«Мордовцемент» налаживает производство будущего
30.06.2010 17:57
В конце прошлой недели на базе ОАО «Мордовцемент» состоялось выездное заседание Союза производителей цемента России. На предприятие в поселок Комсомольский прибыли представители ведущих производителей страны, а также зарубежные специалисты. На заседании были обсуждены стратегические вопросы развития отрасли, ее модернизации и конкурентоспособности на мировом рынке. Важно отметить, что принимающей стороной выездного заседания «Мордовцемент» стал отнюдь не случайно. На сегодняшний день опыт мордовского предприятия является во многом уникальным, а потому гостям было на что смотреть, было чему удивляться. Показательная экскурсия по заводу, которая состоялась после заседания, растянулась на несколько часов.
Экономия — основа развития
Все большее значение в непростых условиях нынешнего рынка приобретает задача экономии энергоресурсов. Задача эта, без сомнения, диктует сегодня темп развития производства, а значит, и его конкурентоспособность. А потому для ее решения на предприятии используют комплексный подход. Проведена реконструкция энергосистемы Ванькинского карьера, сетей электроснабжения. Интенсивно ведутся работы по монтажу конвейерных линий протяженностью 10,5 км для доставки мела от карьера до промышленной площадки завода. Пуск новых линий в эксплуатацию намечен на август — сентябрь текущего года.
— Затраты на транспортировку сырья, по предварительным подсчетам, снизятся на 40%, — подчеркнул главный инженер ОАО «Мордовцемент» Сергей Третьяков. — При этом из эксплуатации будут выведены 9 тепловозов, которые в настоящее время задействованы на подвозе сырья.
Значительное снижение энергозатрат на предприятии произошло также с вводом в эксплуатацию линии по производству клинкера полусухим способом. Во многом именно благодаря этому производству завод стал принимающей стороной выездного заседания.
— Без сомнения, на «Мордовцементе» в настоящее время налажена самая передовая линия полусухого способа производства, — отметил исполнительный директор Союза производителей цемента России Михаил Киселев. — Это, безусловно, вызывает особенный интерес у производителей цемента, учитывая то факт, что многие предприятия сейчас решают такую задачу: переходить на полусухой способ или не переходить. Опыт «Мордовцемента, я думаю, может стать решающим в этом вопросе.
Экономия — основа развития
Все большее значение в непростых условиях нынешнего рынка приобретает задача экономии энергоресурсов. Задача эта, без сомнения, диктует сегодня темп развития производства, а значит, и его конкурентоспособность. А потому для ее решения на предприятии используют комплексный подход. Проведена реконструкция энергосистемы Ванькинского карьера, сетей электроснабжения. Интенсивно ведутся работы по монтажу конвейерных линий протяженностью 10,5 км для доставки мела от карьера до промышленной площадки завода. Пуск новых линий в эксплуатацию намечен на август — сентябрь текущего года.
— Затраты на транспортировку сырья, по предварительным подсчетам, снизятся на 40%, — подчеркнул главный инженер ОАО «Мордовцемент» Сергей Третьяков. — При этом из эксплуатации будут выведены 9 тепловозов, которые в настоящее время задействованы на подвозе сырья.
Значительное снижение энергозатрат на предприятии произошло также с вводом в эксплуатацию линии по производству клинкера полусухим способом. Во многом именно благодаря этому производству завод стал принимающей стороной выездного заседания.
— Без сомнения, на «Мордовцементе» в настоящее время налажена самая передовая линия полусухого способа производства, — отметил исполнительный директор Союза производителей цемента России Михаил Киселев. — Это, безусловно, вызывает особенный интерес у производителей цемента, учитывая то факт, что многие предприятия сейчас решают такую задачу: переходить на полусухой способ или не переходить. Опыт «Мордовцемента, я думаю, может стать решающим в этом вопросе.
Технологические новинки
Полусухая линия на предприятии работает уже три года. За это время она продемонстрировала не только высокую производительность, но и высокое качество продукции. Одна из особенностей производства — использование автопокрышек в качестве альтернативного топлива. Ноу-хау мордовских цементников вызвало большой интерес у гостей.
— Расход резаных шин достигает 2 тонн в час, — рассказал директор предприятия альтернативного топлива Алексей Анников. — Тепловая энергия, получаемая за счет сжигания шин, составляет до 25 % от необходимого расхода природного газа. При средней себестоимости измельченных шин 330 рублей за тонну себестоимость цемента снизилась на 7%. Кроме того, предприятие получает 100 рублей за каждую тонну утилизированных покрышек.
Как рассказал Алексей Анников, в ближайших планах «Мордовцемента» — перейти на использование в качестве вторичного топлива также древесных опилок, что позволит заменить до 40% используемого природного газа. В настоящее время ведется выбор поставщика оборудования для измельчения древесных отходов, хранения и транспортировки.
Собственная электростанция — первая в России
Кульминацией показательной экскурсии стал осмотр гостями строительной площадки нового производства «Мордовцемента», которое, по словам специалистов, станет уникальным на всероссийском пространстве. Строящийся промышленный комплекс по производству клинкера сухим способом будет пущен в эксплуатацию уже в ноябре и позволит вдвое увеличить производственные мощности «Мордовцемента».
Основа будущего производства — собственная парогазовая электростанция. Прежде всего, она будет обеспечивать сушку сырья, но кроме этого, отходящий газ будет использоваться на генерацию тепло- и электроэнергии. Парогенераторы и турбины от крупнейших мировых компаний и современное технологическое оборудование позволят вырабатывать из газа более 100 мегаватт электроэнергии и тепла.
— Это позволит нам решить главную технологическую задачу — обеспечить ресурсами новый проект по производству клинкера сухим способом, — пояснил главный инженер ОАО «Мордовцемент» Сергей Третьяков. — Станция обеспечит потребности в электроэнергии всего производственного цикла: как нового, так и старого производства «Мордовцемента». При этом выработка собственного электричества позволит предприятию экономить миллионы рублей в день. Еще очень важно отметить, что наша парогазовая электростанция станет первой в стране, построенной на цементном производстве.
Экологическая безопасность
Как известно, производство цемента — это та отрасль, где необходим строжайший экологический контроль. Именно поэтому, совместно с модернизацией технологического оборудования, на предприятии уделяется большое внимание модернизации газоочистительного и пылеулавливающего оборудования, с тем чтобы свести к минимуму неблагоприятное воздействие на окружающую природную среду.
В решении природоохранных вопросов предприятие тесно сотрудничает с ведущими мировыми компаниями в области газоочистки. В 2008 году на линиях мокрого способа производства клинкера закончена установка четырех рукавных фильтров с импульсной очисткой фирмы Дженерал Электрик. Данные установки обеспечили исключительные возможности фильтрации и надежную работу в течение длительного периода времени эксплуатации. Кроме того, в последние годы были заменены электрофильтры на линиях Алексеевского цементного завода. До этого времени подобные электрофильтры, оснащенные современной системой пылеулавливания, нигде в России в цементном производстве не применялись.
Под впечатлением — даже иностранцы
По окончании экскурсии по наиболее значимым площадкам «Мордовцемента» гости не скрывали положительных впечатлений от увиденного.
— Надо признать, что в общем цементной индустрии в России, безусловно, нужна серьезная модернизация, — сказал в беседе с корреспондентом «ИМ» директор по стратегии и развитию бизнеса ОАО «Лафарж Цемент» Ле Блан Орелиен. — Но «Мордовцемент» в ряду российских производителей стоит особняком. Производство уникальное, современное. Высочайшее технологическое обеспечение, достойный объем инвестиций. Я поражен: это, без сомнения, производство мирового уровня.
На правах рекламы
«Известия Мордовии»