Вчерашние студенты работают в Центре для одаренных детей Мордовии

08.10.2012 09:31

Успех ученика во многом зависит от того, какой у него учитель. Высокого результата не будет без целеустремленности, терпения, воли ребенка. Но идти по трудному пути постижения новых знаний в одиночку ему просто невозможно.

В Республиканский лицей-Центр для одаренных детей, куда принимают детей с 8 класса, попадают самые смышленые, способные к учебе по усложненной программе школьники. Их отбирают по всей республике по итогам вступительных испытаний, которые проходят в несколько этапов - в заочной и очной форме. Серьезное собеседование на знание своего предмета и основ педагогики проходят и учителя, которые работают с одаренными детьми. Причем  ставку здесь делают на молодых.

В Центре для одаренных и руководящий состав (директор и его заместители) молодой, и среди педагогов есть такие, кто делает первые шаги в профессии. Наравне с мэтрами, которые перешли в Центр для одаренных детей из других школ, знаменитыми педагогами, чей опыт по подготовке победителей и призеров олимпиад высокого уровня взят за основу при создании лицея, здесь работают и те, кто только в этом году окончил вуз. В Центре для одаренных 13 молодых педагогов – тех, у кого стаж работы не более 2 лет: Александр Киреев, Наталья Киреева, Павел Кашайкин, Ксения Ерочкина, Сергей Куфтинов, Виктория Ерастова, Светлана Шинденкова, Ирина Мартьянова, Тамара Хвастунова, Николай Хвастунов, Юлия Абрамкина, Евгений Немцев, Николай Вьюшкин. Пятеро из них получили диплом всего три месяца назад. Разница в возрасте с одиннадцатиклассниками – каких-то шесть лет.

Разумеется, ученики обращаются к ним по имени-отчеству. Но многие отмечают, что общаться с молодыми учителями проще. И на уроке, и по вопросам, не связанным с учебой. У лицеистов, приехавших из районов, рядом нет ни мамы, ни давних друзей. А порой так нужен житейский совет…

По сравнению с другими молодыми учителями Тамара Аркадьевна Хвастунова, преподающая информатику, - зрелый педагог. После окончания факультета электронной техники она год проработала в гимназии №20 и уже один год здесь, в Центре для одаренных. На собеседование она пришла по рекомендации С.Ф.Серова, одного из опытнейших учителей. Сергей Федорович преподавал у Тамары в лицее №43, теперь и сам работает в Центре для одаренных, и свою талантливую ученицу пригласил сюда.

- Здесь другие ученики, и я с ними стала работать по-другому, - отмечает молодой учитель информатики. - У них высокая мотивация, они нацелены на учебу и конкретно на мой предмет. А если у учеников есть стремление, то и у учителя появляется азарт. Мне с ними интересно. И самой нужно постоянно учиться, расширять знания, иначе эти ученики быстро обойдут учителя. 

У Тамары Аркадьевны есть даже первые успехи. Вместе со своим наставником она подготовила первых олимпиадников: в прошлом учебном году ее ученики заняли призовые места на республиканской олимпиаде. На российскую, правда, пока не прошли. Но высокая цель поставлена, увлеченность у нее самой и у ее учеников есть, работа продолжается.

Молодой математик Сергей Куфтинов, который только в этом году окончил университет, не боится повышенных требований к нему как к педагогу. А задачи перед преподавателями предметов физико-математического профиля здесь действительно стоят высокие. Обучение детей идет по углубленной программе: в обычной школе, по стандартной программе, у восьмиклассников 5 уроков математики в неделю, в Центре для одаренных - 12.

- Нужно хорошо знать и любить свой предмет, - раскрывает секрет успешной работы с одаренными школьниками Сергей Семенович. - Тогда и дети заинтересуются.

Юлия Николаевна Абрамкина в этом году окончила физмат пединститута с отличием. И уже на пятом курсе работала в лицее. За лето она очень соскучилась по всем ученикам и особенно по своему 11-му «В» - теперь она классный руководитель в выпускном классе.
- К концу дня, конечно, устаешь. Особенно, когда в день по шесть уроков. Но на следующий день силы опять появляются, и я опять с удовольствием иду на работу, - говорит Юлия.Учитель физической культуры Николай Васильевич Вьюшкин сам еще студент. Уверен, что умникам и умницам нужны не только формулы, но и гармоничное физическое развитие. Своего спортзала у Центра для одаренных пока нет. Уроки физкультуры у лицеистов проходят в спорткомплексе «Мордовия».

Среди молодых педагогов – не одна молодая семья: Киреевы, Хвастуновы, Немцевы. К примеру, Евгений Немцев - учитель физкультуры, а его супруга Александра – воспитатель в общежитии (ребятишки из районов постоянно находятся под присмотром педагогов).

Вчерашние студенты работают здесь с таким же энтузиазмом, с каким дети учатся. Кроме большой моральной отдачи, удовлетворения от работы, есть и материальный стимул. Зарплата в Центре для одаренных заметно выше, чем у начинающего педагога в любой другой школе. Но и объем работы больше, и спрос иной: они учат будущую научную элиту республики, активных участников олимпиадного движения, которым в скором времени предстоит развивать и продвигать научно-производственный сектор.

«Известия Мордовии»