Честная игра
23.04.2009 17:37
Глобальный кризис и вызванное им падение потребительского спроса немало испортили жизнь многим бизнесменам. И если одни пытаются реанимировать почти позабытые уловки и хитрости, другие находятся в поиске новых способов повышения конкурентоспособности своей продукции. В этом качестве сегодня все чаще называется, например, так называемая «справедливая торговля» — система, где в принципе нет места обману, закулисной возне и прочим гадостям. «ВС» попытался выяснить, готов ли наш бизнес работать честно и есть ли в Мордовии предприятия, чья деятельность полностью соответствует предъявляемым требованиям.
Этика превыше всего
Кто и когда ввел в обиход термин «честная торговля» — доподлинно неизвестно. Хотя сами принципы ее были сформулированы еще полтора века назад. Долгое время под этим подразумевалась все больше защита прав рабочих из стран третьего мира — отсутствие эксплуатации, выплата им достойного вознаграждения за свой труд. Потому-то в категорию «честных» продуктов обычно входили тропические фрукты и овощи, ремесленные изделия, а также другие товары, производимые в Африке, Азии, Латинской Америке. Злые языки, правда, утверждали, что таким образом бывшие колониальные державы пытаются покаяться в старых грехах. Ведь наибольшее распространение поддержка туземцев получила в Великобритании да Голландии — государствах, известных своим славным имперским прошлым.
Лишь в последнее время понятие «честный бизнес» начало трактоваться чуть шире, в соответствии с более привычными нам суждениями. Его приверженцы должны соблюдать запрет на использование детского и рабского труда, не препятствовать созданию профсоюзных ячеек, заботиться о сотрудниках, гарантировать качество товаров и услуг, наконец — устанавливать на них реальную, обоснованную цену — не спекулятивную, но в то же время покрывающую затраты на выработку, общественное развитие, сохранение и возобновление природных ресурсов. И уж понятно же, своевременно и в полном объеме платить все налоги. Более «политкорректной» стала и вывеска. Теперь «честную» торговлю все чаще называют «справедливой», «этичной» или вовсе «ответственной».
Культовым данный бренд, безусловно, не назовешь. Уже хотя бы потому, что противоречий в нем хватает. Так, в идеале связи между производителями и потребителями должны быть прямыми, а путь товара до прилавка — максимально коротким (дабы не прибегать к услугам «накручивающих» цену посредников). Но добиться этого в нынешних условиях, мягко говоря, непросто. Ну, если, конечно, мы хотим видеть хоть какое-то разнообразие в еде, одежде, оказываемых услугах.
Мало того, «честный» бизнес далеко не всегда бывает справедливым. Например, по отношению к аграриям, которым в урожайный год зачастую приходится реализовывать продукцию за бесценок. Причем в выигрыше тут неизменно оказывается крупный производитель, сумевший добиться снижения себестоимости продукции, а не взмыленный крестьянин, пашущий от рассвета до заката.
Да и система сертификации «правильных» товаров явно далека от идеала. Просто потому, что единых требований к ним нет. Во всем мире, например, во главу угла ставится запрет на использование труда детей и рабов. Но для России это не столь актуально, как, скажем, своевременность выдачи зарплаты, а равно — ее легальность. И тут уж в тупике находятся европейцы, пытающиеся понять, почему многим нашим наемным рабочим «премии в конвертах» гораздо милее официальных окладов.
В 2002 году решение вроде бы было найдено. Тогда на смену доброй дюжине различных международных знаков пришла маркировка FLO, которой обозначались товары, выпущенные в соответствии с принципами «честной» торговли. Чуть позже появилась и Ассоциация Справедливой Торговли. Правда, особым успехом те попытки идентифицировать «хорошие» продукты и организации не увенчались. И не в последнюю очередь потому, что производители, не желающие тратиться на сертификаты, быстро нашли адекватный ответ. На рынке начали появляться целые серии «честных» продуктов. Самая известная из них — Red — представляла собой, по сути, эдакий собирательный бренд, работающий через партнеров.
Изделия с такой маркировкой можно встретить на одежде, оргтехнике, средствах связи и даже… банковских продуктах. От обычных они отличаются только тем, что определенный процент с их продаж идет на благие цели — финансирование программ по борьбе со СПИДом, туберкулезом, малярией, оказание помощи больным африканским детям. В общем, та же коммерция, но хорошо сдобренная благотворительным соусом.
Вызов брендам
Тем не менее сама идея разделить товары на «правильные» и не очень оказалась чертовски живучей. Более того, ныне она переживает второе рождение. В водовороте кризиса многие бизнесмены смогли разглядеть в ней ту соломинку, что способна вытянуть отдельные товары и целые проекты. Логика их рассуждений выглядит примерно так: потребитель пошел требовательный, привыкший к тому, что на прилавках чуть ли не ежедневно появляются очередные новинки. И простые надписи «Без сои», «Не содержит ГМО», «Отбелено без хлора», «Не тестировалось на животных», «Безопасен для озона» и прочие его давно уже не привлекают. Нужны идеи покруче.
Впрочем, в отличие от Запада, где движение «честной» торговли понемногу набирает обороты (по результатам прошлого года в него включились тысячи почти из 80 стран), в России оно по-прежнему находится в зачаточном состоянии. «Справедливые» продукты поступают к нам в основном из-за границы. Отечественные же производители, в основном, ставят соответствующую маркировку на изделия, поставляемые на экспорт. Известная пивоваренная компания, скажем, таким образом выделяет «экологическое» пиво, идущее в Британию. Кондитерская фабрика, построенная зарубежным концерном, — шоколад для поляков и прибалтов.
И все-таки даже в саранских магазинах изредка можно встретить продукцию с черно-зелено-синими наклейками. Как правило — бананы, апельсины, сахар, орехи и цветы. Хотя изредка попадаются вина, а то и… спортивная обувь. Другое дело, что после попадания на наши прилавки эти товары в принципе перестают быть этичными. По меньшей мере, для покупателей. К примеру, случайно обнаруженное нами в одной из торговых точек южно-африканское вино продавалось по 1670 рублей. Тогда как его рекомендованная розничная цена составляла всего-то около 30 долларов. Хорошо еще, что несчастные африканские негры не могут пожаловаться на угнетения и унижения…
На чистую воду
Мордовские же производители «честными» продуктами не увлекаются. Но совсем не потому, что отказываются заботиться о своих сотрудниках или не понимают сути социальной миссии бизнеса. Скорее, просто пока не видят особой необходимости в идентификации товара. Да и мода на «справедливую» торговлю до нас еще не добралась.
- Лично я не готов назвать предприятия, частные фирмы, чья деятельность полностью соответствует принципам «этичной торговли», — говорит председатель ГУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия» Александр САЛМОВ. — Но это вовсе не означает, будто все они якобы используют правила «нечестной» игры. Составляющих оценки «честного бизнеса» и факторов, влияющих на нее, очень много. В итоге главное, наверное, заключается в том, чтобы человеку на любом уровне выполнения именно своей работы (и не только в бизнесе) не было за нее стыдно. Если продукт произведен старательно (например, в личном подворье, подсобном хозяйстве), тщательно и заботливо переработан, легально реализован и ни на одном из участков его пути к потребителю не допущено никаких нарушений соответствующих норм и условий, все получили достойное вознаграждение за свой труд, — рассуждать о «неправильности» товара явно не приходится. По такой схеме в нашем регионе производятся и реализуются сотни наименований продукции и услуг. Получается, что претензии могут быть сведены, по большей части, всего лишь к отсутствию каких-либо маркировок. Впрочем, иногда они оказываются и весьма желательными. Важно, чтобы потребитель мог без труда идентифицировать хорошую, качественную продукцию, а производитель — испытать гордость за свой труд.
Подобной точки зрения придерживается и заместитель министра экономики РМ Олег СОКОЛОВ:
— На мой взгляд, исходить нужно из того, что наш потребитель еще не нуждается в дополнительных доказательствах чистоты местной продукции. Когда производители столкнутся с такой необходимостью, они, безусловно, начнут действовать. А вот торопить события в нынешних условиях не только нежелательно, но и вредно. Все-таки следует помнить, что «честная торговля» остается довольно узким сегментом. Она направлена на людей, которым в принципе есть до этого дело. Большинство же потребителей в нашей стране при покупке тех или иных товаров привычно исходят из собственных финансовых возможностей. Велик риск, что «честные», но более дорогие продукты просто останутся невостребованными. Тем не менее, если идея покажется производителям небезынтересной, на республиканском уровне мы готовы ее поддержать.
В Мордовии появится «Сертификат честного работодателя»?
Сегодня определением «честных» предприятий во многом занимается республиканская Госинспекция труда, около года назад учредившая собственный «Сертификат доверия». Суть данного проекта — в достижении качественно нового уровня регулирования трудовых отношений, когда законодательные требования работодатели выполняют, что называется, в добровольном порядке, без всяких напоминаний со стороны надзорных органов. Об этичности бизнеса в нем также не упоминается. Однако соискатели обязаны доказать, что права наемных работников соблюдаются в полном объеме — с ними заключаются трудовые договоры, зарплата выплачивается вовремя и в полном объеме, проводятся отчисления в казну и внебюджетные фонды, самое пристальное внимание уделяется охране труда.
- Мы и не стремимся «идентифицировать» все предприятия, ведущую честную игру, — поясняет руководитель ГИТ Максим ОВЧИННИКОВ. — Наша задача — выделить добросовестных работодателей и тем самым оградить их от излишних проверок со стороны нашей службы. Могу сказать, что за прошедшее время «Сертификатом доверия» обзавелось 56 предприятий всех форм собственности. Их деятельность оценивается именно с позиции охраны труда и прав наемных работников. Но если будет интерес, к проекту присоединятся другие ведомства, осуществляющие надзор за бизнесом, он, возможно, и получит новый импульс. И в перспективе, не исключено, даже станет предвестником регионального «Сертификата честного работодателя». Хотя, повторюсь, такой цели мы не преследуем.
Андрей КРИВОВ (”ВС”, № 16)
«Вечерний Саранск»