Москвичи покажут на «Соотечественниках» «Мастера и Маргариту»

14.03.2012 18:09

15 марта в Саранске открывается VII Международный фестиваль русских драматических театров «Соотечественники». В течение восьми дней на сцене русского драматического театра Мордовии театрами из 6 стран будет показано 9 спектаклей. Такие театральные встречи соотечественников стали в Саранске доброй традицией. В этом особенном для Мордовии году на фестиваль приезжают старые друзья фестиваля, театры, однажды уже покорившие нашего зрителя, а также театральные коллективы, о которых в России почти не знают. Впервые в «Соотечественниках» примут участие театры из Израиля и Таджикистана. Особым гостем нынешнего фестиваля станет Московский драматический театр имени К.С. Станиславского со спектаклем «Мастер и Маргарита». Журналистам «ВС» в преддверии фестиваля удалось связаться с художественным руководителем театра народным артистом России Валерием Беляковичем и поговорить с ним о театре и его творчестве.

- Валерий Романович, какие у вас ассоциации со словом «Саранск»?
- До недавнего времени только одна – это родина Оксаны Григорьевой, жены Мэла Гибсона. Теперь же это название у меня постоянно крутится в голове, потому что совсем скоро мы приедем в ваш город, на фестиваль «Соотечественники», о котором знаю очень давно. Я много слышал о нем от Натальи Старосельской, с которой очень дружен. У вас побывали мои друзья Алексей Дударев и Рустам Ибрагимбеков. Театральный мир действительно очень тесен, мы все друг друга знаем, и я не мог не слышать о фестивале драматических театров, проводимом много лет подряд и собирающем такие достойные коллективы. Для нас большая честь быть приглашенными на этот фестиваль в качестве почетных гостей.

- Почему вы решили привезти к нам «Мастера и Маргариту», спектакль, в котором участвует большое количество актеров, длится больше трех часов и требует отнюдь не простых декораций? Не самый «выездной», кажется, спектакль.
- «Мастер и Маргарита» – моя первая работа в этом театре. Дело в том, что я всего полгода назад стал художественным руководителем театра им. Станиславского и еще немного успел здесь «наваять». До последнего времени я был художественным руководителем Театра на Юго-Западе, который создавал с нуля и который считаю своим детищем. Сейчас его возглавляет мой ученик Олег Леушин. «Мастер и Маргарита» на данный момент единственный вариант, который мы можем предложить. А что касается декораций, в Саранск мы привозим все свое. Я всегда использую минимум декораций.

Для своих постановок я и режиссер, и сценограф, и музыкальный оформитель, и зачастую исполнитель главных ролей. В моем «Юго-Западном» случае я начинал с нуля во всем и был наивен – я полагал, что режиссер все должен делать сам. А теперь уже привык и не собираюсь менять свои правила авторства.

Почему минимум декораций? Иногда для обозначения места и времени вполне достаточно одного знакового предмета – допустим, старинного шкафа в «Женитьбе». В «Мастере и Маргарите» – это сцена, обитая железом, и подвешенные оцинкованные листы – страницы тех самых рукописей, которые, как известно, не горят. В мольеровском «Скупом» – огромные сундуки, пожирающие человека, в «Дракуле» – громадные зеркала, дробящие реальность… Верно найденное пространство спектакля – залог успеха. Я никогда не начну репетиции, пока не определюсь со сценографией. О важности световой партитуры и говорить не нужно – это уж само собой. Она, как и музыкальная «душа» каждого спектакля, индивидуальна.

- Валерий Романович, пытаясь связаться с вами, я узнала, что вы в Японии, туда вас завели тоже дела театральные?
- Я все время работаю в Японии, меня связывают давние творческие узы с Токийским театром. Я ставлю спектакли на его сцене всегда на 2 языках, японском и русском. Часто сам играю в этих спектаклях. Я ставил у них «Ромео и Джульетту», «Трехгрошовую оперу», в марте этого года закончил постановку «На дне». Сейчас годовщина ужасного землетрясения, произошедшего в Японии. Я был там в это время. В марте 2011-го должна была состояться премьера «Гамлета», над которым я тогда работал. Мы думали, разрушится театр, вся страна тогда замерла. И тем не менее мы играли «Гамлета» в тот вечер. В зале было два зрителя. Билеты были распроданы задолго до премьеры, но зрители не смогли добраться в театр. Японцы очень мужественный народ, они решили, что все равно будем играть.

- Япония, наверное, не единственная страна, с которой у вас творческие связи?
- Я давно в этой профессии, и много с кем довелось работать. В Штатах ставил для театра Чикаго, кстати, там впервые поставил «Мастера и Маргариту». Я вообще люблю Булгакова. Сейчас в театре имени Станиславского ставлю его «Кабалу святош». Я 10 лет работал с Нижегородским театром комедии, вплоть до 2010 года. Сейчас сотрудничаю с театром в Белгороде. Со своим Театром на Юго-Западе мы объездили весь Урал, Сибирь, Дальний Восток. Мы побывали в таких городках и поселках, где театра не было никогда. Поверьте, я точно знаю, что Россия – это не только Москва. Мне интересно будет приехать в ваш город, надеюсь, это будет приятный сюрприз.

Репертуар VII Международного фестиваля русских драматических театров «Соотечественники» с 15 по 22 марта 2012 года

15 марта, четверг, 18.30. Торжественное открытие фестиваля. Национальный академический драматический театр им. М. Горького (Белоруссия, Минск) А. Курейчик «Пане Коханку» (художественный вымысел в 2 действиях)
16 марта, пятница, 18.30. Театр «Ибрус» (Азербайджан, Баку), Р. Ибрагимбеков «Он и они» (пьеса в 2 действиях)
17 марта, суббота, 17.00. Киевский академический театр драмы и комедии «На левом берегу Днепра» «26 комнат» (сценическая композиция Эдуарда Митницкого по пьесе «Леший» и рассказам А. Чехова)
18 марта, воскресенье, 14.00, 17.00. Государственный русский драматический театр Республики Мордовия Ж. Кокто «Человеческий голос» (моноспектакль), Ф.М. Достоевский «Дядюшкин сон» (трагикомедия)
19 марта, понедельник, 18.30. Театр «ZERO» (Израиль) Шолом Алейхем «Заколдованный портной» (история одного безумия)
20 марта, вторник, 18.30. Московский драматический театр им. К.С. Станиславского (Россия) М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (театральная композиция В. Беляковича по одноименному роману в 2 действиях)
21 марта, среда, 18.30. Государственный русский драматический театр Республики Мордовия Эдуардо Де Филиппо «Дети есть дети» (комедия в 2 действиях)
22 марта, четверг, 18.30. Торжественное закрытие фестиваля. Русский драматический театр имени В. Маяковского (Таджикистан, Душанбе) Б. Абдураззаков «Исповедь» (сценическая композиция)

«Вечерний Саранск»