Алкогольный передел

16.01.2013 11:30

C ростом минимальных цен на водку дорожает и самогон

Купить «беленькую», бутылочку коньяка или бренди после Нового года стало заметно дороже. Плюс ночью в магазине теперь из спиртного вам вообще ничего не продадут, даже пиво. Впрочем, жителей Мордовии отучают пить спиртное по ночам уже довольно давно - с 2008 года, когда был введен региональный запрет на ночную продажу алкоголя крепостью более 15%. А с Нового года по всей России была остановлена ночная торговля даже пивом. И это далеко не все изменения, которые произошли на алкогольном рынке. Более подробно «Вечернему Саранску» рассказал о них начальник отдела регулирования алкогольного рынка и лицензирования Министерства торговли и предпринимательства РМ Владимир Голунов.

- С 1 июля 2012 года пиво и напитки, изготовленные на его основе, признаны самостоятельными видами алкогольной продукции наравне с вином и водкой. Плюс к этому с 22 июля 2011 года упразднена норма, согласно которой действие Закона № 171-ФЗ не распространялось на производство и оборот пива. Все эти поправки означают, что требования и ограничения, предусмотренные для крепких напитков, в общем случае применяются и к пиву.
С 22 июля 2011 года и по 31 декабря 2012 года пиво крепостью не более 5 процентов можно было продавать в розницу круглосуточно. Пивом, крепость которого превышает 5 процентов, нельзя было торговать с 23.00 до 8.00 по местному времени. С 1 января 2013 года розничная продажа любого пива в промежуток времени с 23.00 до 8.00 запрещена.

- А с 8.00 и до 23.00 есть какие-то ограничения при торговле пивом?
- Заниматься розничной продажей пива могут организации и индивидуальные предприниматели. Что касается оптовой торговли пивом, то она разрешена только юридическим лицам. Данное правило установлено пунктом 1 статьи 11 Закона № 171-ФЗ и действует с 22 июля 2011 года.
С 1 января 2013 года любое пиво независимо от крепости разрешается продавать исключительно через стационарные объекты. До 31 декабря 2012 года пивом, крепость которого не превышала 5 процентов, было разрешено торговать в нестационарных объектах - ларьках, палатках, павильонах.
Кроме того, существует перечень мест, где нельзя продавать никакие спиртные напитки, в том числе и пиво. Это детские, образовательные, медицинские организации, объекты спорта, а также прилегающие к ним территории. Сюда же относятся оптовые и розничные рынки, вокзалы, аэропорты и прочие места массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности. Также под запрет попадают военные объекты, прилегающие к ним территории, все виды общественного транспорта, остановки, автозаправки и организации культуры. Данный перечень приведен в пункте 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ и действует с 22 июля 2011 года.

- То есть из торгового ассортимента городских рынков пиво и более крепкие напитки должны исчезнуть?
- Вот тут есть нюансы. С 1 января 2013 года в Саранске официально действует один рынок - «Центральный», остальные, такие как «Заречье», «Ринг», «Данко», поменяли свои статусы. Они теперь являются торговыми центрами, а про них в законе ничего не говорится.
На рынке «Центральный» есть несколько магазинов, реализующих алкогольную продукцию. Сейчас мы готовим предписание на лишение их лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции.

- А есть какие-то ограничения по площади торгового объекта, где продается алкоголь?
- Для продажи пива ограничения по площади торгового объекта отсутствуют. Другими словами, если компания или предприниматель занимаются исключительно торговлей пивом, они могут использовать любой, даже самый маленький магазин, но только стационарный.
Но если кроме пива на прилавке стоят другие спиртные напитки, с июля 2012 года применяются определенные условия. Так, в городе общая площадь магазина и склада, в котором продаются такие напитки, должна быть не менее 50 квадратных метров, в сельской местности - не менее 25 квадратных метров.

- Но в Саранске было довольно много так называемых ларьков.
- Было 250 точек нестационарной торговой сети, по последним данным - около 180, но думаю, что уже сегодня даже такого количества нет. Сначала их с центральных улиц убирали во дворы, а сейчас убирают вовсе. Содержать их из-за запрета торговать пивом стало невыгодно, так как выручка от продажи пива, в том числе и за счет того, что они работали в основном круглосуточно, примерно составляла 50% их дохода. Кроме того, внешний вид города они явно не украшали. Конечно, это отражается на занятости населения - как минимум четыре человека теряют рабочие места. Но с другой стороны, об этом законе было известно с июля прошлого года. Было время перестроить свою работу.

- В Мордовии запрет на ночную торговлю крепким алкоголем действует уже не один год. Как Вы можете оценить результаты?
- Согласно данным Мордовиястата, за последние три года в регионе продается стабильно около 700 тыс. дал водки и ликероводочных изделий. Точных данных за 2012 год пока еще нет, но по моим подсчетам за 11 месяцев 2012 года продажи были примерно на уровне 2011 года.
От запрета на ночную торговлю пострадали в основном маленькие магазины, которые за счет этого имели основной доход. Крупные магазины большей частью ночью и раньше, и сейчас не работают. При этом человек, который решил ночью выпить, может сделать это в любом случае, купив алкоголь до 23 часов. Конечно, законы направлены на снижение алкоголизации населения, но рестораны работают ночью и алкоголь в них продается. Не думаю, что наше население с введением запрета в ближайшем времени пить станет меньше.

- Любопытно, что примерно четверть всей алкогольной продукции теперь разливается в более мелкую тару - по 0,25 л.
- Тенденция появилась, как только начали расти цены на алкоголь. Раньше можно было 0,5 литра купить за 125 рублей, а сейчас - за 170 рублей. Если денег не хватает, покупатель возьмет бутылку меньше - 0,25 л водки, которая в среднем стоит 90-95 рублей. Кроме того, есть и «стопарики». Они, кстати, очень хорошо продаются. Спрос такой, что их даже не хватает, потому что цена всего 40-45 рублей.
Производители не хотят падения объемов продаж. Думаю, что даже в 2013 году реализация не снизится, просто будет больше неучтенной продукции, повысятся продажи самогонки, которая с нового года, кстати, тоже подорожала с 60 до 100-110 рублей.
- Наверняка продавцы пытаются как-то обойти закон? В некоторых регионах предприимчивые дельцы пиво в киосках продают по акции как «подарок» к спичкам или чипсам.
- У нас таких случаев еще не было. Хотя я уже рассказывал о переименовании наших «рынков». Кроме того, все чаще те, кто желает торговать круглосуточно, преобразовывают свои магазины в предприятия общепита. Скоро в городе будут одни бары, ведь многие ограничения не распространяются на организации и предпринимателей, которые оказывают услуги общественного питания. Причем большинство хотят поменять только название, не соблюдая установленных законом требований касательно точек общественного питания. Но таким хитроумным дельцам мы разрешения не выдаем.

- А какое наказание предусмотрено для нарушителей ночного «сухого закона»?
- Штрафы за торговлю пивом в неположенное время и в неположенном месте составляют: для организаций - от 30 тыс. до 40 тыс. рублей, для должностных лиц и ИП - от 3 тыс. до 4 тыс. рублей. Плюс к этому пиво могут конфисковать (ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ).
Административный штраф за розничную продажу пива несовершеннолетним составляет: для организаций - от 80 тыс. до 100 тыс. рублей, для должностных лиц и ИП - от 10 тыс. до 20 тыс. рублей и для граждан - от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ). Уголовная ответственность за неоднократную розничную продажу пива несовершеннолетним - это штраф от 80 тыс. до 100 тыс. рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период шесть месяцев. Вместо штрафной санкции могут назначить исправительные работы до одного года и лишить права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (ст. 151.1 УК РФ).
Торговля пивом без применения контрольно-кассовой техники может обернуться административным штрафом. Его размер для организаций - от 30 тыс. до 40 тыс. рублей, для должностных лиц и предпринимателей - от 3 тыс. до 4 тыс. рублей, для граждан - от 1,5 тыс. до 2 тыс. рублей (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ). Ранее с 22 июля 2011 года по 31 декабря 2012 года для розничной торговли пивом крепостью 5 процентов и менее кассовый аппарат не требовался. С 1 января 2013 года для розничной продажи любого пива, независимо от его крепости, потребуются кассовые аппараты (п. 6 ст. 16 Закона № 171-ФЗ).
Исключение предусмотрено для плательщиков единого налога на вмененный доход в сельской местности. У них есть право выбора: либо использовать кассовый аппарат, либо выдавать по просьбе покупателей документы, подтверждающие прием денег (п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ).
Кроме того, до 20 января все торгующие алкоголем и пивом должны сдать декларацию об объемах розничной продажи алкогольной продукции, а также производства и оборота пива и пивных напитков. Государство намерено организовать тотальный контроль на алкогольном рынке, чтобы на счету была каждая бутылка. За несвоевременно представленную  декларацию предусмотрен штраф по статье 14.19 КоАП РФ: для организаций - от 70 тыс. до 80 тыс. рублей, для должностных лиц и предпринимателей - от 3 тыс. до 4 тыс. рублей. Отчеты нужно будет сдавать регулярно один раз до 20 числа месяца, следующего за квартальным.  
Пользуясь случаем, нелишним будет напомнить о том, что с 1 января 2013 года минимальная цена, в частности водки, за бутылку емкостью 0,5 л составляет 170 рублей. За продажу алкогольной продукции ниже установленной цены лицензия на право розничной продажи алкогольной продукции может быть аннулирована.

- Есть уже подобные прецеденты в Мордовии?
- Есть. Чаще всего «забывают» о повышениях минимальных цен на алкоголь в небольших магазинах города, а также в сельской местности. Мы уже начали проводить свои проверки. Мы не можем взимать штрафы, но можем приостановить на месяц или аннулировать действие лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции. Так, в одном из сел в магазине райпо после нового года продолжали торговать алкоголем по старым ценам. Оказалось, что во всей сети данного райпо сменили ценники, а про этот магазин забыли, так как продавец была на больничном. В праздники, решив заработать, она открыла магазин, а про цены не вспомнила. В итоге сама себя наказала - ей придется из своего кармана доплачивать за разницу в цене.
Замечу, что о нарушениях можно сообщить на «горячую линию» Министерства торговли и предпринимательства РМ по тел. 32-71-84. Также, позвонив по этому номеру, предприниматели могут получить консультацию.

Марина КЕНДЯЛОВА

«Вечерний Саранск»