В Саранске Республиканский театр кукол показал спектакль «Овто-мирде» по мотивам мордовского фольклора

31.01.2012 11:54

Не случайно, космическое созвездие, по которому, глядя в ночное небо, мореплаватели определяют верный путь, назвали «Большой медведицей». Между прочим, согласно одной из мордовских легенд, род человеческий тоже произошел от медведя. В народной мифологии существует множество различных версий сакральной связи между людьми и животными. Да вот только нынешнее подрастающее поколение слабо осознаёт свое родство с природой.

Видимо, потому режиссёр Лилия Шахова решила ещё раз напомнить юным зрителям, а заодно и их родителям о том, откуда все мы родом, обратившись к этническому фольклору, и вместе с художником Натальей Кочневой и артистами Республиканского театра кукол РМ поставила притчу-сказку «Овто-мирде» («Медведь-жених»).

Тут и словесного текста особо не требуется. Под волшебно-гипнотические звуки торамы из черноты галактики и космического дыма (кстати, «продвинутые» детишки тут же шепотом замечают: «ладаном пахнет, ладаном!») возникают мириады звёзд. Воображение, стимулируемое аутентичными мордовским мелодиями фолк-группы «Торама» и современного саранского композитора Александра Курина, само сразу рисует картины далекого-предалекого доисторического прошлого.

Магический голос незримого верховного Бога Нишкепаза возвещает о возникновении жизни на Земле. И перед взором потрясённой ребятни из бездонной черноты возникают моря и леса, горы и леса, появляются люди…А для пущего порядка создатель поручает следить за укладом земного бытия Нороваве - богине плодородия, Ведьаве – богине воды и Вирьаве - богине леса. Именно они – бесплотные существа (духи, духи – шепчут сообразительные зрители) управляют течением самых важных процессов в жизни природы, животных и человека, управляют стихиями и нередко помогают в сложных обстоятельствах.

Правда, мифическая история о любви косолапого зверя и мордовской девушки у прагматичных подростков сначала вызывает искреннее недоумение: мол, это как это, разве может у женщины родиться ребенок от зверя? Но вскоре про физиологию они забывают. Их мало интересует добротно реконструированный режиссёром национальный свадебный ритуал с облачением жениха в рубаху, невесты – в праздничный наряд, вероятно, потому что это мало понятно и требует отдельной расшифровки и разъяснения.

Зато в финале, когда по нелепой случайности юноша Овтайка смертельно ранит своего отца медведя, школьники горестно вздыхают: жалко, почему так нелепо погиб косолапый. И ещё долго по дороге домой теребят вопросами учителей и рассуждают: откуда же взялись птицы, звери, люди, земля и небо?

Мила МЕЛЬНИКОВА.

«Известия Мордовии»