«Соотечественники-2012»: Мюнхгаузен по-белорусски и Чехов по-азербайджански

21.03.2012 13:04

Март в Саранске уже нельзя представить без театрального фестиваля. «Соотечественники» стали для нашего города еще одной весенней приметой, такой же обязательной, как возвращение перелетных птиц. В эти мартовские дни в театре Русской драмы как никогда остро стоит проблема лишнего билетика, а в фойе театра запросто можно столкнуться со знаменитостями: актерами, режиссерами, театральными критиками.

На пресс-конференции, предварявшей открытие фестиваля, член экспертной комиссии Анастасия Ефремова, отвечая на вопрос о том, как меняется с годами фестиваль и отношение к нему, заявила следующее: «Раньше, садясь в Москве в ваш поезд, мы уже начинали «свою работу», мы знакомились с соседями по купе, рассказывали о фестивале, приглашали на спектакли. Сейчас мы лишены такой возможности, потому что все билеты распроданы задолго до начала фестиваля. А это говорит о том, что у «Соотечественников» появился свой зритель, который целый год ждет встречи с русскими театрами из разных стран».

Саранский фестиваль обзавелся своими традициями: ежедневное общение судейской коллегии и гостей фестиваля с прессой, обязательные послепоказные обсуждения спектаклей, и, конечно, творческие встречи с самыми интересными гостями форума. В этом году такими гостями стали «оскароносный» сценарист, режиссер и продюсер Рустам Ибрагимбеков и патриарх театральной сцены, ведущий актер Национального академического драматического театра имени Горького (Минск) Ростислав Янковский.

Открылись «Соотечественники-2012» блистательной работой актеров Минского театра. Их «Пане Коханку», заявленный как художественный вымысел, история о белорусском Мюнхгаузене, удивлявшем современников. Режиссер постановки Сергей Ковальчук использовал в своем спектакле все возможное, включая тяжелую артиллерию (на сцене действительно и пушки «грохотали»). Но какими бы спецэффектами ни изобиловал спектакль, главным источником удовольствия зрителей оставалась актерская игра. Минские актеры, как всегда, были на высоте.

Музыкальные, пластичные, живые, естественные в каждом жесте и каждом слове, – играли, как пели, а пели… Как они пели! Замечательный молодой ансамбль был очень органичен на сцене, а мэтр Ростислав Янковский совершенно забыл с ними о своих почтенных летах. 82-летний актер был не менее притягателен для зрителя, чем его молодая очаровательная партнерша Вероника Пляшкевич. И, видимо, это еще одна традиция фестиваля – если белорусы открывают программу «Соотечественников», то планка поднимается очень высоко, а все последующие коллективы зритель неминуемо сравнивает с ними.
Но ведь они такие разные – театры, пьесы, режиссерские приемы.
«Он и они» Рустама Ибрагимбекова, показанный азербайджанским театром «Ибрус» следующим вечером, был полной противоположностью белорусскому спектаклю. Не было ни смены декораций, ни спецэффектов. Провинциальные актеры, по замыслу автора, входили в образ непосредственно перед залом. Но четыре актера из театра Ибрагимбекова, «репетировали» Чехова так, что «26 комнат» по тому же Чехову, показанные на следующий день Киевским академическим театром драмы и комедии «На левом берегу Днепра», были уже не актуальны.

Самый ожидаемый спектакль фестиваля «Мастер и Маргарита» по культовому роману Михаила Булгакова от театра им. Станиславского (Москва) чуть не выпал из фестивальной программы. Споры с правообладателем на творческое наследие писателя чуть не лишили саранского зрителя возможности увидеть столичную постановку романа на мордовской сцене. Счастливые обладатели билетов на спектакль даже не подозревали о страстях, кипевших вокруг самого мистического произведения Булгакова. Но организаторам удалось все удалить. И пока верстался этот номер «ВС», актеры театра им. Станиславского репетировали «Мастера» на сцене нашего театра.

«Вечерний Саранск»