Модельер Роза Левина создает молодежную одежду в этническом стиле
27.05.2010 14:37
Моде не ведомы границы ни пространственные, ни временные. Несмотря на свою изменчивость, она имеет склонность периодически возвращаться «к истокам». Так рождаются новые стили, замешанные на старых традициях. Легкий эффект дежавю лишь придает им особый шарм. Именно так вернулась в туалеты модниц этника. В сущности она никогда не выходила из моды насовсем, напоминая о себе оригинальными находками и экспериментами ностальгирующих законодателей стиля. Однако в последние годы редкий дизайнер не использует в своих коллекциях национальные мотивы. Ведь это беспроигрышный вариант — смелый и традиционный одновременно.
Мордовский национальный костюм — настоящая находка для современного художника по костюмам. Многослойность, яркие детали, графичный силуэт — эти тенденции, свойственные как мокшанскому, так и эрзянскому наряду, сегодня на пике моды.
Роза Левина художник-модельер из Саранска, получившая всероссийское признание, обратилась к возможностям мордовского национального костюма с твердой уверенностью, что стиль «этно» актуален во все времена. Однако при создании модной повседневной одежды важно не перенасытить образ национальными элементами. Достаточно пары деталей. Но деталей ярких, заметных, а главное — несущих символический смысл.
Вслед за великими модельерами
— Вопреки расхожему мнению индустрии моды в советское время в Саранске уделяли достаточно много внимания. В каждом ателье был свой художник-модельер. В Доме быта был открыт демонстрационный зал. Показы проходили чуть ли не каждую неделю. Уже тогда многие художники черпали идеи для своих работ в национальных костюмах, — рассказывает Роза Валентиновна.
С 1976 по 1988 годы Роза Левина работала художником-модельером ателье «Силуэт» производственного объединения «Мордовшвейбыт».
— Нас, молодых художников, часто отправляли на обучение в Москву. Приходилось бывать и на показах всемирно известных модельеров. К примеру, в начале80-х мне посчастливилось увидеть работы великого кутюрье Ив Сен Лорана, — рассказывает модельер.
Кстати, Ив Сен Лоран стал первым, кто набрался отваги ввести в свои утонченные коллекции фееричный этнический стиль. Вдохновение кутюрье черпал отовсюду. Дефиле Yves Saint-Laurent изобиловали то роскошью шелкового Китая, то сочностью Марокко, то простотой и сердечностью крестьянской России.
Тогда, в далеких восьмидесятых, работы мастера произвели на молодого модельера из Саранска неизгладимое впечатление.
На пьедестале со Славой Зайцевым
Первая коллекция Розы Левиной, созданная по мордовским мотивам, поразила саранскую публику яркостью образов и смелостью предлагаемых решений. Это был совершено новый вариант современной молодежной одежды.
Творчество талантливого молодого художника не осталось незамеченным. В 1987 году одна из работ Розы Левиной участвовала в Выставке достижений народного хозяйства СССР в Москве. Шикарное платье из золотой парчи с вышивкой получило бронзовую медаль выставки. Особенно памятна эта награда Розе Валентиновне потому, что первым комитет ВДНХ СССР тогда признал работу Вячеслава Зайцева — тогда уже признанного мэтра мировой моды.
В ноябре 1989 года Роза Левина становится победителем первого Российского конкурса художников-модельеров трикотажных предприятий бытового обслуживания населения в г. Куйбышеве. Коллекция с необычным названием «Воспоминание о будущем» сумела вобрать в себя все то, чем особенно ценна традиционная мордовская одежда: многослойность, жизнерадостное сочетание белого с красным, четкость формы, простота силуэта, броские детали и необычные головные уборы. Настоящий успех пришел к художнику Левиной в 2000 году на Всероссийском конкурсе художников модельеров «Серебряная нить». Он проходил в г. Казани под патронажем президента Республики Татарстан Ментимера Шаймиева и при поддержке организаторов Недели высокой моды в Москве — Фонда культуры «Артес». Идея конкурса — «Национальные мотивы и современность» была невероятно точно передана в коллекции Розы Валентиновны «Долина снов». Модельеру удалось сделать невозможное — создать «остро» молодежную одежду в этническом стиле. Через год Розу Левину вновь ждала еще одна победа. На этот раз во Всероссийском конкурсе художников-модельеров. В коллекции «Цветы времени» автор использовала на первый взгляд несовместимые текстуры — шифон, мех, трикотаж ручной и машинной вязки.
«Этника» снова в моде
Чтобы создать современную модную одежду в этническом стиле, Роза Левина тщательно исследует мордовский костюм.
— Кроме молодежной одежды, я стараюсь обращаться к стилизованному мордовскому наряду. Да и в своих коллекциях я не просто использую национальные элементы. Стараюсь наполнить каждую деталь смыслом. Ведь чем больше исследуешь мордовский костюм, тем больше тайн он тебе открывает. Для наших бабушек и дедушек каждый элемент вышивки имел особое значение. Я тоже стараюсь не отходить от этого символизма, — рассказывает Роза Валентиновна.
Долгие годы модельер мечтала открыть собственное ателье — стать свободным художником, чтобы воплотить весь свой творческий потенциал. И вот год назад Роза Левина в новом помещении презентовала кардинально иную коллекцию молодежной одежды «Валда». Главная ее особенность в том, что несмотря на явную этническую направленность нарядов, их можно носить в повседневной жизни. Так сказать, одежда «прет-а-порте», то есть готовая к носке.
И снова автор, устремив свой взгляд в прошлое, опередила время. К примеру, оригинальный покрой комбинезона с зауженными на икрах и свободными на бедрах штанами вошел в моду лишь в прошлом сезоне. Однако внимание приковывает не ультрасовременный силуэт костюма, а броская деталь — замысловатый яркий пояс, в котором угадываются мотивы мордовского орнамента и вышивки.
В новом сезоне 2010 года в объятия жизнерадостной этники отданы коллекция многих законодателей мировой моды. Gucci вводит в строгую деловитость светлых комплектов простые, но броские этно-принты. Аксессуарами с фольклорными мотивами призывают украсить свой летний облик огромное количество дизайнеров, в том числе такие приверженцы классики, как Chanel и Giorgio Armani.
Роза Левина советует мордовским модницам не отставать от мировых тенденций, используя в своих нарядах элементы родного национального костюма. Это может быть вышивка, орнамент, яркие натуральные нити. А уже в сентябре-октябре Роза Валентиновна представит на суд знатоков моды новую коллекцию «остро» молодежной одежды с использованием этнических элементов.
— Время требует возврата к этническому, традиционному. Техногенная цивилизация убивает в человеке индивидуальность, стирает линию, связующую его с природой. Именно поэтому весь мир тянется к «этнике». По моему мнению, мордовский костюм — один из самых красивых национальных костюмов мира. К тому же, он необычайно интересен своими корнями, особой энергетикой. Так почему бы не прикоснуться к старине, оставаясь при этом модной и современной? — призывает модельер.
Мордовский национальный костюм — настоящая находка для современного художника по костюмам. Многослойность, яркие детали, графичный силуэт — эти тенденции, свойственные как мокшанскому, так и эрзянскому наряду, сегодня на пике моды.
Роза Левина художник-модельер из Саранска, получившая всероссийское признание, обратилась к возможностям мордовского национального костюма с твердой уверенностью, что стиль «этно» актуален во все времена. Однако при создании модной повседневной одежды важно не перенасытить образ национальными элементами. Достаточно пары деталей. Но деталей ярких, заметных, а главное — несущих символический смысл.
Вслед за великими модельерами
— Вопреки расхожему мнению индустрии моды в советское время в Саранске уделяли достаточно много внимания. В каждом ателье был свой художник-модельер. В Доме быта был открыт демонстрационный зал. Показы проходили чуть ли не каждую неделю. Уже тогда многие художники черпали идеи для своих работ в национальных костюмах, — рассказывает Роза Валентиновна.
С 1976 по 1988 годы Роза Левина работала художником-модельером ателье «Силуэт» производственного объединения «Мордовшвейбыт».
— Нас, молодых художников, часто отправляли на обучение в Москву. Приходилось бывать и на показах всемирно известных модельеров. К примеру, в начале
Кстати, Ив Сен Лоран стал первым, кто набрался отваги ввести в свои утонченные коллекции фееричный этнический стиль. Вдохновение кутюрье черпал отовсюду. Дефиле Yves Saint-Laurent изобиловали то роскошью шелкового Китая, то сочностью Марокко, то простотой и сердечностью крестьянской России.
Тогда, в далеких восьмидесятых, работы мастера произвели на молодого модельера из Саранска неизгладимое впечатление.
На пьедестале со Славой Зайцевым
Первая коллекция Розы Левиной, созданная по мордовским мотивам, поразила саранскую публику яркостью образов и смелостью предлагаемых решений. Это был совершено новый вариант современной молодежной одежды.
Творчество талантливого молодого художника не осталось незамеченным. В 1987 году одна из работ Розы Левиной участвовала в Выставке достижений народного хозяйства СССР в Москве. Шикарное платье из золотой парчи с вышивкой получило бронзовую медаль выставки. Особенно памятна эта награда Розе Валентиновне потому, что первым комитет ВДНХ СССР тогда признал работу Вячеслава Зайцева — тогда уже признанного мэтра мировой моды.
В ноябре 1989 года Роза Левина становится победителем первого Российского конкурса художников-модельеров трикотажных предприятий бытового обслуживания населения в г. Куйбышеве. Коллекция с необычным названием «Воспоминание о будущем» сумела вобрать в себя все то, чем особенно ценна традиционная мордовская одежда: многослойность, жизнерадостное сочетание белого с красным, четкость формы, простота силуэта, броские детали и необычные головные уборы. Настоящий успех пришел к художнику Левиной в 2000 году на Всероссийском конкурсе художников модельеров «Серебряная нить». Он проходил в г. Казани под патронажем президента Республики Татарстан Ментимера Шаймиева и при поддержке организаторов Недели высокой моды в Москве — Фонда культуры «Артес». Идея конкурса — «Национальные мотивы и современность» была невероятно точно передана в коллекции Розы Валентиновны «Долина снов». Модельеру удалось сделать невозможное — создать «остро» молодежную одежду в этническом стиле. Через год Розу Левину вновь ждала еще одна победа. На этот раз во Всероссийском конкурсе художников-модельеров. В коллекции «Цветы времени» автор использовала на первый взгляд несовместимые текстуры — шифон, мех, трикотаж ручной и машинной вязки.
«Этника» снова в моде
Чтобы создать современную модную одежду в этническом стиле, Роза Левина тщательно исследует мордовский костюм.
— Кроме молодежной одежды, я стараюсь обращаться к стилизованному мордовскому наряду. Да и в своих коллекциях я не просто использую национальные элементы. Стараюсь наполнить каждую деталь смыслом. Ведь чем больше исследуешь мордовский костюм, тем больше тайн он тебе открывает. Для наших бабушек и дедушек каждый элемент вышивки имел особое значение. Я тоже стараюсь не отходить от этого символизма, — рассказывает Роза Валентиновна.
Долгие годы модельер мечтала открыть собственное ателье — стать свободным художником, чтобы воплотить весь свой творческий потенциал. И вот год назад Роза Левина в новом помещении презентовала кардинально иную коллекцию молодежной одежды «Валда». Главная ее особенность в том, что несмотря на явную этническую направленность нарядов, их можно носить в повседневной жизни. Так сказать, одежда «прет-а-порте», то есть готовая к носке.
И снова автор, устремив свой взгляд в прошлое, опередила время. К примеру, оригинальный покрой комбинезона с зауженными на икрах и свободными на бедрах штанами вошел в моду лишь в прошлом сезоне. Однако внимание приковывает не ультрасовременный силуэт костюма, а броская деталь — замысловатый яркий пояс, в котором угадываются мотивы мордовского орнамента и вышивки.
В новом сезоне 2010 года в объятия жизнерадостной этники отданы коллекция многих законодателей мировой моды. Gucci вводит в строгую деловитость светлых комплектов простые, но броские этно-принты. Аксессуарами с фольклорными мотивами призывают украсить свой летний облик огромное количество дизайнеров, в том числе такие приверженцы классики, как Chanel и Giorgio Armani.
Роза Левина советует мордовским модницам не отставать от мировых тенденций, используя в своих нарядах элементы родного национального костюма. Это может быть вышивка, орнамент, яркие натуральные нити. А уже в сентябре-октябре Роза Валентиновна представит на суд знатоков моды новую коллекцию «остро» молодежной одежды с использованием этнических элементов.
— Время требует возврата к этническому, традиционному. Техногенная цивилизация убивает в человеке индивидуальность, стирает линию, связующую его с природой. Именно поэтому весь мир тянется к «этнике». По моему мнению, мордовский костюм — один из самых красивых национальных костюмов мира. К тому же, он необычайно интересен своими корнями, особой энергетикой. Так почему бы не прикоснуться к старине, оставаясь при этом модной и современной? — призывает модельер.
«Известия Мордовии»