Бумажная литература доживает последние годы

19.05.2011 11:53

В минувшие выходные в Саранске прошёл финальный этап II Литературной универсиады Приволжского федерального округа. В этом году гостями Универсиады стали директор крупнейшей российской литературной премии «Большая книга» Георгий Урушадзе, редактор и директор журнала «Вопросы литературы» Ирина Ковалева, поэт Константин Кедров, писатели Марина Вишневецкая и Николай Анастасьев. Гости отметили, что благодаря ставшей ежегодной Универсиаде Саранск стал своеобразным литературным центром Поволжья. И здесь, пожалуй, самый именитый гость Универсиады Георгий Урушадзе публично вынес бумажной книге приговор — по его мнению, печатная литература доживает свои последние дни.

СПРАВКА «ВС»

Георгий Урушадзе. Родился в 1972 году в Ленинграде. В 1995 году окончил факультет журналистики СПбГУ. В 1992-м стал руководителем московского бюро телерадиокомпании «Петербург — 5-й канал». В 90-х работал экспертом парламентской комиссии, помощником мэра Санкт-Петербурга. В 2003-м стал главным редактором издательства «Пальмира», в 2004-м — директором по маркетингу и стратегическому планированию телекомпании НТВ.
С 2005 года — генеральный директор премии «Большая книга», директор Центра поддержки отечественной словесности.

С каждым годом люди покупают книг все меньше и меньше. Причину такой тенденции понять несложно: выложить пусть даже за долгожданную новинку 300-400 рублей, как говорится, жаба задушит. Но при этом читать у нас в стране меньше не стали. «Произведения авторов уходят в Интернет, — говорит Георгий Урушадзе. — Бумажная книга доживает, наверное, свою последнюю пятилетку в том традиционном виде, в котором мы к ней привыкли». Сегодня основной доход от печатной продукции получает не автор и не издатель. Главные деньги идут бумажному комбинату, типографии, толпе оптовиков-перекупщиков и книжным магазинам. А автор остается в этом бизнесе самым низкооплачиваемым специалистом. Книга, купленная за триста рублей, имеет отпускную цену в сто, и автор из них получит десять. Из-за мизерных гонораров писатели вынуждены подрабатывать и тратить на это силы и время, отнимаемые от творчества.

«В СССР была создана экономически совершенная структура: вкладываешь рубль, а на выходе получаешь два, — продолжает Георгий Урушадзе. — Все издательства, книжные магазины и библиотечные коллекторы входили в одну систему, средний тираж составлял 50 тысяч экземпляров, книга мгновенно доходила до читателей.

Это время закончилось. Сейчас бумажные книги покупают довольно мало, собирать свою библиотеку непрестижно. Сопротивляться бесполезно, надо вливаться в этот процесс, в котором, на мой взгляд, для авторов много плюсов. Сейчас главный диктатор на рынке — оптовик, который берет книгу на рубль дороже, чем стоит ее производство, и отправляет в регионы. Потом накручивает региональный оптовик, накручивает книжный магазин — и книга, которая в Москве стоит 300 рублей, может таким образом стоить 800 на Камчатке, при том что издательство отдает ее оптовику по 80. При этом издательство говорит автору: нам не нравится это и то, может не согласовать с автором оформление, не занимается рекламой книги. В будущем, которое наступит очень скоро, издательство может стать сервисной конторой. Автор будет покупать у издательства услуги корректуры и редактуры, сам будет контролировать оформление и т.д., а потом сам же будет продавать книгу в Интернете через специальные порталы. Автор станет королем на рынке (правда, таких «королей» будут тысячи).

Продавая книгу в Интернете за приемлемую цену, скажем, в тридцать-пятьдесят рублей, автор может претендовать уже на половину от этой суммы. При этом не страдает и экология — бумажные комбинаты не загрязняют природу, берегут деревья, нет выбросов от топлива при транспортировке. Кроме того, сильно экономится время. Книгу можно получить через минуту после того, как автор поставит точку. Уже работают порталы, где можно следить за числом скачиваний, смотреть, на какой странице читатель остановился.

Для читателя, помимо того, что он сможет заказать книгу прямо по сети, не выходя из дома и мгновенно её получить, открываются другие дополнительные возможности. Можно, например, поиграть с текстом — выбрать различные концовки сюжета, имя персонажа и многое другое. Кроме того, в стандартном ридере умещается практически вся Ленинская библиотека, а весит он около ста граммов.
Но главным преимуществом будет цена. Кроме того, вы будете знать, что большая часть перечисленного достанется именно автору, а не перекупщикам«.

Сейчас в России издаётся примерно сто тысяч новых наименований в год. Если же писатели станут выкладывать свои произведения в Интернет, то их станет минимум в десять раз больше. Что с этим делать? Как читателю не утонуть среди такого количества «нетленок»? И тут на первый план выйдет развитие рекомендательных сервисов, считает Георгий Урушадзе: «В выборе могут помочь ныне находящиеся в аутсайдерах «толстые» журналы, а также литературные премии. Например, в список финалистов «Большой книги» ежегодно входит от восьми до пятнадцати лучших художественных произведений года.

Пробиться в большую литературу писателям, и в первую очередь региональным, также поможет Интернет. Неважно, где человек живёт, через Интернет он связан со всем миром.

Самый короткий и простой путь заявить о себе — попробовать номинироваться на премию. Так автор может оказаться в поле зрения издателей и литературных критиков. Плюс тех премий, которые представляем мы — «Большая книга» и «Книгуру», — максимальная открытость. Мы не ставим никаких барьеров ни по возрасту, ни по месту жительства автора, и даже заинтересованы в том, чтобы в них участвовало как можно больше жителей регионов. Выдвинуть изданное произведение на «Большую книгу» может сам автор, для того чтобы в конкурсе участвовала рукопись, требуется номинатор — СМИ, творческий союз, издательство и так далее.

Премию поддерживают «Альфа-банк», группа компаний «Ренова» Виктора Вексельберга, Роман Абрамович, Александр Мамут, Михаил Куснирович, Борис Йордан и другие. Учредители премии — Российский книжный союз, Министерство культуры России, Институт русской литературы РАН, ВГТРК, ИТАР-ТАСС, «Газпром-медиа». Процедура рассмотрения прозрачна, количество членов жюри (Литературной академии) огромно — больше ста человек. Их непросто организовать, но на этих людей нельзя повлиять. Главный результат премии — это не только три победителя, но и ежегодный список финалистов.

Что касается тенденций развития современной литературы — становится очень популярным нон-фикшн. То, что в советское время называлось научпопом: просветительская и научно-популярная литература. Почему возник кризис? Что такое геном человека? Такие книги необязательно пишутся писателями, авторами выступают и учёные, журналисты. Обратите внимание на лауреатов премии «Просветитель».

Очень популярны биографии. В списках лауреатов нашей премии — книги о жизни Бориса Пастернака, Александра Солженицына, Льва Толстого...
Ещё одна тенденция — возрождение литературы для детей и подростков. Талантливых авторов, как выясняется, очень много. Проблема в издателях, которым до сих пор выгодно печатать Маршака и Барто. Но если для детей начальной школы этого может быть и достаточно, то детям 10-16 лет нужно уже что-то новое и более современное. В конкурсе «Книгуру» в жюри нет взрослых, победителей к 1 июня назовут сами дети, голосующие на сайте книгуру.рф.

Кстати, электронная книга оказывается очень привлекательной для детей. Например, «Алиса в стране чудес» в айпад-версии: на соответствующей странице нарисована колбочка и надпись: «Выпей меня!» При щелчке по ней крышечка вылетает, из колбочки идёт дымок, и Алиса тут же увеличится. Можно перевернуть айпад — Алиса свесится и потрясёт ножками, у неё из кармана высыпется мелочь. Отличная книга-игра.

В России очень много пишущих людей. Не сомневаюсь, что талантливых авторов можно встретить в любом городе. И тут наша главная задача — донести информацию, чтобы писатели знали о проектах, которые работают в Москве и других регионах. Русская литература жива и очень хорошо себя чувствует. Не принимайте всерьез никаких стонов и криков по этому поводу«.

На что обратить внимание — рекомендация от Георгия Урушадзе:

Андрей Лазарчук, Михаил Успенский «Посмотри в глаза чудовищ»
Джонатан Сафран Фойер «Полная иллюминация»
Дмитрий Быков «ЖД»
Борис Хазанов «Вчерашняя вечность»
Александр Кабаков «Все поправимо»
Виктор Пелевин Burning Bush
Ая Эн «Сказки синего сумрака»
Михаил Шишкин «Письмовник»
Вадим Ярмолинец «Свинцовый дирижабль 86-89»
Ольга
Славникова «2017», «Любовь в седьмом вагоне»
Глеб Шульпяков «Фес»
Леонид Зорин «Скверный глобус»
Павел Крусанов «Мертвый язык»

«Вечерний Саранск»