Женский взгляд на Андрея Кончаловского

22.08.2012 11:51

О юбиляре рассказывает его любимая женщина

Его отец - знаменитый детский поэт «дядя Степа» Сергей Михалков, его дед и прадед - художники Петр Кончаловский и Василий Суриков, родной брат - режиссер Никита Михалков. Представитель этого знаменитого рода с глубокими дворянскими корнями - Андрей Кончаловский - и сам стал культовым человеком в своей профессии, в мировую копилку киношедевров вошли его картины «Первый учитель», «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», «Дворянское гнездо», «Дядя Ваня», «Романс о влюбленных», «Сибириада», «Курочка Ряба», а также фильмы, снятые им в Голливуде, - «Возлюбленные Марии», «Поезд-беглец», «Гомер и Эдди», «Танго и Кэш», «Щелкунчик и Крысиный король»… Всего Кончаловский снял 25 фильмов, написал 33 сценария. А еще на его счету девять громких театральных постановок, в том числе пять опер.

Он уже при жизни стал классиком. И о нем можно прочесть в многочисленных энциклопедических справочниках. Но есть вещи, о которых в энциклопедиях писать не принято. О них нам рассказал человек, который знает Андрея Кончаловского лучше всех: его любимая женщина - актриса кино и театра, писательница, ведущая собственной кулинарной программы «Едим дома» и ресторатор Юлия Высоцкая.

Встреча
И Андрей Сергеевич и его супруга Юлия Высоцкая уже много раз рассказывали о своей самой первой встрече, которая бесповоротно связала их судьбы. Начинающей актрисе было 25, а прославленному режиссеру - 61, когда они оказались в одном лифте в гостинице на берегу моря. Красивая и остроумная девушка так взволновала сердце опытного сердцееда, что он без раздумий принял решение сделать ей предложение руки и сердца.
- В тот период жизни я буквально жила на чемодане! - рассказывает Юлия. - И вдруг этот самый чемодан пропал… Я летела из Мальты в Лондон, и моя огромная страшная сумка, доверху набитая одеждой и книгами, бесследно исчезла! И именно в это время моя жизнь началась заново… Причем, буквально…
Юля купила новую одежду - и отправилась на российский кинофестиваль на берегу Черного моря. И там сама судьба столкнула ее с Андреем Кончаловским - человеком, который изменил ее жизнь и мировоззрение.
Кончаловский и Высоцкая вместе уже 16 лет. Друзья семьи говорят, что за это время супруги даже внешне стали похожи. А главное, что у них общее представление о ценностях, в которых семья - на первом месте. Они не только сохранили внезапно вспыхнувшее чувство, но стали друзьями и соратниками. При этом в отношениях есть место доброй шутке и даже детскому озорству.
- Я иногда наряжаюсь перед мужем и спрашиваю: мне в этом пойти - или вот в этом? - рассказывает Юлия. - Я обожаю, когда он ходит со мной по магазинам, у него глаз - ватерпас! И муж любит, когда я помогаю ему выбирать одежду и даже заставляю купить ту или иную вещь. Потом он может сказать: «Какой у меня хороший пиджачок!». А я смеюсь: «Но ты же не хотел его покупать!». А он говорит: «Вот для этого ты со мной и ходишь, чтобы я все-таки купил!»

Тосканский замок
Семья Кончаловских обитает в настоящей дворянской усадьбе на Николиной Горе. В той самой, где будущий режиссер провел свое детство с родителями и братом Никитой. И именно здесь он поселился с молодой женой Юлией, когда вернулся в Москву из Голливуда. А несколько лет назад Андрей Сергеевич и Юлия приобрели родовое имение итальянских аристократов в Тоскане.
- Мы купили настоящие развалины, - рассказывает жена режиссера. - И должны были не просто реставрировать их, а привести в тот вид, в котором они были много столетий назад. Для этого привлекли не просто архитекторов, а историков, которые смогли найти старые картинки этого дома и подобрать необходимые материалы для здания XVIII века. Там даже штукатурка имеет точно тот же состав, какой использовалась в те стародавние времена. Реставрация - это безумно интересный процесс, но очень долгий: три года уже строим, но еще не закончили. Сейчас занимаемся внутренним обустройством. Андрей Сергеевич считает, что дом живет до тех пор, пока он находится в процессе обживания, вещами он должен обрастать потихонечку. Он говорит, что хуже нет, когда ты приехал в новый дом, а для тебя там уже тапочки поставили: это уже не твой дом, если кто-то за тебя все сделал - с таким же успехом тогда можно жить и в отеле...  

Петр и Мария
У Андрея Кончаловского - семеро детей: Егор, Александра, Дарья, Наталья, Елена, Мария и Петр. Старший - кинорежиссер Егор Кончаловский. Самые младшие - 12-летняя Маша и 8-летний Петя - дети Юлии и Андрея Сергеевича.
- Сейчас они учатся в Лондоне, во Французском лицее, - рассказывает супруга юбиляра. - Конечно, материнский эгоизм присутствует, но я пытаюсь быть разумной, потому что нам с Андреем Сергеевичем хочется максимально вооружить детей на жизнь… Лондон в нашей жизни появился спонтанно: Кончаловский заканчивал съемки фильма «Щелкунчик», и мы прожили там полтора года. Школа, в которую ходили наши дети, произвела тогда на нас очень сильное впечатление. Вернувшись в Москву, мы попытались поискать похожее заведение, не нашли - и оставили детей на домашнем обучении. Но в итоге вернулись в лондонскую школу… Мы поняли, что это - лучшее из того, что мы встретили... Конечно, это ненормальная ситуация, не видеть своих детей каждый день - это мучительно тяжело… Они приезжают в Москву на выходные, мы с Андреем Сергеевичем мчимся к ним, как только появляется в рабочем графике свободная «дырочка». Я надеюсь, что все закончится, когда мы выпустим спектакль «Три сестры», которому сейчас отдаем все силы. Успокаивает то, что детям там хорошо. Они страдают меньше, чем мы, потому что у них есть помощники, друзья, а еще - футбол, скейтбординг. И потом, в Лондоне совсем другая жизнь, в отличие от московской. Маруся там сама ездит в школу: садится в поезд, доезжает до нужной станции, пересаживается на метро… 35 минут дочь добирается до школы - точно так же, как я когда-то. А когда дети в Москве - я не могу представить, что их можно одних отпустить в метро…

Хлеб с маслом
Андрей Кончаловский ведет очень активную жизнь: в рабочем графике у юбиляра много поездок и путешествий. И частенько вместе с ним отправляется вся его семья. А каникулы и праздники Кончаловские стараются проводить на своей вилле в Италии.
- Для себя я сделала важный выбор: лето провожу с семьей! - говорит Юлия. - И даже если Андрей Сергеевич находится где-то на съемках, мы рядом с ним. Время летит очень быстро. И лето - это шанс побыть с детьми, пока они не стали совсем взрослыми.  
- А чем Андрею Сергеевичу так приглянулась Италия?
- Я думаю, что легкостью человеческого комфорта и общения. Конечно, еще есть прекрасная страна Франция - с ее прекрасной едой, природой, погодой и архитектурой. Но Италия отличается отношением людей к самой жизни. Итальянцы открытые, доброжелательные, у них всегда хорошее настроение. Это нас очень подкупает, и мы сами быстро становимся частью всего этого. Хотя французов мы тоже любим. Французы - большие знатоки вкусной еды. Ах, как мы вкусно ели в Каннах! Лучшее, что там было, - это хлеб с маслом! Норманнское масло и провансальский хлеб - это фантастика, причем, в любом месте, в самой дырке-забегаловке. А если ехать из Канн в сторону Граса - можно навестить дочку Андрея Сергеевича Сашу. Мы собирались там всей семьей в деревенском кафе - с детьми, внуками… И есть-то вроде бы не собирались, но стоило сесть за стол… Начали с вина, потом кальвадос… Оказалось, что у них есть и фуа гра, и сыр, и все это стоит три копейки! А качество - сумасшедшее, потому что все натуральное, деревенское! И при этом - такая обстановка неповторимая: вокруг все ободрано, дети бегают, шумят, собаки валяются под столами... Фантастика!

Общие ценности
- А с друзьями Андрея Сергеевича находите общий язык?
- Мы с мужем ценим в людях одни и те же качества - нам в принципе нравится один и тот же тип людей. Редко бывает, что мы не соглашаемся друг с другом, и тогда я говорю: «Ну, знаешь, ты иди с ним куда-нибудь, а я не пойду». Но серьезных разногласий пока не было. Мне повезло в том плане, что у нас с Андреем Сергеевичем общее представление о нашей социальной жизни. Например, мы не ходим на тусовки. Встречаемся именно с друзьями. У него есть друзья-кинематографисты, которые за время, что мы живем вместе, стали и моими близкими друзьями. Кто-то из Германии приезжает, кто-то из Америки, а еще - из Франции, Англии… И это тот прекрасный случай, когда мы хором сбегаем с каких-то мероприятий, иногда даже с показов, и едем вместе сидеть, болтать, говорить, что-то есть, выпивать…

Катарсис
Накануне предстоящего юбилея мэтра на XX Международном фестивале киноискусства Art Film Fest в Словакии показали фильмы Андрея Кончаловского «Дом дураков» и «Дядя Ваня», а их автору вручили главный приз за выдающийся вклад в киноискусство - «Золотую камеру».
- А недавно, во время Каннского кинофестиваля, показывали фильм Кончаловского «Поезд-беглец», - рассказывает Юля. - Я считаю, что это - одна из лучших работ Андрея Сергеевича. Фильм шел вне конкурсной программы, но зал быт набит до отказа. Собралась очень интеллигентная публика, которой интересно настоящее кино. А выходили зрители со словами: «Совершенно современно: снято, как будто сегодня!». Это было лучшим комплиментом для мужа - ведь фильм снят давно... Но если посмотреть другие его картины - он все их так снимает, поэтому они всегда современны и актуальны. «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» - это предтеча всей его творческой догмы, ведь уже тогда, в 60-е годы, он снимал новаторски - с живым звуком, с «гуляющей» камерой... Хотя как режиссера его больше всего интересует человеческая сущность. И, возвращаясь к «Поезду-беглецу»: я вдруг поняла для себя, что Кончаловский - гений кульминации! Есть режиссеры, которые хорошо рассказывают истории, есть те, которые замечательно снимают экшн, есть те, которые красиво показывают любовь… А у Андрея Сергеевича обязательно в каждом произведении есть фантастическая кульминация, настоящий катарсис! И в «Поезде-беглеце» это получилось очень мощно и красиво! Да и вообще, во всех его работах - даже в оперных постановках...

Юбилей
- Юля, вы как-то по-особому готовились к юбилею Андрея Сергеевича?
- Я люблю дни рождения, но теперь стала относиться к ним не так трепетно, как, скажем, лет десять назад, а как-то спокойней... А Андрей Сергеевич - еще более спокойно. Он даже говорит, что у него день рождения - каждый день. Поэтому и в юбилей все будет как обычно, по-домашнему. Сама готовить не хочу, потому что хочу собрать много-много любимых и родных людей, всю нашу семью. А если буду стоять у плиты - никого не увижу… У нас уже были такие эксперименты, когда люди видят тарелки, но совершенно не видят меня. Это несправедливо ни по отношению ко мне, ни по отношению к имениннику…

«Вечерний Саранск»