Мне бы в небо

04.04.2012 13:35

Единственный в республике пилот теплового аэростата Вадим Лавский будет устраивать воздушные экскурсии над Мордовией

Небо и полеты в бескрайних воздушных просторах всегда будоражили человеческие умы и воображение. Небесные устремления уже вывели человечество в космос и приблизили к нам планеты Солнечной системы. Но для большинства людей возможность по-настоящему «прикоснуться к небу» – устроить захватывающий дух полет на воздушном шаре. И у жителей Саранска такой шанс есть – осуществить воздушную мечту способен единственный в Мордовии пилот теплового аэростата Вадим ЛАВСКИЙ.

Чужой пример заразителен

Идея покорить небо на воздушном шаре пришла к Вадиму Лавскому в 2006 году после прочтения статьи в «Вечернем Саранске». Неожиданное признание из уст воздухоплавателя заставило нас поднять архивы. Событие, о котором мы тогда рассказали на своих страницах, произошло в Ковылкинском районе Мордовии. На заледенелый пруд в полутора километрах от села Мордовское Коломасово 15 марта 2006 года приземлился на своем тепловом аэростате воздухоплаватель Виктор Горобец.

Пилот, вылетев из Тульской области и приземлившись в Мордовии, установил лучшее российское достижение по дальности и продолжительности перелета для тепловых шаров класса АХ-8. Ему удалось пролететь практически 457 км и продержаться в воздухе 11 часов. Так, Мордовия во второй раз вписала себя в российскую историю воздухоплавания: волею случая Виктор Горобец совершил посадку всего в 18 километрах от того места, где в неуправляемом режиме 30 января 1934 года приземлился после катастрофы стратостат «Осоавиахим-1» с погибшим экипажем. Подвиг героев-стратонавтов командира экипажа Андрея Васенко, членов экипажа Павла Федосеенко и Ивана Усыскина, которые достигли высоты 22000 метров, увековечен памятником на привокзальной площади в Саранске.

Школа пилотов

Два года спустя Вадим Лавский был зачислен в курсанты Великолукского авиационного учебного центра гражданской авиации. Великие Луки – исторический центр, столица и кузница пилотов Российского воздухоплавания. Ежегодно здесь постигают искусство пилотирования десятки людей из разных стран (как мужчины, так и женщины). Например, в этом учебном центре обучаются летному делу многие турецкие пилоты воздушных шаров известных туристических районов.

Пилот-курсант теплового аэростата за время обучения должен налетать 16 часов, досконально изучить теорию, противопожарные нормы, правовые аспекты летного дела. Только после прохождения теоретического и летного обучения, а также сдачи выпускных экзаменов курсант получает удостоверение пилота гражданской авиации – пилот аэростатического летательного аппарата – и летную книжку.

Успешно закончив обучение, Вадим Лавский сначала попробовал себя в роли члена команды экипажа аэростата во время международных соревнований воздухоплавателей. В команде – четыре человека, которые помогают пилоту подготовить и поднять аэростат в воздух, управиться с газовыми баллонами, приземлиться.

Соревнуются команды между собой в умении управлять летательным аппаратом, движение которого, по сути, зависит от направления ветра. Однако человек все же может задать ему направление, лавируя в воздушных потоках. В этом пилоту помогают, во-первых, опыт, во-вторых, навигационная техника. Вообще воздухоплавательный спорт – удовольствие само по себе не из дешевых (только сам аэростат стоит около 1 млн. рублей), плюс траты на трансферт и топливо. К тому же приходится покупать и дорогое навигационное оборудование.

Воздушное судно

Свой тепловой аэростат в распоряжении Вадима Лавского появился только в прошлом году, когда идею поддержали еще несколько человек, которые выступили спонсорами. Воздушное судно занесено в реестр Росавиации, имеет свой идентификационный номер.

В Москве, например, воздухоплавание само по себе успешно развивается как бизнес. Однако для Вадима пилотирование воздушного шара не является способом заработать денег. Скорее это хобби, увлечение, любимое дело. «Взлетите один раз, поймете», – говорит Вадим. Ранее он прыгал с парашютом, плавал на байдарках, но признается, что такие ощущения, как при полете на воздушном шаре, нигде не испытать.

- На воздушном шаре ты плывешь, а не летишь. Когда взлетаешь и смотришь на землю сверху – это совершенно другое ощущение. Издалека земля даже красивее. Мусора не видно! – шутит Вадим. – Восприятие мира становится совсем другим.

Возможности того, что уже этим летом сотни людей в Мордовии совершат свои первые полеты на воздушном шаре, Вадим Лавский не отрицает. Коммерческие полеты нужны хотя бы даже для того, чтобы оправдать дорогое увлечение. Сейчас летательному аппарату необходимо пройти очередной технический осмотр. Для этого все оборудование необходимо отвезти в Москву. Кстати, тепловой воздушный шар – штука по весу совсем не легкая, хотя в полете производит невесомое впечатление. Общий вес воздушного шара перед полетом составляет почти полтонны. Поэтому для проезда к месту взлета и отъезда после посадки каждый раз необходимо фрахтовать грузовую машину или внедорожник-пикап.

Корзина может поднять в небо до четырех человек. Стоимость одного свободного подъема обходится в 15 тысяч рублей (топливо, трансферт к месту взлета и от места посадки). Протяженность полета длится от часа до полутора часов в зависимости от нескольких факторов.

Это самый романтичный вид спорта

Учитывая, что малая авиация имеет право осуществлять полеты в уведомительном режиме на высоте до 300 метров, для полетов открыта вся республика. Восточная часть Мордовии, а особенно окрестности Саранска, по словам воздухоплавателя, – отличное место для полетов. Много полей, а значит – много места для взлетов и посадок. При этом похожих полетов не бывает: все зависит от скорости и направления ветра, а также от погодных условий. Кто его знает, куда тебя принесет?

Единственное, что на полет над Саранском требуется разрешение властей города и служб безопасности. В черте города альтернатива свободному полету – привязной подъем (30-50 метров). В столице Мордовии воздушный шар под управлением Вадима поднимался в воздух прошлым летом на празднике, проводимом одной из компаний. В таком же режиме воздушное судно работало в прошлом году на фестивале байкеров на Лямбирском аэродроме. Кстати, за час в привязном режиме воздушный шар может поднять в воздух 30-40 человек.

Но взлетать выше 300 метров и не хочется, говорит Вадим, хотя во время учебных полетов приходилось взлетать и на 1300 метров.

- На большой высоте теряешь ощущение реальности происходящего. Смотришь на землю, как на карту. Когда же высота всего 200-300 метров – все гораздо интереснее. На такой высоте хорошо видно все, что происходит на земле. Когда пролетаешь над деревнями, люди выбегают из домов, машут, даже пытаются что-то спросить, кричат. На трассе останавливаются машины и тоже приветствуют нас, – рассказывает Вадим.

Как всякому спортсмену, пилоту из Мордовии хочется развиваться и развивать свой вид спорта. Например, организовать свою команду, представлять нашу республику в воздухоплавательных соревнованиях, ведь в России только за летний сезон (воздухоплавательный спорт всесезонный) проводится более десятка соревнований. Этот вид спорта активно развивается в соседних Рязанской и Нижегородской областях. В Мордовии, где стоит памятник героям-стратонавтам, а улицы столицы названы в их честь, поддержки воздухоплаванию не находится. Зато, несомненно, найдутся люди, которые захотят посмотреть на мир с высоты птичьего полета, где очень четко понимаешь, насколько мелки твои дела и заботы и насколько красив окружающий тебя мир.

- Я ни разу не встречал людей, которые воспринимают воздухоплавание негативно. Это самый романтичный вид спорта.

«Вечерний Саранск»