номер саранских исполнительниц задел какую-то струнку в его сердце. «Престиж» стал победителем. Позднее, в своих интервью Евгений Дога не раз вспоминал о том неизгладимом впечатлении, которое оказало на него выступление молодых артисток из Мордовии.

Марина

Это было несколько лет назад. А сейчас ансамбль стал студией, «Престиж» — «Проспектом», да и состав теперь новый. Солисты — Наиль Гимадеев и Марина Карпова.

Марина — привлекательная блондинка с роскошной фигурой. Рост девушки — 184 сантиметра. Для сцены это — большой плюс. Артисты высокого роста всегда в выигрыше по сравнению с невысокими. Тем не менее, из-за этого у художественного руководителя часто возникают проблемы и небольшие казусы. Когда выступает весь ансамбль, Марине приходится вставать с краю, чтобы не выделяться на фоне поющих миниатюрных девушек. А платья, которые им впору, Марине обычно закрывают только колени. Но это — мелочи, которые зрителям не заметны. Они слышат только ее сильный красивый голос, который пробирается в самую душу, будит счастливые или печальные воспоминания, в зависимости от исполняемого репертуара.

У Марины Карповой — свой, яркий, неповторимый стиль и неуловимый шарм. В ней видна внутренняя уверенность в себе, которая обычно присуща людям, с детства выступающим на публике. Марина действительно музыкой занимается давно. Ей под силу самые сложные музыкальные произведения — романсы, фольклор, джазовые композиции.

- Это — талант, а не вокальная подготовка, — говорит Майя Журавлева. — Школы, как таковой, здесь нет, ведь я — не музыкальный педагог. А Марина — природный бриллиант.

Я смотрю записи с выступлений этой девушки. Вот она — в озорной бейсболке, поет про «Хулигано-Итальяно». А здесь — изысканная красавица в открытом вечернем платье. Кстати, с этим платьем связана прикольная история.

Было решено, что на одном из концертов Марина выйдет на сцену и на несколько секунд, пока звучит проигрыш, развернется вполоборота, чтобы продемонстрировать красивую спину в вырезе платья. В зале — таинственный полумрак, и только луч света направлен на исполнительницу, лицо которой зрителю пока не видно. Марина, как и было задумано, развернулась к зрителям спиной, но только свет в зале забыли выключить…

Публика так и осталась в легком недоумении. Некоторые потом утверждали, что артистка испугалась большого количества зрителей и отвернулась.

Наиль

Однажды знакомый попросил Майю послушать талантливого мальчишку.

- Он — будущая звезда, поверь, — убеждал он руководителя студии.

Майя послушать согласилась, но с некоторой долей скепсиса. Мало ли их, будущих звезд…

Вечером в ее кабинете раздался робкий стук. Вошел подросток. Он застенчиво представился: «Наиль Гимадеев».

- Ну, спой что- нибудь, — попросила Майя.

И он запел. Без сопровождения. Одним только голосом он выделывал такие «завитушки», что Майя чувствовала, как у нее дрожит что-то внутри.

На первом же своем выступлении Наиль «порвал» зал. Аплодировали стоя. Он исполнял арию из оперы на французском языке, с легкостью брал высокие ноты и тут же его голос, прозвенев, стремительно падал.

Сейчас у Марины и Наиля уже есть свои зрители. Оба солиста узнаваемы и любимы. И оба мечтают покорить музыкальный Олимп, несмотря на то, что Марина — будущий юрист, а Наиль — архитектор или строитель.

Новая задумка Майи — записать дуэт Марины и Наиля, соединить эти два голоса. Каким станет этот дуэт? Зрители пока не знают. Мы услышим их совместную песню только через несколько месяцев. А пока они трудятся. И гадают, как и все музыкальные исполнители, — как зрители примут на этот раз?

Я мысленно возвращаюсь к тому моменту, когда ветер донес до меня удивительный голос Наиля. Возле самой сцены стоят несколько девушек. Одна из них слушает певца, приоткрыв рот.

Я смотрю на нее и вспоминаю старую песню Пугачевой: «Мне подарил Господь свирель… Она в моем звучала голосе, неся любовь измученным сердцам…»

«Известия Мордовии»