Что привело наших земляков в Сибирь и на Дальний Восток?
07.06.2010 15:07
Загадочная Якутия, суровый Магадан, далекий и чужой Амур... Что искали они там, взращенные на залитых солнцем просторах Поволжья? Ради чего покинули родную Мордовию? И что обрели они в мрачных чащобах тайги, на берегах холодного Охотского моря, на бескрайних равнинах тундры, на которых 7-8 месяцев в году беснуется пурга? Не растеряли ли они свои главные богатства — культуру и национальную принадлежность? И имеют ли они и их дети право гордо именовать себя «мордвой»?
Наши далекие и близкие
Каждый, кто хоть раз был в тех суровых краях, кому посчастливилось попасть в гостеприимный мордовский дом, не важно, на якутской земле он стоит, на магаданской или амурской, с уверенностью ответит: «Имеют!».
— Чем дальше от родной республики живут люди, тем трепетнее относятся они к своей национальности, тем громче в них звучит гордость за свой народ. Холодный и суровый климат навсегда наложил отпечаток на характер мордовских переселенцев. Но несмотря на сибирскую сдержанность, северная мордва что называется «радеет душой» за свою культуру. Именно поэтому мы по сей день делаем маленькие открытия и находим на просторах Якутии, Магаданской и Амурской областей «мордовские островки», — рассказывает заведующая отделом археологии и этнографии НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ профессор Людмила Никонова.
На Крайний Север и на Дальний Восток
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, численность мордвы в Амурской области составила 1258 человек, в Магаданской области — 287 чел., а в Республике Саха (Якутия) — 2092 человека. Много это или мало — судить не нам. В любом случае, за этими цифрами кроются истории жизней, истории семей, и, наконец, история массового переселения жителей Центральной России в Сибирь и на Дальний Восток.
Характерным для мордвы было то, что она переселялась по несколько семей из одной деревни и основывала свои поселения на пустых землях. Потому и сегодня в Якутии, Амурской и Магаданской областях можно встретить мордовские поселения, сохранившие культуру и традиции своего народа.
В Амурской области, к примеру, мордва проживает в г. Шимановске. Сюда мордовское население переселилось из с. Шугурово Большеберезниковского района.
— Родители моего мужа переехали в Шимановск одними из первых, в 1911 году, — рассказывает Анастасия Николаевна Аношкина. — В 1925, 1927 и 1934 гг. началось массовое переселение из сел Мельцаны и Старое Шайгово Старошайговского района.
Мордовское население на чужбине старалось селиться ближе друг к другу. Первоначально жили в землянках (времянках). Сами выкорчевывали лес.
В поселке Жатва Шимановского района Амурской области до настоящего времени сохранилось несколько землянок. А в городе Шимановске мордва на окраине города основала «Мордовский край» и компактно проживает на нескольких улицах.
Реку, которая протекает в этой местности, местные жители называют «Мордовский Дунай».
Наши далекие и близкие
Каждый, кто хоть раз был в тех суровых краях, кому посчастливилось попасть в гостеприимный мордовский дом, не важно, на якутской земле он стоит, на магаданской или амурской, с уверенностью ответит: «Имеют!».
— Чем дальше от родной республики живут люди, тем трепетнее относятся они к своей национальности, тем громче в них звучит гордость за свой народ. Холодный и суровый климат навсегда наложил отпечаток на характер мордовских переселенцев. Но несмотря на сибирскую сдержанность, северная мордва что называется «радеет душой» за свою культуру. Именно поэтому мы по сей день делаем маленькие открытия и находим на просторах Якутии, Магаданской и Амурской областей «мордовские островки», — рассказывает заведующая отделом археологии и этнографии НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ профессор Людмила Никонова.
На Крайний Север и на Дальний Восток
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, численность мордвы в Амурской области составила 1258 человек, в Магаданской области — 287 чел., а в Республике Саха (Якутия) — 2092 человека. Много это или мало — судить не нам. В любом случае, за этими цифрами кроются истории жизней, истории семей, и, наконец, история массового переселения жителей Центральной России в Сибирь и на Дальний Восток.
Характерным для мордвы было то, что она переселялась по несколько семей из одной деревни и основывала свои поселения на пустых землях. Потому и сегодня в Якутии, Амурской и Магаданской областях можно встретить мордовские поселения, сохранившие культуру и традиции своего народа.
В Амурской области, к примеру, мордва проживает в г. Шимановске. Сюда мордовское население переселилось из с. Шугурово Большеберезниковского района.
— Родители моего мужа переехали в Шимановск одними из первых, в 1911 году, — рассказывает Анастасия Николаевна Аношкина. — В 1925, 1927 и 1934 гг. началось массовое переселение из сел Мельцаны и Старое Шайгово Старошайговского района.
Мордовское население на чужбине старалось селиться ближе друг к другу. Первоначально жили в землянках (времянках). Сами выкорчевывали лес.
В поселке Жатва Шимановского района Амурской области до настоящего времени сохранилось несколько землянок. А в городе Шимановске мордва на окраине города основала «Мордовский край» и компактно проживает на нескольких улицах.
Реку, которая протекает в этой местности, местные жители называют «Мордовский Дунай».
В Республике Саха (Якутия) «мордовскими» считаются поселок Алексеевск Алданского района, куда мордва переселилась в 1964 г. из села Пуркаево Дубенского района, поселок Синегорье Алданского района (также из с. Пуркаево Дубенского района, с 1960 года) и город Томмот, куда мордва заселилась в 1970 г. из с. Мельцаны Старошайговского района.
В небо, за журавлем
Так что же подвигло мордву выпустить из рук скромную, но свою, родную, мордовскую синицу, оставить отчие дома и отправиться на север — за журавлем в небе?
Путем переселения мордовское крестьянство стремилось разрешить аграрный вопрос, который после реформы 1861 года обострился до предела.
Мордовское крестьянство совместно с переселенцами земледельческого центра осваивали необъятные сибирские просторы. Попадая сюда, мордовские переселенцы стремились водвориться в тех местах, которые по природным условиям напоминали бы их бывшую родину. За короткое время они раскорчевали леса, построили жилье, напахали земельные угодья и положили начало сельскохозяйственному производству.
На желание крестьян переселиться иногда большое влияние оказывали различные стихийные бедствия: падеж скота, неурожаи, пожары... Например, пожар в деревне Гузынцы Саранского уезда Пензенской губернии (ныне Большеберезниковского района), случившийся в 1891 году, «погнал» часть погорельцев в Сибирь, часть на Кавказ, а часть — в Уфимскую губернию.
С началом строительства Сибирской железной дороги было официально разрешено переселение крестьян. А в сороковые года переселение и вовсе стало частью одного из пятилетних планов.
Согласно Постановлению Совета Народных Комиссаров Мордовской АССР от 25 июля 1940 г. № 435 — «Для развития промышленности в Якутской АССР установлен план переселения в количестве 130 хозяйств со следующим размещением по районам: Пурдошанский — 30, Торбеевский — 40, Темниковский — 30, Атюрьевский — 30. Ввиду необходимости срочного переселения до наступления холодов следует провести отбор и оформление переселенцев не позднее 5 августа 1940 г. с расчетом отправки их 10 августа к месту вселения».
Решения принимались без лишних раздумий, без промедлений. Вершились судьбы, мордва шла на север...
Свои среди чужих
Недружелюбный север встретил незваных гостей со всей свойственной ему суровостью. Под влиянием новых природных и климатических условий, культур местных народов и других переселенцев в материальной культуре мордвы происходили изменения. Прибывшие в Сибирь и на Дальний Восток мордовские переселенцы приносили и свои навыки хозяйствования. Переехав в Сибирь и на Дальний Восток, мордва сохранила земледельческую культуру, занималась животноводством. Переселенцы, проживающие в настоящее время в городе Шимановске, рассказывали, что, когда они в прошлом жили в селах Емельяново и Тагельцы, которые основала мордва, земли было много, отмеряли столько, сколько каждый мог обработать. Свой скот переселенцы перевозили с собой, из Мордовии.
Большие и малые реки, протекающие по территории Сибири и Дальнего Востока, изобиловали рыбой.
— В реке Магаданка ловим горбушу, зимой в Охотском море встречается корюшка и навага, летом — горбуша, мойва и сельдь, — рассказывает заядлый рыбак мордвин из Магадана Михаил Геннадьевич Наумкин. — А чтобы рыба хорошо ловилась, обязательно нужно сказать: «Ни чешуи, ни хвоста», — делится секретом он.
По сей день в сундуках хранятся нарядные мордовские костюмы. Правда, выглядят они несколько иначе, чем мы привыкли. Что поделаешь — сказывается влияние культур местных народов. И сегодня мордва Сибири и Дальнего Востока готовит традиционные национальные блюда — толстые пшенные блины (пачат), пироги (прякат), селянку, кислое молоко (чапамо ловца), позу. Но климатические условия и географическое положение берут свое — все чаще на столе у северной мордвы появляются кальмары, морская рыба, красная икра домашнего посола. Идут года, меняются люди, меняется быт...
Но все также в телефонном справочнике нет-нет, да промелькнет привычная фамилия — Наумкин, Аношкин, Маршин, Ханайкина, Назимкин, Понетайкин...
И все так же даже в самых отдаленных уголках нашей страны слышится мордовская речь. Жив народ.
В небо, за журавлем
Так что же подвигло мордву выпустить из рук скромную, но свою, родную, мордовскую синицу, оставить отчие дома и отправиться на север — за журавлем в небе?
Путем переселения мордовское крестьянство стремилось разрешить аграрный вопрос, который после реформы 1861 года обострился до предела.
Мордовское крестьянство совместно с переселенцами земледельческого центра осваивали необъятные сибирские просторы. Попадая сюда, мордовские переселенцы стремились водвориться в тех местах, которые по природным условиям напоминали бы их бывшую родину. За короткое время они раскорчевали леса, построили жилье, напахали земельные угодья и положили начало сельскохозяйственному производству.
На желание крестьян переселиться иногда большое влияние оказывали различные стихийные бедствия: падеж скота, неурожаи, пожары... Например, пожар в деревне Гузынцы Саранского уезда Пензенской губернии (ныне Большеберезниковского района), случившийся в 1891 году, «погнал» часть погорельцев в Сибирь, часть на Кавказ, а часть — в Уфимскую губернию.
С началом строительства Сибирской железной дороги было официально разрешено переселение крестьян. А в сороковые года переселение и вовсе стало частью одного из пятилетних планов.
Согласно Постановлению Совета Народных Комиссаров Мордовской АССР от 25 июля 1940 г. № 435 — «Для развития промышленности в Якутской АССР установлен план переселения в количестве 130 хозяйств со следующим размещением по районам: Пурдошанский — 30, Торбеевский — 40, Темниковский — 30, Атюрьевский — 30. Ввиду необходимости срочного переселения до наступления холодов следует провести отбор и оформление переселенцев не позднее 5 августа 1940 г. с расчетом отправки их 10 августа к месту вселения».
Решения принимались без лишних раздумий, без промедлений. Вершились судьбы, мордва шла на север...
Свои среди чужих
Недружелюбный север встретил незваных гостей со всей свойственной ему суровостью. Под влиянием новых природных и климатических условий, культур местных народов и других переселенцев в материальной культуре мордвы происходили изменения. Прибывшие в Сибирь и на Дальний Восток мордовские переселенцы приносили и свои навыки хозяйствования. Переехав в Сибирь и на Дальний Восток, мордва сохранила земледельческую культуру, занималась животноводством. Переселенцы, проживающие в настоящее время в городе Шимановске, рассказывали, что, когда они в прошлом жили в селах Емельяново и Тагельцы, которые основала мордва, земли было много, отмеряли столько, сколько каждый мог обработать. Свой скот переселенцы перевозили с собой, из Мордовии.
Большие и малые реки, протекающие по территории Сибири и Дальнего Востока, изобиловали рыбой.
— В реке Магаданка ловим горбушу, зимой в Охотском море встречается корюшка и навага, летом — горбуша, мойва и сельдь, — рассказывает заядлый рыбак мордвин из Магадана Михаил Геннадьевич Наумкин. — А чтобы рыба хорошо ловилась, обязательно нужно сказать: «Ни чешуи, ни хвоста», — делится секретом он.
По сей день в сундуках хранятся нарядные мордовские костюмы. Правда, выглядят они несколько иначе, чем мы привыкли. Что поделаешь — сказывается влияние культур местных народов. И сегодня мордва Сибири и Дальнего Востока готовит традиционные национальные блюда — толстые пшенные блины (пачат), пироги (прякат), селянку, кислое молоко (чапамо ловца), позу. Но климатические условия и географическое положение берут свое — все чаще на столе у северной мордвы появляются кальмары, морская рыба, красная икра домашнего посола. Идут года, меняются люди, меняется быт...
Но все также в телефонном справочнике нет-нет, да промелькнет привычная фамилия — Наумкин, Аношкин, Маршин, Ханайкина, Назимкин, Понетайкин...
И все так же даже в самых отдаленных уголках нашей страны слышится мордовская речь. Жив народ.
«Известия Мордовии»