Россия - Родина моя!

26.03.2009 10:28

- Указ Президента закладывает основу принципиально новой идеологии. Абсолютно новая трактовка юбилейной даты – тысячелетнего единения народов - подчеркивает ее исключительное значение не только для отдельной республики – Мордовии, но для всей нашей единой и великой отчизны. Главный акцент сделан на особую значимость единства, взаимопонимания, взаимообогащения и взаимоуважения всех наций и народностей. Благодаря этой фундаментальной основе Россия всегда была, есть и будет сильной, великой, мощной мировой державой.

Указ заложил основу для формирования новой концепции – о равноправии государствообразующих народов, издревле населяющих Российское государство. Ее суть в том, что в нашей многонациональной стране нет народов великих и малых, все равны и равноправны, и каждый из них несет свою меру ответственности за целостность государства, за его судьбу, за все, что происходит в его великой истории. Указ Президента дает ясное понимание - мордовский народ не просто равный среди равных.

Он причастен к зарождению, формированию и укреплению российской государственности. Благодаря празднованию славной даты появилась возможность на примере мордвы показать долгий, сложный, но всегда созидательный процесс становления государства Российского, подчеркнуть ценность пронесенного через века единения населяющих ее народов. Есть глубокий смысл в том, что завершающим циклом праздничных мероприятий станет 2012 год, как юбилейная дата окончания российской смуты.

- Валерий Анатольевич, в идею празднования тысячелетия очень удачно вписались артефакты, найденные в 1999 – 2000 годах в Кельгининском могильнике. Но есть ведь и другие археологические находки, свидетельствующие об активной политике русских князей в мордовских землях?

- Что касается найденных профессором Вихляевым подвесок с княжеским знаком Вышеслава, старшего сына Владимира Святославовича, княжившего с конца 980-х до 1010 года, то их археологическую ценность трудно переоценить. Ведь такие подвески были своего рода верительными грамотами, которые выдавались представителям княжеской администрации. Их носили должностные лица, собиравшие налоги, осуществлявшие судебные и другие государственные функции.

Все это является весомым доказательством тесного сотрудничества мордовских племен с Рюриковичами. А вообще, накоплено множество археологических материалов, подтверждающих, что уже в Х–ХI веках существовала тесная, я бы даже сказал жесткая связь мордовских земель с владениями русских князей, с нарождающимся Российским государством. На территории Мордовии, кстати, очень распространены предметы русского дружинного вооружения, например, двулезвийные каролингские мечи. Многие исследователи считают, что находки такого оружия в центральной части России связаны с начавшимся процессом феодального освоения племенных земель.

Еще в 1982 году директор Института российской истории академик Сахаров написал книгу «Летопись Святослава», где приводятся данные о том, что уже в 984 году князь управлял территориями на основе Договора с мордовскими племенами. А Владимир Красное Солнышко, крестивший Русь, в 1006 году заключил Соглашение о мире, дружбе и сотрудничестве с Волжской Булгарией, в сфере влияния которого были мордовские земли. Кстати, это способствовало в том числе и развитию торговых путей, то есть укреплению экономических основ государства Российского. Академик Рыбаков в своих фундаментальных исследованиях подтвердил исторический факт: мордва была в числе главных участников объединения Руси из разрозненных княжеств.

Концом ХII – началом ХIII веков датируется появление обозначения Пургасова Русь. Или Пургасова волость. Пургас, как известно, - мордовский князь. Их употребление весьма значимо, поскольку волостью летописцы обычно называли княжеский удел с привычной для русских княжеств системой правления, повинностями населения, политической и экономической структурой. Термин «Русь», вне всякого сомнения, свидетельствует об интегрированности мордовских земель в систему русских княжеств.

Есть все основания датировать Х веком начало процесса взаимодействия мордовского народа со славянами в рамках Древнерусского государства. А в ХI – ХIII веках эти связи укреплялись и развивались, формировалось единое политическое, экономическое и культурное пространство.

- Валерий Анатольевич, насколько важно и необходимо, на Ваш взгляд, использовать единый этноним «мордва» для обозначения национальной принадлежности к мордовскому народу? Насколько он исторически оправдан?

- Это исторически сложившийся, устойчивый этноним, который часто встречается в летописях и хрониках тех времен. Например, автор «Повести временных лет» упоминает мордву в числе народов, плативших дань Руси. Ему вторит автор «Слова о погибели земли Русской» - «…от моря до болгаръ, от болгаръ до буртасъ, от буртасъ до черемисъ, от черемисъ до моръдви, - то все покорено было …великому князю Всеволоду, отцу его Юрью, деду его Володимеру и Мономаху…Мордва бортничала на князя великого Володимера».

Василий Ключевской считал, что взаимодействие славянских и финно-угорских племен носило исключительно мирный характер. Более того, постоянно происходило взаимообогащение культур: «Мордовские праздники, большие моляны приурочивались к русским народным или церковным празднествам…В молитвы, обращенные к мордовским богам, …по мере усвоения русского языка вставлялись русские слова». В свою очередь при проведении религиозной реформы князя Владимира в святилище появляется богиня Мокошь, связанная с мордвой.


Мордва - это звучит гордо!

Следует отметить, что со времен монгольского нашествия летописцы рассматривают мордву в одном ряду с русскими землями: племянник Бату-хана, например, «приходи ратью на Рязань, воева Рязань, Муром, Мордву».

С переходом в состав московского княжества мордва, освободившаяся из-под власти ханов, принимает участие в борьбе с Золотой Ордой. Против ордынского царевича Мустафы, совершившего поход на Рязанское княжество, свидетельствует летопись, было послано войско, в составе которого - и «мордва на ртаж (лыжах), с суслицами, рогатинами и с саблями». В начале ХV века сформировалась общность мордовских и русских земель. А к его концу вхождение мордовского народа в состав Московского княжества стало окончательным и бесповоротным.

Самым ярким символом единения мордовского народа с народами России, пожалуй, могут служить события Смутного времени, когда осенью 1612 года население мордовского края своими героическими действиями не позволило кочевникам нанести удар по центральной части страны и тем самым помогло изгнанию интервентов. В критический момент крупного набега ногайцев на юго-восточные рубежи Российского государства по просьбе алатырского воеводы А.Хилкова мордовский мурза Баюш собрал объединенное войско русских служилых людей, мордвы, татар и разбил ногайцев. Главная заслуга талантливого полководца Баюша заключалась в том, что он со своим войском надежно защитил тылы ополчения К.Минина и Д.Пожарского, сыграв тем самым заметную роль в защите и воссоздании единого многонационального Российского государства. Вот почему решено завершить празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами России в 2012 году, придав ему федеральный статус.

Этноним «мордва», известный с самых древних времен, сохранился до наших дней, тогда как многие аналогичные названия народов и народностей – древляне, кривичи, черемисы давно вышли из употребления, навсегда канули в Лету. Мордва же сохранила, пронеся через века, свое этническое название, культуру, традиции, язык. А самое главное, единую территорию – Республику Мордовия.

Населяющие ее коренные народы, как в прошлом, так и в настоящем, в России и во всем мире традиционно называют мордвой. Так стоит ли дискутировать по поводу этнонима «мордва»? Однозначно – не стоит. Нет никакого смысла отказываться от исторически сложившегося, прошедшего испытание временем названия «мордва». Им можно только по праву гордиться!

«Известия Мордовии»