«Сверяю время по родной Мордовии!»

11.05.2009 20:30


Image«СТОЛИЦА С» ВСТРЕТИЛАСЬ В ШВЕЙЦАРИИ С МИРОВОЙ ЗНАМЕНИТОСТЬЮ ДМИТРИЕМ ДЕМЯШКИНЫМ
Суперновость от пианиста Дмитрия Демяшкина, который уже 10 лет живет в Швейцарии и гастролирует по всему миру! 17 мая наш выдающийся земляк выступит в Москве с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева! Сольный концерт состоится в Большом зале Московской консерватории! О себе, творчестве, работе преподавателя и… рыбалке 27-летний музыкант рассказал в эксклюзивном интервью «Столице С». СПЕЦИАЛЬНО ИЗ ЦЮРИХА — НИКИТА ВАСИЛЬЕВ.


Кажется, он нисколько не изменился. Такой же открытый и простой в общении. «Ой, мордовские конфеты! Спасибо большое! Не поверите, но здесь, в Цюрихе, который считается столицей мировой шоколадной империи, уже давно мечтаю отведать любимые сладости!» Дмитрий не забывает о малой родине. Он не расстается с «мордовскими» часами, которые ему вручил лично Глава республики Николай Меркушкин. «Сверяю время по родной Мордовии!» — улыбается Демяшкин. Он любезно показывает журналистам «С» залы Высшей школы музыки Цюриха, где окончательно сформировался как профессионал и получил «путевку» на мировой Олимп классической музыки. Уже больше года он ведет здесь занятия со студентами из разных стран…
«С»: Ваши выступления в Мордовии уже давно стали доброй традицией. В прошлом году совместно с Министерством культуры республики вы подарили нашей публике международный музыкальный фестиваль «Saransk — Цюрих», на который пригласили лучших европейских исполнителей. Почему в этом году мероприятие не состоялось?
— К сожалению, помешали организационные и финансовые проблемы. Сначала долго не могли согласовать сроки проведения. Найти окошки в гастрольных графиках моих коллег-музыкантов весьма не просто. В конце концов, эти вопросы удалось решить. Была составлена смета. Но вмешался мировой финансовый кризис, который сейчас, кстати, отражается на всех сферах жизни. Можно было, конечно, значительно уменьшить затраты и подготовить «усеченный вариант», но тогда пострадал бы уровень мероприятия. А хочется, чтобы он рос с каждым годом! Чтобы для саранских слушателей это был праздник музыки с участием настоящих звезд! Одним словом, мы решили его перенести на другой срок…
«С»: Когда же все-таки мы дождемся этого праздника?
— Планируем в сентябре будущего года. Надеюсь, Саранск услышит много талантливых исполнителей классики. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Главу Мордовии Николая Ивановича Меркушкина за поддержку и понимание.
«С»: Вы затронули тему кризиса. А как он сказывается на благополучной Швейцарии?
— Весьма негативно. О проблемах экономики судить не берусь, но культура лишилась значительных ассигнований со стороны спонсоров. В Швейцарии банковские структуры традиционно выделяли много средств на оперное искусство, различные фестивали и конкурсы. Сейчас ситуация изменилась. Мероприятий проводится все меньше, их бюджеты урезаются. А в целом… жить можно. Цены не изменились. Массовая безработица не грозит…
«С»: Какие яркие события произошли в вашей творческой жизни в последнее время?
— Было много интересных концертов: Япония, США, Португалия. Из европейских стран чаще всего приглашают в Германию. Особенно после того, как в 2007-м я успешно выступил в Бонне на Международном конкурсе имени Бетховена… Нет, я работаю без продюсера. Сам договариваюсь о выступлениях. Но много времени на это не трачу. Все-таки главное для меня — творчество, которое требует предельной концентрации сил и внимания…
«С»: Существует ли конкуренция между музыкантами, исполняющими классику?
— Конечно. Чем-то это напоминает шоу-бизнес. Поэтому необходимо рекламировать себя. Но организаторы фестивалей и концертов отдают предпочтение тем, кто демонстрирует высокий класс игры.
«С»: Как вы подбираете репертуар?
— Слушаешь запись или живое исполнение и вдруг понимаешь — зацепило, твое! То есть, играя произведение, ты, во-первых, должен понимать его мысли и эмоции, а во-вторых, умело доносить их до слушателей. Ну и, конечно, очень важен профессионализм! Знаете, пианист плохо играет, когда не понимает смысла произведения…
«С»: Какая школа пианистов больше нравится?
— Несмотря на то что живу в Швейцарии уже 10 лет, русская школа остается для меня самой профессиональной и интересной! Она очень эмоциональна! В ней больше души! И, главное, я ее хорошо понимаю. Что касается немецкого направления, которым я много занимался в Цюрихе, то в нем больше рационализма. Все продумано. Ничего лишнего. Но для меня… немного суховато. Из русских пианистов, которые мне импонируют, могу назвать Григория Соколова из Санкт-Петербурга. Но, если честно, нет времени следить за творчеством коллег. За собой не уследишь (смеется — «С»)!
«С»: Вы пробовали исполнять музыку других жанров? Джаз, например…
— Нравится слушать. Если, конечно, играют без фальши. Сам не пробовал. Да и зачем? За всем не угонишься! Чтобы качественно освоить какой-то жанр, нужна серьезная подготовка. Делать это на поверхностном уровне — глупо и бессмысленно…
«С»: Вас слушает разная публика — американская, европейская, японская. Для кого приятнее играть?
— Во время концерта все внимание сосредоточено на исполнении. Следить за реакцией зала практически невозможно. Ты как бы в другом измерении находишься! А вот после того, как прозвучит последняя нота… Американцы, например, всегда счастливы, сильно или слабо сыграешь — им все равно. Японцы чересчур дисциплинированны, словно ими кто-то командует. Российская публика более восприимчивая и… дружелюбная. Особенно в Мордовии мне нравится выступать. Получаю большой заряд позитивной энергии! Но это объяснимо: в Саранске я родился, там даже стены родные!..
«С»: Дмитрий, а вы никогда не пробовали сочинять музыку?
— Пробовал, но очень давно, когда еще учился в школе при Казанской консерватории. Я мог закрыться в классе и три часа подряд что-то наигрывать, сочинять. Мне, кстати, это занятие нравилось. Не исключаю, что когда-нибудь придет время, и в мире появится еще один композитор (смеется — «С»)!


РИА «Саранск»