В деле Тани Ивановой нет явных признаков насильственной смерти

16.01.2013 11:42

Следственному комитету России 15 января исполнилось два года со дня образования. На минувшей неделе руководитель Следственного управления СКР по РМ Михаил Назаров встретился с журналистами республиканских СМИ. Наиболее любопытные фрагменты из состоявшегося разговора и легли в основу этого материала.

Об убийстве Валерии Варго
По делу об убийстве Валерии Варго мы провели более 25 сложнейших экспертиз за пределами республики - в Казани, Саратове, Москве. Какие это были экспертизы? Пока сказать не могу, хотелось, чтобы они стали сюрпризом для преступников. Расследование этого дела не приостановлено, оно в самом разгаре. Скажу так, у нас есть с чем и с кем работать. Это одно из тех дел, по которому я бы хотел отметить хорошую работу следователей. Они проявляют здоровый азарт, нестандартные подходы, нацеленность на раскрытие. Больше каких-либо комментариев по этому делу давать не буду - следствие любит тишину. Я надеюсь, мы добьемся результатов, и в будущем у нас будет хороший информационный повод рассказать вам о том, что дело раскрыто.

О гибели Тани Ивановой
Сейчас по этому делу уже готовы результаты экспертиз, и они говорят о том, что явных признаков насильственной смерти нет. Причина гибели девушки - утопление. Дата смерти по заключению специалистов совпадает с моментом ее исчезновения. Следов изнасилования обнаружено не было. Более того, на ее теле нет признаков, свидетельствующих об удержании, нет синяков, ссадин или других следов борьбы.
Были ли следы алкоголя в крови девушки? Сказать однозначно невозможно. Эксперты провели гистологическое исследование, но все же оно условно, поскольку тело девушки довольно длительное время находилось в воде. Сейчас проверяется наличие в теле других веществ, например, психотропных, которые могли бы повлиять на психику Ивановой.
Заключение экспертизы не может служить безусловным доказательством вины или невиновности. В любом случае утопление говорит о том, что Иванова погибла неестественной смертью. Дело расследуется как убийство, мы рассматриваем ряд версий, среди которых есть и несчастный случай. Сейчас у следствия еще остаются вопросы, ответы на которые мы пока не получили.

О подрыве руководителя одной из ресурсоснабжающих компаний
Скоро исполняется год, как произошло это преступление. По его расследованию создан специальный штаб, работа по установлению людей, совершивших подрыв, не прекращена, она ведется по сей день. Каждую неделю мы обсуждаем совместно с сотрудниками ФСБ, МВД имеющиеся наработки. Пока преступление не раскрыто. Не примите за хвастовство, но выезжавшие на место происшествия сотрудники центрального аппарата из Москвы - специалисты высшего класса отметили наших криминалистов. Они дали высокую оценку тому, насколько тщательно и досконально наши криминалисты провели первоначальный осмотр места взрыва. Были изъяты самые мельчайшие частицы, имеющие отношение к этому покушению.   

Об убийстве мордовских красавиц Мезиной и Кручинкиной
По этим убийствам у нас даже были люди, которые признавались в убийствах. Но наша задача состоит не в том, чтобы поскорее отчитаться о раскрытом преступлении, повесив его на невиновного. Несмотря на признание, мы все проверили и выяснили, что этот человек не убивал девушек, многое из того, что он говорил, не сходилось. По ДНК мы провели более 300 экспертиз по Мезиной и еще столько же по Кручинкиной. Проверяли всех, кто попадал в поле зрения следствия, но пока безрезультатно. Сейчас ищем новые пути в расследовании этих дел. Оперативные мероприятия продолжаются.

О технических новинках мордовских следователей
Наука не стоит на месте, я работаю в следствии уже давно, и то, что раньше нам казалось фантастикой, сейчас - обыденность. Еще в начале 90-х считалось хорошо, если в отделе имелась одна печатная машинка. Сейчас все изменилось, технической оснащенности могут даже позавидовать коллеги из других ведомств. Только в прошлом году, учитывая пожелания наших следователей и криминалистов, мы приобрели суперсовременные приборы для проведения некоторых экспертиз. С их помощью у нас появились новые возможности для раскрытия самых запутанных преступлений. У нас есть аппаратура, которой нет ни у кого в республике. Так, например, на вооружении у нас находится техника, способная снимать информацию с уничтоженного телефона. Даже если мобильный полностью разбит, мы можем извлечь оттуда все контакты, звонки, смс, фото-, видеоизображения.
Другая наша новинка - цианоакрилатовая камера, внешне чем-то похожая на микроволновую печь. С ее помощью гораздо легче выявить следы пальцев рук, оставленные на месте преступления. При этом не требуется, как в дактилоскопическом исследовании, обрабатывать всю поверхность предмета порошком. Машина сама распознает нужные участки.
В камеру легко помещается несколько объектов, таких как полиэтиленовые пакеты, холодное и огнестрельное оружие, представляющие сложность для дактилоскопического исследования. Выставляются определенные параметры влажности и температуры, на нагревательный элемент наливается специальный раствор, похожий на клей, который испаряется и прилипает на потожир. Примерно через 1,5-2 часа отпечаток готов. Причем получить его можно не только с ровной поверхности, но и с шероховатой. Раньше, например, получить отпечатки пальцев с рифленой поверхности рукоятки пистолета Макарова было невозможно. Сейчас это реально. Иными словами, время кисточек и графитового порошка уходит в прошлое. Теперь экспертам по зубам и отпечаток трехлетней давности.
Из технических новинок имеется еще световой столб. Ночью он способен осветить площадь размером с футбольное поле. С помощью еще одной новинки - георадара - у нас появилась возможность более эффективно заниматься поисками сокрытых трупов. С подобным инновационным оборудованием оперативность увеличивается в разы, и от этого зависит результат, что очень важно в расследовании таких тяжких преступлений, как убийства и изнасилования.

Желающих работать в следствии 100 человек на место
Сегодня Следственное управление СКР по РМ представляет собой самый молодой коллектив из всех правоохранительных органов. У нас работают всего два сотрудника старше 50 лет, остальные в основном люди до 50 лет, треть из которых в возрасте до 30 лет. Когда в 2007 году формировалось наше ведомство, следователи с опытом работы 2-3 года были едва ли не ветеранами, многие приходили работать со студенческой скамьи. Сегодня уже сформировался костяк, который составляют люди, имеющие стаж работы от 3 до 5 лет. Надо сказать, у нас не все выдерживают. Буквально на днях здоровый парень, прошедший армию, после трех месяцев работы написал рапорт на увольнение. Со стороны все вроде было хорошо, а поработал и сказал: «Все, больше не могу!». Между тем текучка кадров у нас невелика, за прошлый год от нас ушли 8 человек. Но не все ушли из системы, некоторые перевелись в другие регионы на повышение. Вы же знаете, один из моих замов Николай Шаронов теперь возглавляет СКР по Республике Тыва, некоторые наши специалисты отправились туда на помощь.
Наша кадровая политика и моя лично заключается в том, чтобы брать на работу тех ребят, которые работают у нас внештатными сотрудниками. Год, два они работают общественными помощниками следователя, выезжают с ним на место происшествия, т.е. работу следователя они уже знают. Желающих работать в Следственном управлении на сегодня достаточно много - порядка ста человек на одно место. Нам есть из кого выбрать.

Два года отдельно от прокуратуры
Мы уже два года работаем отдельно от прокуратуры. Я сам проработал длительный период в органах прокуратуры. Раньше у прокурора было огромное количество задач и полномочий: общий надзор, поддержание гособвинения в суде, надзор за следствием, расследование уголовных дел. Сами расследовали и сами же осуществляли надзор. Определенно глаз замыливался, и где-то, возможно, не хватало принципиальности, которая должна была быть.
Сегодня прокурорский надзор за следствием абсолютно независим. Прокуратура заинтересована в том, чтобы было предоставлено качественное уголовное дело, по которому в дальнейшем предстоит поддерживать обвинение в суде. Благодарен коллегам из прокуратуры за принципиальную позицию. Иногда сотрудники говорят, в прокуратуре не утверждают обвинительное заключение. В такие моменты говорю, скажите спасибо, что недостатки прокуратура выявила до направления дела в суд.

О состоянии преступности в республике
Мордовия - один из самых благополучных и спокойных регионов в России по состоянию преступности. Заметного роста преступности у нас нет, наоборот, по некоторым преступлениям либо цифры стабильны, либо происходит снижение. За прошедший год следователями СКР по РМ расследовано около 600 уголовных дел более чем по 900 преступлениям. Многие преступления были совершены одними и теми же людьми, в дальнейшем они объединены в одно производство. В отношении 37 обвиняемых были возбуждены 33 уголовных дела по статье «Убийство», более 40 дел были возбуждены по статье «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего». Что касается половых преступлений, то здесь возбуждено 10 уголовных дел по статье «Изнасилование» и еще 6 дел, относящихся к этой категории.
Хотел бы поблагодарить представителей средств массовой информации за очень пристальное внимание к ходу расследования уголовных дел нашим ведомством. Вы по-хорошему не даете нам расслабиться. В раскрытии преступлений мы заинтересованы больше, чем кто бы то ни был. Нам хотелось бы достичь 100-процентной раскрываемости, мы к этому стремимся. На сегодня по делам прошлых лет у нас числятся 4 нераскрытых уголовных дела, по которым ведется предварительное следствие. Между тем могу сказать, что нашими следователями за 2012 год уже расследовано 30 преступлений прошлых лет, среди которых 5 убийств, 3 покушения на убийства и т.д. Самое старое преступление оставалось нераскрытым еще с 1998 года. Многие преступления прошлых лет были совершены представителями организованных преступных формирований. На сегодня в производстве следователей СКР по РМ находятся 20 уголовных дел прошлых лет, 17 из которых убийства.
В 2012 году было окончено предварительное расследование и вынесены приговоры участникам организованных групп Михаилу Севостьянчику и Юрию Сорокину. Перед судом предстали организатор и участники преступного сообщества «Юго-Запад». Среди наиболее резонансных преступлений, совершенных обвиняемыми, - убийство в 2005 году директора «Ромодановсахара» Федора Катаева.

Эдуард АНЮТИН

«Вечерний Саранск»