Хронический диагноз: очередь к врачу

03.06.2009 15:35

Российский человек привык к очередям. Однако если с небольшими «заторами» перед кассой в супермаркете можно мириться, то некоторые человеческие «пробки» наносят нам весьма ощутимый вред. Это очереди в поликлиниках. По три-четыре часа в них томятся люди с температурой, чихающие больные — вперемешку с рискующими вновь слечь выздоравливающими. Народ теряет время и драгоценные нервные клетки. Можно ли с этим справиться, выяснял корреспондент «ИМ».

Три часа на десять человек

- Я не люблю брать больничный, — рассказывает наша читательница Ирина. — Во-первых, современный работодатель-«частник» не очень-то приветствует уход на бюллетень. Во-вторых, больничный нужно закрывать. Ты отпрашиваешься с работы на час-другой, а в поликлинике тебя ждет длинная очередь.

Пример Ирины — типичный. Девушка пошла на прием к врачу. Ее предупредили о «пробках» в коридорах лечебного учреждения, поэтому в поликлинику она прибежала на полчаса раньше, чем нужно: в 8.30. Однако впереди нее в очереди уже было десять человек! В итоге к доктору девушка попала лишь в 11.30.

- Очередь двигалась очень медленно, — вспоминает Ирина. — На каждого пациента у врача уходило по двадцать-тридцать минут. К тому же несколько раз к нему заходили без очереди: беременная женщина и пенсионер. У деда случился сердечный приступ, он начал громко жаловаться на боли. Конечно, его пропустили вперед! Старичок вышел от врача с кипой рецептов и начал бодро бегать по кабинетам специалистов — подписывать бланки.

Время — деньги

Десять человек за три часа! — вот нормальная «скорость» продвижения очереди в наших поликлиниках. А ведь на Ирине в тот день очередь не закончилась. Многие люди так и не попали на прием. И я в свое время не раз ходил закрывать больничные в два-три приема: не успевая «высидеть» очередь, шел в поликлинику на следующий день.

Чтобы не быть голословным, журналист «ИМ» провел эксперимент. Я пошел к терапевту в ту же самую поликлинику, что и Ирина — благо, мы живем на одной улице. Врач начал прием в 12.00. Передо мной в очереди было всего два человека. Но в кабинет к доктору я попал только через сорок минут!

Прием первого пациента закончился в 12.26. А вслед за вторым больным к терапевту протиснулся «внеочередник» — сделать прививку. Очередь (за мной ее заняли трое пенсионеров) начала возмущаться. И правильно сделала. Второй пациент вышел от врача в 12.33. А третий, попавший на прием «зайцем», — еще через десять минут.

Конечно, время вне и внутри кабинета течет по-разному. Когда я был у врача, пенсионеры в коридоре наверняка сетовали на то, как долго он со мной «возится». А доктор времени даром не терял: успел выслушать и «послушать» легкие, измерил давление, внес необходимые записи в карточку, выписал назначение на анализы, направления к двум специалистам, дал рекомендации по лечению, заполнил еще какие-то бумаги… Доктором я остался доволен.

Всего в тот день в очереди было пять человек. Как раз на два часа работы, поэтому все успели попасть к врачу. А вот в сезон простуд сделать это успевают не все. Очередь «ползет» медленно, многие остаются «за бортом». И вынуждены еще раз отпрашиваться у руководства, рискуя здоровьем и вызывая недовольство начальства.

Получается, что со своей работой поликлиники справляются лишь летом, когда практически нет больных. А «в сезон» лечебные учреждения попадают в полосу хронического цейтнота.


ЦИФРЫ
Согласно отчетам Минздрава Мордовии, в 2008 году общий экономический ущерб, понесенный Мордовией вследствие смертности, инвалидности и заболеваемости населения, составил 6 млрд. рублей — 10% от производства валового регионального продукта. В данном контексте время — это действительно деньги. Большие деньги, в том числе и многие драгоценные часы, потерянные людьми в очередях поликлиник.

Инвалиды и беременные — вперед!

Мария Струнова, зав.отделом общеврачебной практики городской поликлиники № 14:
- Наша поликлиника обслуживает район с населением в 24 тысячи человек. По существующим нормативам, в ней работают 55 докторов. В среднем врач общей практики принимает в час четырех пациентов. За трехчасовой прием — примерно 14. Почему? На одного больного можно потратить и десять, и сорок минут. А если человеку плохо, если ему нужно срочно оказать первую помощь? Или снять электрокардиограмму? Потом, каждому пациенту хочется, чтобы врач осмотрел его не второпях, а оказав должное внимание. Еще врачу нужно заполнить карточку. Возможно, отчасти эту нагрузку могут снять компьютеры.

Хотела бы отметить, что беременные женщины, инвалиды войны и труда, люди с температурой не стоят в коридоре часами. Их всегда пропустят вперед. А если у человека температура, если он плохо себя чувствует, не стоит сидеть в очереди, нужно вызывать врача на дом.


Неврологи — «вне зоны доступа»?

Одна из самых сложных задач для посетителя поликлиники — попасть на прием к «узким» специалистам. Скажем, к неврологам. Как показывает мониторинг «ИМ», эти врачи особенно недосягаемы для пациентов.

В регистратуре мне объяснили, почему. Для того, чтобы войти в заветный кабинет, необходимо назначение терапевта. С ним пациент направляется в регистратуру. Запись на прием к неврологу в моей поликлинике начинается в 7.30. Каждое утро раздают не больше семи-восьми талонов на прием. Больше пациентов за смену врач не принимает. Ведь каждому больному ему необходимо уделить больше времени, чем, скажем, терапевту.

- Постарайтесь, чтобы в очереди за талонами к неврологу вы были первым-вторым, — сказали мне в регистратуре. — На всех талончиков не хватает.

Как же можно оказаться первым-третьим в очереди? Вариант только один — прийти в поликлинику пораньше. Скажем, не к 7.30, а к 6.30. Для верности. Многие пациенты так и поступают. Потому что знают: иначе ходить за талонами им придется два-три дня.

«Известия Мордовии»