Шахназаров заставил Голливуд работать на «Мосфильм»

11.07.2012 08:21

Известный режиссер и глава российской «Фабрики грез» отмечает свое 60-летие Его режиссерская история началась с фильма «Мы из джаза», ставшего культовым. На его счету - заслужившие всенародную любовь «Курьер», «Зимний вечер в Гаграх», «Город Зеро», «Цареубийца», «Исчезнувшая империя», «Палата № 6» и премьера нынешнего года - «Белый Тигр»… Каждый фильм, снятый Кареном Шахназаровым, находит отклик в сердце зрителя - ведь режиссер поднимает в своих произведениях вечные темы, волнующие каждого человека. Мы беседуем с Кареном Шахназаровым у него на работе - в кабинете генерального директора «Мосфильма».

Фильм-посвящение

- Карен Георгиевич, недавно вышел на экраны ваш фильм «Белый Тигр» о Великой Отечественной войне. Это произведение вы посвятили своему отцу. Он воевал? - Да, папа окончил Тбилисское артиллерийское училище, командовал батареей - три года воевал, дважды был ранен, участвовал в боях за Минск, Севастополь... Призвали его в восемнадцать лет, демобилизовался в 1947 году. После войны вернулся в Баку, окончил экстерном юридический факультет университета, приехал в Москву, пошел в аспирантуру. Встретил тут мою маму, они влюбились и поженились. Папа стал крупным политологом - он считается одним из основателей политологии в России. В конце карьеры работал у Михаила Горбачева… 15 мая 2001 года папа ушел из жизни: по дороге из Тулы заехал в Ясную Поляну, и там ему внезапно стало плохо с сердцем… Когда я делал эту кинокартину - то, конечно, посвятил ее памяти отца и его товарищей. - А сами вы служили? - Да - как раз в бронетанковой дивизии. - Насколько ваш армейский опыт помог при работе над «Белым тигром»? - Конечно, с танками я знаком не понаслышке, и это мне помогало. Но помимо жизненного опыта и рассказов отца я изучил огромное количество материалов, прочитал массу книг, серьезно готовился к картине. - А почему вы решили взять для экранизации неизвестную повесть Ильи Бояшова «Танкист»? - У Бояшова меня заинтересовала история о танке-призраке. Те писатели, которые хотят, чтобы их произведения интересовали кинематограф, должны понимать, что для кино очень важна сама история и точная работа с диалогом. Большой минус нашей литературы - обширные диалоги. В фильме чем меньше диалогов, чем они точнее, чем больше раскрывается через действие - тем лучше. Кино - очень важная часть жизни, и понятно, что кинематографисты постоянно находятся в поиске хороших идей и сценариев. - А какими качествами должен обладать режиссер, чтобы состояться в профессии? - Трудолюбием. Любой талант требует работы, учебы. Нужно постоянно учиться! Сделав 15 картин, я не считаю, что окончил курс обучения в кино. Постоянно что-то узнаешь, открываешь, делаешь выводы… Быть режиссером - это значит постоянно быть в процессе накопления и обучения. И главное - не бояться работы. Когда мы работали над сценариями, всегда делали много вариантов. Так, например, с Сашей Бородянским мы переписывали сценарий к картине «Мы из джаза» около десяти раз! Ты должен быть в процессе совершенствования всегда…

«У каждого фильма - свое время»

- Вы требовательны к себе? - Скорее да, чем нет. Если я что-то делаю - например, снимаю фильм, - стараюсь максимально изучить материал. Даже то, что может мне не понадобиться, - я стараюсь понять все! Если это историческая эпоха, событие - изучаю все, что было до, во время и после. Нужно проводить большую предварительную работу, а не просто сидеть и ждать творческого импульса и озарения. Импульс не придет просто так - только на основе большой работы, которую ты проделаешь. - Какая из ваших 15 киноработ была самой сложной? - «Белый Тигр» и «Цареубийца» - две самые сложные картины. - Почему? - И тематика сложная, и «Белый Тигр» - постановочно нелегкая картина. Военные фильмы всегда очень сложны технически: баталии, танки… А «Цареубийца» вообще снимался в последний год существования СССР… - Можно ли сказать, что тематикой своей картины вы предвосхитили события, произошедшие в 1991 году? - Многие так считают, но это скорее относится не к «Цареубийце», а к «Городу Зеро». - Как вы считаете, фильм «Цареубийца» мог бы родиться сейчас, в наше время? - Трудно сказать... Сама тема - вечно актуальная. Расстрел императорской семьи в 1918 году - яркий исторический сюжет. Я уверен, что он еще ляжет в основу десятков книг и кинокартин. Это как в английской истории сюжет о Марии Стюарт и Елизавете, их взаимоотношениях. Если говорить конкретно о «Цареубийце»… Мне кажется, у каждого фильма - свое время. Это была первая кинокартина на данную тематику, мало кто знал эту историю. Только в конце перестройки возможно было говорить об этом, и то вызывало опасения! Я думаю, что конкретно этот фильм - фильм своей эпохи, своего времени. А вышел он из «Палаты № 6»… - Как такое могло быть? Ведь «Палата № 6» вышла на экраны много лет спустя - в 2009 году… - Я замыслил «Палату № 6» еще до «Цареубийцы». У нас было много материала по дурдомам - мы объездили всю Россию, много было записей. Планировали сделать фильм совместно с итальянцами, доктора Рагина должен был играть Мастроянни. Но та форма, которую мы придумали - псевдодокументальная, с двумя временными пластами, - итальянцам не понравилась. Они хотели чисто классический вариант, «костюмного» Чехова. Мы с ними долго препирались, практически начали работать... Я уже и с Мастроянни подружился… Но в результате тот проект не состоялся, а я взялся за тему расстрела семьи Романовых. Мне хотелось сделать «Цареубийцу» исторической картиной, но нужно было найти драматургическую форму, которая дает некоторую степень художественной свободы. Сюжет мы практически взяли из «Палаты № 6»…

«Дети - это хорошо»

- Бывало ли так, что образы и идеи приходили, например, во снах? - Бывало, да. Поэтому, когда меня спрашивают, как я решил что-то сделать или сделал, я часто не могу ответить. Картина порой рождается из очень странных вещей… - А правда, что вы познакомились с женой на съемках фильма «Цареубийца»? - Последней? Ну, да… - Вы влюбчивый человек? - Не знаю даже… Любовь возникла, и мы поженились… Вот только мы уже несколько лет назад развелись. Дети, правда, есть - а это хорошо. - А они чем занимаются? - Старший сын, Ваня, учится во ВГИКе, а младший, Василий, - еще в школе. Они у меня молодцы!

«Финал - это самое сложное»

- Вы не только режиссер, но еще и директор «Мосфильма». Не мешает административная работа творчеству? - Мешает, наверное. А с другой стороны - для меня это единое. Я хотел создать студию, на которой любые замыслы режиссера, какими бы сверхъестественными и сумасшедшими они ни были, можно было реализовать в хорошем технологическом качестве. Я, когда работаю на картине, всегда замечаю, в чем проблемы, что находится в неисправности… - Если говорить честно - вы же получили киноконцерн «Мосфильм» в довольно плачевном состоянии… - Честно - да, не в лучшем. - А в каком состоянии он сейчас? - Сейчас это одна из лучших киностудий мира. Здесь есть все с точки зрения технологий, чтобы работать на самом высоком уровне. Совсем недавно ввели новую практику: теперь мы пишем музыку с Лос-Анджелесом онлайн. Голливудские композиторы пишут для нас музыку посредством видеомоста. Уже третью картину так делаем. - Хочу спросить о юбилее. Вы чувствуете ход времени? Изменилось ли с годами восприятие жизни? - С одной стороны - человек постоянно меняется, а с другой - остается неизменным. Да, многое во мне изменилось, но что-то осталось неизменным... Если говорить честно и смотреть правде в глаза - мое личное кино приближается к финалу, с этим ничего не поделаешь. А финал - это в любой картине самое сложное…

«Вечерний Саранск»