Откровения сильной женщины

14.07.2010 12:23

Светлана Крючкова пишет книгу воспоминаний. И актрисе есть что рассказать своим поклонникам

Книга находится еще на рабочем столе актрисы, в рукописи. Некоторые отрывки из нее опубликованы в подарочном альбоме, вышедшем к 60-летию народной артистки России. Со своими мемуарами Светлана Крючкова познакомила и нас.

s-krychkova«Я работал с Крючковой только один раз, на фильме „Старые клячи“, — вспоминает Эльдар Рязанов, — но ощущение, что мы давно связаны общими пристрастиями, взглядами. Светлана Крючкова — человек неистовый, „неудобный“, НЕ „дама, приятная во всех отношениях“... Отнюдь. В ней есть отвага. Отвага — сказать подчас ранящую правду, отвага — отказаться от предложенной роли, отвага — признаться в собственной неудаче, слабости. И в этом — один из главных признаков большого таланта».

В жизни Светлана Крючкова не любит кокетства, полутонов, недосказанности. Это у нее — от папы-военного. А вот в профессии от актрисы можно ждать чего угодно! Ее романтическая Нелли Леднева в фильме «Большая перемена» принесла ей всесоюзную известность. Крючкову запомнили рыжеволосой современной барышней с гитарой в руках: «Мы выбираем, нас выбирают...». А после была фееричная Зиночка в фильме Леонида Гайдая «Не может быть!», истеричная и несчастная Нина в «Родне» Никиты Михалкова... Что ни роль — открытие.

Многие актрисы ее возраста жалуются, что для них нет интересной работы. Крючкова не боится принимать самые неожиданные предложения. И умеет даже из второстепенной роли — тети Песи в «Ликвидации» Сергея Урсуляка — сделать изумруд!

Битва за профессию

Из родного Кишинева вчерашняя школьница Света Крючкова приехала в Москву с твердым намерением поступить в театральный вуз.

«Москва!.. Жестокая школа! Искушение, испытание характера, стержня твоего (на слом!). Но тогда еще я этого не знала. Ноги сами привели меня к театральному училищу имени Щепкина. Я увидела огромную толпу молодых, раскованных людей. Некоторые из них поступали не в первый раз и знали многих педагогов. Для поступления надо было прочитать прозу, басню и стихотворение. Я решила рискнуть. Конкурс — 200 человек на место. Все-таки пошла. Прочитала Евтушенко „Бал на Красной площади“, спела украинскую песню „Ничь яка мисячна...“, станцевала „молдовеняску“ (под собственное пение). Прошла все три тура. Впереди — последний, четвертый, когда оставалось два человека на место. Его я провалила. Не взяли. И тут у меня взыграло честолюбие: как же так? Я обошла столько человек — значит, во мне что-то есть!

Так пришло окончательное решение: идти только в театральное — и поступить во что бы то ни стало!»

Крючкову не приняли ни в Щепкинское, ни в Щукинское училище. Два года девушка оставалась в Москве и, ожидая следующих вступительных экзаменов, работала слесарем-сборщиком на ЗИЛе. И вот — третья попытка...

«Когда вышли читать списки принятых, я была в полуобморочном состоянии: моей фамилии не было. 29 фамилий, причем не по алфавиту, я услышала прежде, чем прозвучала последняя, моя. Ведь анкета лежала в самом низу, за меня просто уже не голосовали, так как вопрос о принятии был решен. Я побежала на центральный телеграф, заказала телефонный разговор с домом и, когда услышала мамин голос, закричала на весь телеграф: „Мама, я поступила!“.

Студенческое счастье

Сейчас Светлана Крючкова понимает, что судьба счастливо распорядилась, определив ее именно в школу-студию МХАТ.

»...Я попала туда, куда должна была попасть — во МХАТ. Эта моя школа была совершенно особенной. И очень строгой. Нам не разрешали краситься, ходить в брюках, девочкам категорически запрещалось курить. Тут я поневоле вспоминаю Георгия Александровича Товстоногова: как-то раз, проходя по коридору ЛГИТМИКа, он увидел двух курящих студенток. Подошел, спросил одну из них: «Актриса?». Девушка утвердительно кивнула. Он взял из ее рук сигарету и выбросил в мусорное ведро. «А вы?» — «Критик», — ответила вторая. «Курите, деточка», — сказал Георгий Александрович и пошел дальше по коридору…

В Школе-студии было принято вставать — не только тогда, когда мимо проходил педагог, но даже если это был кто-нибудь из старшекурсников. Здороваться полагалось стоя. Я вспоминаю, как на один из юбилеев БДТ приехал декан кафедры искусствоведения Школы-студии МХАТ Виталий Яковлевич Виленкин. Когда подошла его очередь поздравлять театр (а он сидел в партере), Виталий Яковлевич встал со своего кресла — и на сцене, где сидела вся труппа, непроизвольно встали два мхатовских выпускника: Олег Валерьянович Басилашвили и я. Настолько сильна была привычка!«.

Новый поворот

Но надо знать Крючкову. Столицу, работу в знаменитом МХАТе она оставила без сожаления ради большой любви — и вслед за своим мужем, кинооператором Юрием Векслером, переехала в Ленинград! И сразу получила там роль — в не менее знаменитом, чем МХАТ, Большом драматическом театре под руководством Георгия Товстоногова.

«Первая роль в БДТ — „Фантазии Фарятьева“. Шестнадцатилетняя школьница — некрасивая, закомплексованная, по-детски жестокая — в финале оказывается мудрой, сострадательной и способной любить беззаветно. После моих московских ролей — абсолютно непредсказуемое назначение.

Встреча с кумирами

В кино Светлане Крючковой посчастливилось работать с выдающимися артистами. Евгений Леонов, Алексей Петренко, Михаил Глузский, Михаил Козаков, Олег Табаков, Людмила Гурченко, Лия Ахеджакова… А в фильме „Родня“ Никиты Михалкова актриса сыграла наравне с блистательной Нонной Мордюковой, за которой однажды в детстве... подглядывала.

»...Огромные толпы нарядных людей шли мимо нашего дома на стадион — там проходили концерты и встречи с известными киноартистами. Однажды приехали Вячеслав Тихонов и Нонна Мордюкова. Мы не попали тогда на стадион, но на следующий день кто-то из соседских ребят, запыхавшись, прибежал нам сообщить, что Мордюкова и Тихонов — в центральном универмаге. Сломя голову мы помчались туда и, сгрудившись и не решаясь подойти, с благоговением наблюдали за своими кумирами. Тогда я даже не могла представить, что когда-нибудь Нонна Викторовна будет играть мою маму в «Родне», а я буду ее дочкой. А знаменитый и всеми любимый Вячеслав Васильевич Тихонов станет моим партнером в фильме «Утомленные солнцем».

Самая тяжелая роль

Фильм «Похороните меня за плинтусом» Сергея Снежкина — одна из последних работ Светланы Крючковой. Где ее... не узнать. Некрасивая, жестокая, несчастная бабушка, которая своей деспотичной любовью душит внука, не подпуская к нему его мать — свою дочь. Фильм, незаметно и нешумно прошедший по экранам кинотеатров, взял несколько престижных наград, все — за игру Светланы Крючковой.

Светлана Николаевна признается, что эта работа стоила ей многих душевных и физических сил: актриса после съемок попала в реанимацию...

«Я с нетерпением ждала окончания съемок, чтобы освободиться от своей Нины Антоновны. Существовать с таким накалом чувств, держать внутри себя такого человека безумно тяжело. Я сама еле-еле выдержала мощь своей героини и не понимаю, как это выдержали мой муж и сын. Ведь, пока во мне жила эта бабушка, я была совершенно невыносима!».

Но... надо знать Крючкову. Она вышла из больницы, собралась с силами — и пошла дальше!

— Свой юбилей я отметила творческим вечером «Музыка души» на родной сцене БДТ, — рассказала нам Светлана Николаевна. — Приготовила большую песенную программу для первого отделения, а для второго — русскую поэзию в сочетании с классическими гитарными произведениями.

«Вечерний Саранск»