В Мордовии Национальная драма начала новый год с премьерного спектакля «Мишель»

31.01.2012 11:48

После новогодне-рождественских праздников местная Национальная драма решила не грузить публику особо глубокомысленной интеллектуально-эстетической пищей. И для начала предложила премьерный спектакль «Мишель» по пьесе современного драматурга Владимира Азерникова, наверняка знакомого широкому зрителю в качестве сценариста многочисленных телефильмов - «По семейным обстоятельствам», «Отпуск за свой счет», «Искренне ваш», «Ночные посетители» и сериалам «Право на защиту», «Любовь императора», «Чужое лицо», «Косвенные улики» и т.д.

Правда, эту, по сути лирическую комедию положений, пикантная ирония которой держится на незамысловатом пинг-понге реплик, преподнесли на русском языке. И не известно, как этот текст будет воздействовать на зрителя в переводе на мордовский.

Осуществил постановку кровно связанный с нашей республикой ростовский режиссер Владимир Рузанов, чей «Алюха» («Делец») уже второй сезон с успехом идёт на мордовской сцене.

Действие премьерной комедии разворачивается в дачном домике главной героини, явно связанной с творческой профессией, о чем свидетельствует обилие в беспорядочном интерьере - багетных рам, каких-то картин, задвинутого в угол этюдника и художественных кистей, поставленных в вазу вместо цветочного букета. Кстати, сценографию со скрупулезно выверенными «бытовыми подробностями» придумал главный художник-постановщик яушевского театра Владимир Фурсов.

Из контекста вскоре становится ясно, что Мари, действительно, художница, правда, и карьера у неё не сложилась, да и с личным счастьем что-то патологически не везёт. На этой почве она впадает то в нервное расстройство, то «проваливается» сознанием и душой в мир грез, навеянных ее юношеской любовью к соседскому мальчику Мишке, романтично переименованному на французский манер в Мишеля.

Впрочем, кроме той самой первой юношеской влюблённости, случались у неё и другие пылкие, но безответные чувства. И не случайно рефреном на протяжении спектакля звучит «Mishel» - знаменитый шлягер «Битлов» в различных аранжировках, подчеркивая эволюцию душевного состояния и отношений персонажей.

Мари в исполнении Марины Аверкиной выглядит субтильной барышней неопределенных лет, по-девически легкой, но с печатью возраста на лице, с низким, каким-то надломленным голосом, женщиной на грани безумия, так и не повзрослевшей к своим пятидесяти годам. Она то замирает в неподвижности, то с легкостью вскакивает на стул и раскачивается на повешенных под лестницей качелях, словно желая оторваться от земли, потому что ей физически невыносимо пребывание в плоском и пошлом мире сегодняшней реальности так называемого здравого смысла.

Вернуть её на землю пытается прагматичная подруга, по совместительству - фельдшер психиатрической больницы Жанна. Впрочем, она хоть и «правильная», и замужняя, но тоже несчастливая в личной жизни. Галине Самаркиной удается передать сложную гамму переживаний прагматичной Жанны, которая, с одной стороны, надеется инъекциями и наставлениями вразумить, наставить на путь истинный бесбашенную Мари, и в то же время явно завидует её способности влюбляться и не грузиться обыденными проблемами.

И Мари опять влюбляется. На сей раз в обычного электрика Виктора, пришедшего по вызову чинить испорченную старую проводку. Хотя вскоре выясняется, что интеллигентный с виду работяга в исполнении Алексея Егранова на самом деле - ученый. Он скрывается в садах от мести всюду проникающей «гидры» приватизации, добравшейся до их института, но в его лице встретившей нешуточного противника. Занимаясь садовой электропроводкой, Виктор пытается укрепиться духом, чтобы нанести «захватчикам» новый удар. Разумеется, между профессором и Мари возникает взаимное притяжение, способное излечить и того, и другого от хронической душевной болезни.

Тем более, в финале вдруг материализуется тот самый фантомный Мишель, чей романтичный образ постоянно рисуется в воображении Мари, в настоящем оказывающийся обрюзгшим, плешивым да еще и заикающимся дачным соседом (Анатолий Нуштайкин).

И в один миг рушатся хрустальные сверкающие замки давней девчоночьей мечты, прочно угнездившейся в душе уже взрослой женщины. Зато рядом с Мари теперь есть реальный земной мужчина, способный её понять.

Мила МЕЛЬНИКОВА.

«Известия Мордовии»