Латентные долги
25.06.2010 09:32
Столь неутешительный вывод сделан Государственной инспекцией труда по РМ на основании сравнения данных официальной статистики и результатов собственных проверок. Иными словами, речь идет о существовании в республике так называемых латентных долгов, общий размер которых составляет несколько миллионов рублей.
В теории главные бухгалтеры предприятий и учреждений обязаны регулярно представлять в органы государственной статистики сведения о просроченной задолженности по зарплате. Делается это исключительно для того, чтобы властные структуры могли оперативно реагировать на каждый тревожный сигнал, принимать меры в отношении нерадивых руководителей. И хотя стремление подставить себя, любимого, большинству начальников несвойственно, до откровенного игнорирования законодательных требований дело, как правило, не доходит. Тем не менее время от времени желающие поиграть с законом в кошки-мышки все-таки находятся. Рискованно, конечно, зато очень удобно. Прокуратура своими придирками не докучает, трудовая инспекция не беспокоит. Да и люди, опасаясь гнева начальства и, как следствие, потери места, жаловаться не бегут.
В разгар кризиса, когда с выплатами средств начали шалить многие организации, Гострудинспекция стала активно практиковать обратную связь с населением. На сайтах ведомств, по телефонам «горячих линий» можно было даже на условиях анонимности оставить сообщение о любом частном случае нарушения трудового законодательства. Прямая связь с населением изрядно подпортила многим регионам довольно благоприятную статистику. Скажем, в Ямало-Ненецком автономном округе вдруг выяснилось, что сокрытые долги чуть ли не на порядок превышают официально существующие.
— Случаи непредставления предприятиями сведений о просроченной задолженности в органы статистики фиксировались и продолжают фиксироваться, — утверждает руководитель Госинспекции труда по РМ Максим ОВЧИННИКОВ. — По официальным данным, на сегодняшний день работодатели задолжали 238 своим сотрудникам около 5 миллионов 775 тысяч рублей. С учетом же результатов проведенных ГИТ проверок своевременно не получают зарплату 463 человека, а размер долгов оценивается примерно в 9170 тыс. рублей. Причем и эти цифры трудно назвать окончательными. Ведь в республике действует немало организаций, зарегистрированных в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Пензе, Самаре и других городах, которые формально выпадают из поля зрения местных властей.
Как правило, невыплатой вознаграждения наемным работникам грешат предприятия малого бизнеса, и в первую очередь — индивидуальные предприниматели. Дело в том, что по закону они вообще не обязаны отчитываться о том, какие долги накопили. Как следствие — трудинспекторы вынуждены либо все так же черпать необходимую информацию из неофициальных источников (например, от людей, столкнувшихся с материальными затруднениями), либо добывать ее самостоятельно в ходе проводимых проверок.
В прошлом году по Мордовии прокатилась целая волна преобразований ранее существовавших ООО в ИЧП. Явление, на первый взгляд, вполне нормальное — столкнувшиеся с экономическими трудностями предприятия сократили обороты и одновременно поменяли форму собственности. Но на поверку нередко выяснялось, что вновь зарегистрированным частным предпринимателям в общем-то удалось сохранить свой бизнес, а то и нарастить объемы производства. Руководствовались же они исключительно корыстными мотивами. За несвоевременную выдачу заработной платы «индивидуал» отделается административным штрафом в размере от 1 до 5 тысяч рублей. Тогда как юридическому лицу придется выложить
Накапливают латентные долги и крупные предприятия. Например, на пике «высвобождения трудовых ресурсов» они просто не удосуживались проводить окончательный расчет с гражданами, уволившимися по собственному желанию. Недовольным же объясняли, что обязательства считаются исчерпанными «в связи с расторжением контракта». Интересно, что на некоторых производствах суммы «забытых» таким образом долгов были сопоставимы с 1,5 —
Другими типичными объяснениями задержек при выплате заработной платы являются неаккуратность смежников и заказчиков, неполная загруженность мощностей или отсутствие денег на банковских счетах. Так, производственное объединение имени Желябова, задолжав 119 сотрудникам почти 2 миллиона рублей, сослалось на несвоевременность проводимых партнерами расчетов. Взыскивать с них долги через арбитражный суд администрация не стала — к чему портить отношения?! Однако и долги перед персоналом, как показали последующие проверки, не погасила.
А вот в Поволжской строительной компании, несмотря на то что финансирование от заказчиков поступало регулярно и в полном объеме, своих денег наемные работники не видели по несколько месяцев. Зарплата им, как выяснилось, начислялась, но не выдавалась. Коллектив забил тревогу лишь тогда, когда общая сумма долга перевалила за 2 миллиона рублей. Частично, после вмешательства трудинспекторов, он был погашен. Правда, спустя пару недель все вернулось на круги своя.
В принципе, столь уж вопиющие факты нарушения трудовых прав граждан выявляются довольно редко. Сейчас по подсчетам ГИТ около двух десятков мордовских работодателей имеют латентные долги, месяцами избегая выполнения своих обязательств. Ряд случаев расследует прокуратура, в остальных бизнесмены самостоятельно изыскивают ресурсы для проведения расчетов.
— Всего за прошлый год по требованиям Гострудинспекции и других контролирующих органов 13 тысячам сотрудникам предприятий и организаций республики выплачено порядка 100 миллионов рублей, — говорит Максим Овчинников. — В первом квартале нынешнего года — 10,4 миллиона. Таким образом, можно констатировать, что наметилась стойкая тенденция к сокращению размера просроченной задолженности, в частности — латентной. Однако проблема, судя по количеству обращений, поступающих на телефон «горячей линии» и по сети Интернет, все еще остается.
«Вечерний Саранск»