Нас сделали рабами!

15.02.2012 10:38

Десятки саранских автоизвозчиков стали жертвами кредитной аферы руководства таксомоторной фирмы

Крупный скандал, разгоревшийся некоторое время назад на республиканском рынке пассажирских перевозок и слегка поутихший, на минувшей неделе вновь вошел в активную фазу. Более двадцати саранских таксистов обратились с письмом к Главе республики, где просят оказать содействие в распутывании сложного клубка финансовых противоречий и интриг, в который они оказались вовлечены волей своего руководства. Речь идет о деньгах, которые водители в течение полутора лет выплачивали фирме в качестве долга за приобретенные автомобили. Но когда долг был погашен, люди остались без денег, без машин, а некоторые – и без работы.

Все шло по плану

Маленькая кухня маленькой квартиры маленького двухэтажного дома на Коммунистической улице Саранска. Рядовые таксисты, или, как их называют в простонародье, «бомбилы», вопреки расхожему мнению живут скромно. Если не сказать больше. Хозяин квартиры знает это как никто другой. Пятнадцать из своих пятидесяти четырех лет Петр Девятайкин отдал работе в такси. Хлебнул всякого, но работу свою не разлюбил. Видно, правду говорят, что таксист – это не профессия, это – призвание. На вопросы он отвечает с улыбкой, не очень, правда, веселой, но все-таки. Впрочем, поводов веселиться у него сейчас нет. Скорее даже наоборот.

Пару лет назад Петр Девятайкин всерьез задумался о будущем своей дочери.

- Она сейчас пединститут заканчивает, скоро диплом получать, – рассказывает мужчина. – Я тогда и подумал, куплю ей машину, а то ведь отправят на работу куда-нибудь в сельскую глушь, так она намучается на остановках стоять.

Автомобиль мужчина решил купить в той самой фирме, где он на тот момент работал.

- Начальство как раз новую партию вазовских «семерок» в кредит закупило и предложило нам взять их на выкуп, – продолжает Петр Девятайкин. – Многие мои коллеги так делали, ну и я решил.

Условия, на которых фирма предложила своим работникам выкупить автотранспорт, были, мягко говоря, не сказочными. В течение полутора лет водитель, получивший новый автомобиль, должен был ежедневно сдавать в кассу фирмы от 800 до 1300 рублей. Это так называемый план. Плюс к этому вся тяжесть по технической эксплуатации, обслуживанию и ремонту авто также ложилась на плечи водителей. Плюс страховка, плюс еще кое-что по мелочи. Не нужно быть гениальным арифметиком, чтобы подсчитать: за те восемнадцать месяцев ежедневного внесения в кассу в среднем около тысячи рублей водитель покрывал не только стоимость самого автомобиля, но и ежемесячный платеж по взятому фирмой кредиту.

Через полтора года при условии, что водитель все это время выполнял план, руководство фирмы обещало передать автомобили в собственность водителей.

Петр Девятайкин думал, что справится. В своей жизни он выполнил много планов, думал, выполнит и этот. Но человек, как известно, предполагает, а кто-то за него располагает, и хорошо, если Бог, бывает-то по-разному.

- Были случаи, когда мне приходилось вносить в кассу деньги из собственного кармана, – говорит Петр Девятайкин. – У меня здоровье не очень хорошее, болею часто, а план-то все равно сдавать было нужно, никого же мои болячки не волнуют. А когда пришло время переоформлять на нас документы, руководство фирмы заявило, что выполнить свою часть договора не сможет, поскольку все машины отнимает банк в счет неуплаты по кредиту.

Деньги водителям, разумеется, никто возвращать не стал.

Без договора нет разговора

Вместе с Петром Девятайкиным в ситуации «sos» оказались еще двадцать человек, добросовестно выполнявших план и не без оснований рассчитывавших получить в собственность по сути уже выкупленные автомобили. Новость о том, что машины забирает банк, подействовала на них, как холодный душ. Все попытки добиться вразумительных объяснений от руководства фирмы наталкивались на стандартный ответ: я вам ничего не обещал и ничего не должен. А поскольку письменного договора между руководством фирмы и водителями не заключалось, предъявить своему начальству таксисты не смогли ничего.

- Нас, конечно, с самого начала немного смущала эта ситуация, – признается Петр Девятайкин. – Мы даже просили руководство заключить с нами письменный договор о том, что после истечения двадцати месяцев и при условии выполнения плана машины будут переданы в нашу собственность. Но в руководстве фирмы нам сказали, что договор может быть и устным. К тому же мы надеялись на элементарную порядочность начальства.

Именно в этом заключается главная ошибка таксистов. Практика ведения бизнеса в России показывает, что в большинстве случаев разговоры о порядочности могут вестись только до тех пор, пока в деле не начинают фигурировать крупные суммы. А как только начинают хрустеть банкноты, о порядочности уже никто не вспоминает. К тому же вполне возможно, что покупка в кредит партии машин и последующая договоренность (хоть и устная) с водителями лишь вершина айсберга. Корреспонденту «ВС» приходилось слышать версию о том, что за первой покупкой могла последовать и вторая. И честно говоря, в свете последних событий эта версия уже не кажется невероятной. Не обратись группа водителей сначала к адвокату, а затем и в прокуратуру, руководство фирмы могло и повторить комбинацию. Кредит можно было бы взять в другом банке, на работу можно было принять новых водителей и сделать им «предложение, от которого нельзя отказаться». В этом случае пострадавших было бы уже не двадцать человек, а, скажем, сорок. И все это, заметьте, без нарушения «социалистической законности». В пользу этой версии говорит и тот факт, что неуплата по кредиту составляет не месяц и не два. Счет в данном случае идет на годы. И руководство фирмы не могло не отдавать отчета своим действиям. Но вместо того, чтобы регулярно вносить в банк необходимую сумму, которой, заметим, фирма располагала (деньги-то в кассу водители вносили регулярно), руководство предпочитало распоряжаться средствами иначе.

- Уверен, что вся эта комбинация была задумана заранее, – говорит еще один таксист Николай Глухов. – Нас, по сути, сделали рабами или заложниками. Мы должны были платить за все. Были случаи, когда наши водители попадали в аварию, страховку за это получала фирма, а ремонт автомобиля приходилось оплачивать таксистам. А мы даже не знали, что все автомобили уже заложены в банк и документы на них находятся именно там. Когда вся эта история выплыла наружу, я несколько раз пытался поговорить с главным бухгалтером фирмы, ведь она не могла не знать об этом. Но ничего из этого не получилось. А потом она и вовсе уехала в Москву. У меня сложилось такое впечатление, что руководство вообще ни о чем не думало.

К слову, Николай Глухов сейчас продолжает работать в той самой фирме.
- А что мне остается?! – говорит мужчина. – В другую организацию меня сейчас просто не возьмут.

Такая же история у его коллег, многие из которых уже не верят, что им удастся вернуть свои деньги.

«Вы ничего не докажете!»

Впрочем, вопрос «Где деньги, Зин?» хоть и представляет несомненный интерес (по самым скромным подсчетам общая сумма, выплаченная таксистами в кассу фирмы за полтора года, превышает десять миллионов рублей), но в данном случае ключевым не является. Более интересными представляются дальнейшие действия руководства таксомоторной фирмы и правоохранительных органов. Первые сейчас заняли выжидательную позицию, не без оснований рассчитывая, что им в конечном счете никто ничего предъявить не сможет. На вопрос корреспондента «ВС»: «Можно ли поговорить с руководством?» в фирме отвечают, что руководство находится в командировке и неизвестно, когда вернется. Не все ясно и с правоохранительными органами.

- Первоначально мы обратились с заявлением в прокуратуру республики, – говорит адвокат Сергей Наумов, представляющий интересы таксистов. – Из надзорного ведомства наше обращение было передано в МВД по РМ, а оттуда его переправили в городское управление внутренних дел. Там сейчас решается вопрос о возбуждении уголовного дела против руководства таксомоторной фирмы. Мы намерены добиваться привлечения их к ответственности по 159-й статье УК РФ «Мошенничество». Я пытался поговорить с руководителем фирмы, но его ответ на мои вопросы был очень коротким: «Вы ничего не докажете!».
Как поясняют юристы, вариант, при котором обманутым таксистам удастся вернуть либо свои деньги, либо машины, существует. Но для этого необходимо, чтобы против руководителей фирмы было возбуждено уголовное дело, которое завершилось бы обвинительным приговором суда. В этом случае водители смогут взыскать деньги в порядке гражданского иска. Но варианты возможны и здесь. Ведь для передачи уголовного дела (если оно все-таки будет возбуждено) в суд следствию необходимо будет собрать доказательную базу. А вот с этим налицо определенные проблемы. Конечно, от показаний двадцати с лишним человек просто так не отмахнешься, но слова есть слова, и их не всегда хватает для обвинительного приговора. Ведь если судебный процесс все же начнется, то одним из обстоятельств, подлежащих безусловному доказыванию, станет сам факт причинения материального ущерба и его размер. Проще говоря, водителям придется доказывать, что они, во-первых, регулярно вносили в кассу фирмы деньги, во-вторых, тратились на ремонт своих автомобилей, на покупку бензина и т.д. И вот здесь слова потребуется подкрепить финансовыми документами. Например, чеками с автозаправочной станции, подтверждающими покупку бензина. Но много ли найдется людей, которые хранят у себя чеки двухгодичной давности?! Многое будет зависеть и от позиции обвинения. Впрочем, до всего этого еще нужно дожить. Пока же таксистам остается только надеяться на принципиальность правоохранителей и на ту самую порядочность, однажды поверив в которую, они так сильно обожглись.

«Вечерний Саранск»