В Мордовии группа захвата атаковала «ГАЗель» с журналистами
28.06.2012 16:57
Наш город все теснее и теснее интегрируется в мировое сообщество. Организация и участие в крупных международных форумах, таких, как фестиваль финно-угорских народов, Кубок мира по спортивной ходьбе или футбольный «мундиаль», не только создает новые возможности, но и порождает новые риски. Один из них – это угроза террористических актов.
Национальный антитеррористический комитет России, образованный в 2006 г. в соответствии с Указом Президента РФ № 116 «О мерах по противодействию терроризму», послужил точкой отсчета для создания в стране единой системы противодействия этому злу. В каждом субъекте Федерации созданы Антитеррористические комиссии и Оперативные штабы. На Оперативный штаб в Мордовии, в состав которого входят руководители всех силовых ведомств и органов власти, возложена задача по непосредственному управлению контртеррористической операцией (КТО). В случае (не дай Бог, конечно) проведения КТО в Мордовии, при Штабе будет организована работа временного пресс-центра, главной целью которого будет доведение до населения объективной информации о ходе КТО. В этой связи журналисты, планируемые к аккредитации в Оперативном штабе, должны были пройти предварительную подготовку, включающую в себя элементы теории и практики.
Именно этому, собственно, и был посвящен день, который мы провели на базе Мордовского ОМОНа под Рузаевкой. После просмотра фильма об учебно-практических курсах для журналистов «Бастион», подготовленного Московским союзом журналистов, «акулам пера» из мордовских СМИ предложили принять участие в некой полевой игре, в подробности которой, нас, разумеется, никто не посвящал. Признаюсь, я думал, что нам покажут приемы рукопашной борьбы, меткие выстрелы по мишеням или еще что-то в этом роде. Каково же было удивление, когда нашу «ГАЗель» на подъезде к карьеру атаковала группа захвата. Неожиданный хлопок от взрыва был весьма ощутимым, так же, как и выстрелы из автоматов, пусть и холостые.
Не знаю, видели ли наши доблестные бойцы в своей жизни таких «террористов», как мы, но со своей работой они справились привычно – на «раз-два». «Акулы пера» были выволочены из автобуса и уложены на землю. Затем их «заковали» в браслеты и с черными шапками на головах отвели в фургон. Все было проведено настолько быстро и четко, что испугаться никто не успел. Вот только я подумал: а что, если бы патроны были настоящими? Подумал, и по спине пробежал холодок.
Когда мы вернулись на базу, инструкторы ОМОНа познакомили нас с образцами стрелкового вооружения Российской армии, которые применяются в КТО, а также с видами мин, гранат и других взрывных устройств, с которыми, может быть, кому-то из нас придется иметь дело в дальнейшем. Инструктаж с последующей экскурсией по музею Мордовского ОМОНа были очень познавательными и полезными, тем более что гостеприимные хозяева позволили сфотографироваться с образцами. А какой же мужчина откажет себе в удовольствии взять в руки настоящее оружие, пусть и незаряженное. Тем более, что в условиях реальной КТО взять в руки оружие журналисту никто не позволит – это противоречит международной журналистской этике.
P.S. Управление ФСБ России по Республике Мордовия обращает внимание жителей на необходимость повышения бдительности, особенно в период проведения массовых праздничных или спортивных мероприятий, а также митингов, демонстраций и шествий. Находясь в местах массового пребывания граждан, совершая поездки в общественном транспорте, не оставляйте без внимания бесхозные предметы (пакеты, коробки и т.д.), оставленные на остановках, стадионах, рынках, а также на транспорте.
Обо всех случаях обнаружения подозрительных лиц и оставленных без присмотра вещей и предметов просим своевременно сообщать по телефонам ФСБ – 28-88-88, 28-28-28, МВД – 47-77-71 или 02. Помните, что активная гражданская позиция, грамотные действия каждого из вас помогут сохранить жизнь и здоровье наших граждан.
Справка «ИМ»
Курсы «Бастион» проводились для представителей прессы уже 8 раз. Когда-то всё начиналось с попытки Московского союза журналистов перекинуть мостик через пропасть непонимания, которая разделяла военных и представителей СМИ после первой Чеченской кампании. Сейчас тематика курсов гораздо шире специфики освещения исключительно военных действий. Если первый «Бастион» собрал только столичных журналистов, то теперь аудитория значительно расширилась. Курсы «гастролируют» по России: Чебаркуль, Юрга…
Во всём мире прохождение подобной подготовки журналисту обходится в немалые деньги. Например, курс выживания во враждебном окружении, проведённый британскими специалистами по программе Centurion, своего рода предтечи «Бастиона», обходится в три тысячи долларов. Курсы «Бастион» пока работают совершенно бесплатно.
Чему учат на «Бастионе»? Темы лекционных занятий максимально приближены к практике. Как подготовиться к командировке в горячую точку, как одеться – мужчинам не злоупотреблять камуфляжем, чтобы не быть похожими на военных или боевиков, женщинам исключить декольте и короткие юбки. Как правильно общаться, что и кому говорить, и главное – о чём молчать; о чём можно и нужно договариваться с командованием, а на какие темы проще поболтать с солдатами и сержантами, как попасть на вертолёт, если в нём уже нет мест... У военных журналистов есть сотни секретов, которые они охотно раскрыли своим менее подготовленным коллегам.
На учениях побывал Александр Пьянзин.
«Известия Мордовии»