Почему в саранском зоопарке гибнут животные?

14.03.2012 16:30

В саранском зоопарке на прошлой неделе погиб львенок. Львица Гера принесла потомство уже во второй раз, но малыши не прожили больше полугода. Это событие послужило поводом для распространения информации о «жутких условиях», в которых содержатся животные саранского зоопарка. В основу были положены высказывания бывшего смотрителя зоопарка Юрия Сафронова, «раскрывавшего глаза общественности», какие ужасы творятся за стенами вольеров. Следом же зазвучали обвинения в некомпетентности и безразличии ветеринарного врача. Администрация зоопарка отреагировала оперативно и представила свои контраргументы. Версии обеих сторон узнал корреспондент «Вечернего Саранска».

Экзотика близко

Созданием зоологического уголка в Саранске грезили аж с конца 70-х годов. Разработкой и проектированием его в советское время занимался знаменитый на всю Мордовию эколог Вячеслав Смирнов. Предполагалось, что зоопарк будет занимать площадь более 100 гектаров! Даже площадка была выбрана – зеленая зона за туберкулезным диспансером на Юго-Западе, где сейчас построена лыжно-биатлонная база.

Вячеслав Смирнов лично посетил все 39 зоопарков Советского Союза от Ленинграда до Дальнего Востока, побывал в Берлинском и Варшавском зоопарках, познакомился с устройством и условиями содержания животных. Разработанному проекту советскими властями была поставлена оценка «отлично». В лесу даже были размечены тропинки, но республика не смогла найти деньги. Тогда стоимость проекта составляла 32 миллиона рублей. Было принято решение уменьшить сумму до 3 миллионов рублей, то есть почти в десять раз, за счет сокращения количества экзотических животных. Но финансовые трудности Советского Союза поставили крест на «животных мечтаниях» жителей Саранска.

Однако в Саранске все же появился свой зооуголок. Зоопарк в столице Мордовии открылся в мае 2006 года на территории городского парка культуры и отдыха им. А.С. Пушкина. Построен, душой кривить не будем, далеко не в соответствии с мировыми стандартами, которые предписывают, чтобы условия жизни для животных в зоопарке были максимально приближены к условиям естественной среды их обитания. Однако зооуголок прижился и со временем увеличил свою экспозицию. Звери даже начали приносить потомство – например, дважды рожала львица. Первый выводок в 2010 году был отдан не куда-нибудь, а в знаменитый театр «Уголок дедушки Дурова».

Кто виноват в смерти львят?

- Львята, родившиеся в 2011 году, были с патологиями, – признается директор зоопарка Павел Кшнякин. – Мы всегда охотно рассказываем о том, что происходит у нас: кто рождается, кого приобретаем. Рассказали и об этих львятах. Сразу после рождения я попросил сфотографировать обоих. На всякий случай. Как будто предчувствовал что-то. Почему львята родились с уродством, непонятно. Отец был привезен из частного зоопарка Геленджика Краснодарского края, а мать – из зоопарка Димитровграда Ульяновской области, то есть скреститься генами они не могли.

По словам руководителя городского зоопарка, после консультации с ветеринаром было решено дать шанс одному из львят c врожденными дефектами – путем хирургического вмешательства. Второго же усыпили. Операцию провели, но прогресса в состоянии малыша не было. В конце февраля львенка загрыз лев, когда его выпустили в общий вольер. Это событие и стало поводом для обращения к общественности бывшего смотрителя зоопарка Юрия Сафонова, которого незадолго до этого (вот так совпадение!) уволили.

Список «злодеяний», в которых обвинил бывший смотритель сотрудников и руководство зоопарка, весомый: гибель обезьянки, щенят енотовидной собаки, кенгуру, лисы… Понятное дело, такое возмутит любого человека, неравнодушного к живой природе. Вот и поднялась волна негодования: не кормят, бьют. Где же правда?

- Штатный ветеринарный врач Ольга Алыкова работает в зоопарке семь лет. Начинала она простым рабочим, но имела высшее ветеринарное образование. Неоднократно проходила стажировки в зоопарке Москвы и других городов, – рассказывает Павел Кшнякин. – Но дело не в образовании: с первых дней между ней и этим рабочим возник конфликт. Он отказывался выполнять ее указания.

Юрий, который до этого работал штукатуром, попросился работать в зоопарк. Из положительных качеств отмечал, что любит животных. Свою любовь к животным он начал проявлять буквально в прямом смысле: например, пытался погладить крупных хищных. До руководства стали доходить жалобы, что он забывал закрыть вольер или заходил к хищнику, предварительно не перекрыв его.

- Зоопарк является объектом повышенной опасности. Работа с животными – это огромный риск и ответственность. Сегодня животное в настроении, а завтра, например, защищая потомство, может покусать, покалечить или даже убить! Потом стало еще хуже: он начал приходить на работу пьяным. Последней каплей стал звонок из бани № 1, куда он пытался сбыть мясо, сворованное из зоопарка. В последний день он вновь пришел на работу пьяным. Забыл закрыть воду в карантинном отделении, которое затопило, – вспоминает недавние события Павел Кшнякин. – Мы еще никого не выгоняли из своего коллектива с конфликтом. Отношения строятся на доверии. Вы только представьте, что каждое утро своим работникам мы выдаем порядка 70 ключей от клеток, которые они сдают только вечером. Любой может снять с них копию, открыть клетки. Это могло обернуться катастрофой городского масштаба. После этого конфликта я попросил заменить 50 замков от клеток, где сидят хищники.

Животных не кормить!

На выпады относительно других якобы загубленных в зооуголке животных у директора также есть ответы и документы, полученные после вскрытия в республиканской ветеринарной лаборатории. У обезьянки, погибшей четыре года назад, обнаружили рак. Из девяти щенков енотовидной собаки удалось выходить только четырех. Остальных мать удавила сама. К сожалению, нередки и случаи, когда причиной преждевременной гибели становятся посетители, которые подкармливают их конфетами, печеньем, другой едой и, как оказывается, не только едой. У погибшего кенгуру (одного из трех купленных в Липецке на собранные горожанами средства) наблюдались симптомы отравления. Африканского страуса тоже отравили какой-то таблеткой. Внутри другого животного обнаружили взорвавшуюся зажигалку.

- Вскрывать животных в зоопарке мы не имеем права. Все вскрытия и анализы проводят в республиканской ветеринарной лаборатории. Мы не хотим такие вещи рассказывать на всю республику, но вот сейчас приходится, – говорит директор зоопарка. – Есть и другие процессы. У нас в зоопарке 200 животных и 400 птиц. Как в естественных условиях, происходит гибель, но животные не гибнут от голода. У нас не было случая за все время работы зоопарка, чтобы кто-то был голодным даже полдня. Это недопустимо. Да, мы муниципальное предприятие, но на 60% финансируемся за счет собственных доходов. Из 10 млн. рублей, которые были потрачены на содержание зоопарка в 2011 году, 3,9 млн. рублей выделено городом, а остальные заработали сами – выручили на билетах. Кроме того, у нас есть свое подсобное хозяйство, в котором 300 голов свиней. Сами сажаем свеклу. В прошлом году вырастили 15 тонн. Помогает овощами тепличный комбинат. Кормов, сена, зерна хватает всем. Соблюдаем рацион так, как положено.

«Я хотел спасти львенка»

Вторая сторона этого конфликта, Юрий, все обвинения в своем пьянстве и воровстве отрицает.

- Меня погубил мой язык. Я просто хотел спасти львенка. При рождении никто не обратил внимания на его вывернутые задние лапки, а когда забили тревогу, было поздно. У меня есть фото и видео, где я глажу львенка, кормлю. Умер он через две недели после моего увольнения, – говорит Юрий Сафронов. – Не мог я приходить на работу пьяным, ведь по инструкции меня должны были отстранить от работы, а таких документов нет. У меня даже прогула ни одного нет. И вообще, что обо мне рассказывают – это перебор. Я не дрался с медведем, не крал хорьков, не убивал голубей. Я с детства люблю животных, поэтому пришел работать в зоопарк.

«Вечерний Саранск»