На уроки труда — в техникум или училище
27.05.2010 13:38
Труд и Победа — вот два слова, которые в нашем сознании прочно увязаны с маем. Мы привыкли, что лучших по профессии, победителей трудового соперничества в Мордовии чествуют на самом высоком уровне. Это не только проявление уважения и благодарности тем, кто не умеет работать вполсилы. Это еще и воспитательный момент: молодому поколению необходимо усвоить, что любой труд почетен, что на любом месте, если трудишься достойно, будешь уважаемым человеком. И школа должна этому учить. Захочет ли парень идти на завод, если он даже приблизительно не представляет, как выглядит токарный станок или верстак?
Компьютеры — хорошо. А где инструменты?
— Мы настоятельно рекомендуем муниципальным органам образования, чтобы в старших классах, где предполагается реализация универсального или профильного (технического) обучения, проводились в отведенное на это часы именно уроки технологии, — говорит министр образования РМ Н.Е. Юткина.
— Однако уроки труда предполагают наличие оборудования, без которого эти уроки провести нельзя. Возможно, причины в том, что далеко не везде швейные машинки и станки находятся в рабочем состоянии?
— К сожалению, иногда это так. В ряде школ изношенность оборудования составляет 80-85%. А работоспособность старого поддерживается только усилиями педагогов, единой службы по ремонту и обслуживанию школьной техники нет. Техническое переоснащение сегодня возможно в том числе и за счет учебного заведения. Конечно, этого недостаточно. Но некоторые школы не покупают и тех инструментов, на которые у них хватает денег. Это средства, которые предусмотрены на закупку учебного оборудования. Почему-то некоторые директора под учебным оборудованием понимают только компьютерную технику. С другой стороны, если в школе нет хорошего оборудования, все равно можно найти выход — проводить занятия в училище или техникуме. Я уверена, что ни политехнический техникум, ни промышленно-экономический колледж, которые на грантовые средства приобрели современные станки, ни другое учебное заведение не откажут саранской школе — они тем самым решают в том числе профориентационные задачи.
— Может быть, в школах нет учителей, способных «заразить» детей своей страстью к любимому ремеслу?
— Учителя есть, но среди преподавателей технологии 76% работают по совместительству. В тех случаях, когда совместитель — профессиональная швея или высококлассный столяр, совмещающий работу на производстве и работу в школе, это очень хорошо. Думаю, как раз такой вариант имел в виду Президент, когда говорил, что в школе должны преподавать не только люди с педагогическим, но и со специальным образованием. Но зачастую получается так, что совместитель — это учитель технологии, который работает сразу в нескольких школах. И, к сожалению, разрываясь между школами, ему трудно работать на высоком уровне.
— Но должны быть какие-то сдвиги.
— Они есть. В последние годы делаются заметные шаги для повышения престижа технологии как предмета. Результат — две победы мордовских школьников на Всероссийской олимпиаде. Кроме того, во вновь открываемых школах — в Большеберезниковской школе № 1, Мамолаевской школе Ковылкинского района, Кривозерской школе Лямбирского района и других, новейшим оборудованием оснащены не только компьютерные классы, но и мастерские, и кабинеты обслуживающего труда для девочек. На современных слесарных, столярных, токарных станках, швейных машинах нового поколения с удовольствием работают и старшеклассники, и ученики основной и начальной школы. Это способствует и первоначальному профессиональному самоопределению, и более ранней социализации, и воспитывает незаслуженно забытое и потерянное среди большинства сегодняшней молодежи уважение к труду. Еще раз подчеркну: уроки технологии в школах необходимо развивать и поддерживать всем вместе: руководителям, педагогам, родителям. Это в наших общих интересах: семьи, школы, государства.
Гардероб Ани Меньшовой
Уроки труда в школе № 1 — это два часа в неделю, на которых мальчики пробуют себя в плотницком и слесарном ремесле, а девочки учатся шить: пятиклашки начинают с простых фартучков, косынок, в седьмом уже шьют юбки. А девятиклассница Аня Меньшова на прошедшей в апреле Всероссийской олимпиаде по технологии (так сейчас называются уроки труда) представила мини-коллекцию стильных нарядов, украшенных природным материалом — соломкой и сизалем. Шила и украшала под руководством своей учительницы и мамы Натальи Александровны. Анна стала призером предметной олимпиады.
Причем Аня шьет не только подиумные наряды, но и всю ту одежду, что носит в повседневной жизни, в том числе строгий сарафан с белой блузкой, которые надевает в школу. Впереди — выпускной, и на школьный праздник Аня наденет одно из своих оригинальных платьев.
— Мы не знаем, кем станут наши дети: врачами, экономистами или дизайнерами — неважно, но любая девушка должна уметь шить. Какой хозяйкой она будет, если не сможет пришить пуговицу, подшить низ у брюк или юбки? — недоумевает Наталья Александровна.
Резной стол — своими руками
А десятиклассник Жуковской школы Зубово-Полянского района Андрей Кисткин изумил жюри Всероссийской олимпиады оригинальным компьютерным столом, украшенным изящной резьбой. Он сделал его своими руками за полгода. И это не выставочное изделие: именно на этом столике дома у Кисткиных стоит ноутбук.
Без уроков труда
Однако не все ученики демонстрируют такие успехи. Не во всех школах, как выясняется, есть уроки труда.
Технология предполагает два варианта обучения: технический (обслуживающий) труд или информационные технологии. С 9 класса многие, особенно городские школы, переходят на изучение информационных технологий. Дело в том, что этот предмет включен в компонент образовательного учреждения, то есть в ту часть школьного расписания, которую компонует сама школа.
А в саранском лицее № 4 у мальчиков вообще нет уроков труда — ни в восьмом, ни в пятом классе. В те часы, когда у девочек — уроки, на которых они шьют те же юбки и фартуки, у парней — уроки компьютерной грамотности (кроме обязательной информатики).
Что ж, это направление действительно востребовано временем. Однако не получится ли так, что мы вырастим вундеркиндов, свободно ориентирующихся в самых сложных технологиях, которые вместе с тем не способны самостоятельно вбить гвоздь в стену, починить расшатавшийся стул? Извините, но ведь мальчик — не только будущий специалист, но и муж, папа, хозяин дома, в конце концов.
Компьютеры — хорошо. А где инструменты?
— Мы настоятельно рекомендуем муниципальным органам образования, чтобы в старших классах, где предполагается реализация универсального или профильного (технического) обучения, проводились в отведенное на это часы именно уроки технологии, — говорит министр образования РМ Н.Е. Юткина.
— Однако уроки труда предполагают наличие оборудования, без которого эти уроки провести нельзя. Возможно, причины в том, что далеко не везде швейные машинки и станки находятся в рабочем состоянии?
— К сожалению, иногда это так. В ряде школ изношенность оборудования составляет 80-85%. А работоспособность старого поддерживается только усилиями педагогов, единой службы по ремонту и обслуживанию школьной техники нет. Техническое переоснащение сегодня возможно в том числе и за счет учебного заведения. Конечно, этого недостаточно. Но некоторые школы не покупают и тех инструментов, на которые у них хватает денег. Это средства, которые предусмотрены на закупку учебного оборудования. Почему-то некоторые директора под учебным оборудованием понимают только компьютерную технику. С другой стороны, если в школе нет хорошего оборудования, все равно можно найти выход — проводить занятия в училище или техникуме. Я уверена, что ни политехнический техникум, ни промышленно-экономический колледж, которые на грантовые средства приобрели современные станки, ни другое учебное заведение не откажут саранской школе — они тем самым решают в том числе профориентационные задачи.
— Может быть, в школах нет учителей, способных «заразить» детей своей страстью к любимому ремеслу?
— Учителя есть, но среди преподавателей технологии 76% работают по совместительству. В тех случаях, когда совместитель — профессиональная швея или высококлассный столяр, совмещающий работу на производстве и работу в школе, это очень хорошо. Думаю, как раз такой вариант имел в виду Президент, когда говорил, что в школе должны преподавать не только люди с педагогическим, но и со специальным образованием. Но зачастую получается так, что совместитель — это учитель технологии, который работает сразу в нескольких школах. И, к сожалению, разрываясь между школами, ему трудно работать на высоком уровне.
— Но должны быть какие-то сдвиги.
— Они есть. В последние годы делаются заметные шаги для повышения престижа технологии как предмета. Результат — две победы мордовских школьников на Всероссийской олимпиаде. Кроме того, во вновь открываемых школах — в Большеберезниковской школе № 1, Мамолаевской школе Ковылкинского района, Кривозерской школе Лямбирского района и других, новейшим оборудованием оснащены не только компьютерные классы, но и мастерские, и кабинеты обслуживающего труда для девочек. На современных слесарных, столярных, токарных станках, швейных машинах нового поколения с удовольствием работают и старшеклассники, и ученики основной и начальной школы. Это способствует и первоначальному профессиональному самоопределению, и более ранней социализации, и воспитывает незаслуженно забытое и потерянное среди большинства сегодняшней молодежи уважение к труду. Еще раз подчеркну: уроки технологии в школах необходимо развивать и поддерживать всем вместе: руководителям, педагогам, родителям. Это в наших общих интересах: семьи, школы, государства.
Гардероб Ани Меньшовой
Уроки труда в школе № 1 — это два часа в неделю, на которых мальчики пробуют себя в плотницком и слесарном ремесле, а девочки учатся шить: пятиклашки начинают с простых фартучков, косынок, в седьмом уже шьют юбки. А девятиклассница Аня Меньшова на прошедшей в апреле Всероссийской олимпиаде по технологии (так сейчас называются уроки труда) представила мини-коллекцию стильных нарядов, украшенных природным материалом — соломкой и сизалем. Шила и украшала под руководством своей учительницы и мамы Натальи Александровны. Анна стала призером предметной олимпиады.
Причем Аня шьет не только подиумные наряды, но и всю ту одежду, что носит в повседневной жизни, в том числе строгий сарафан с белой блузкой, которые надевает в школу. Впереди — выпускной, и на школьный праздник Аня наденет одно из своих оригинальных платьев.
— Мы не знаем, кем станут наши дети: врачами, экономистами или дизайнерами — неважно, но любая девушка должна уметь шить. Какой хозяйкой она будет, если не сможет пришить пуговицу, подшить низ у брюк или юбки? — недоумевает Наталья Александровна.
Резной стол — своими руками
А десятиклассник Жуковской школы Зубово-Полянского района Андрей Кисткин изумил жюри Всероссийской олимпиады оригинальным компьютерным столом, украшенным изящной резьбой. Он сделал его своими руками за полгода. И это не выставочное изделие: именно на этом столике дома у Кисткиных стоит ноутбук.
Без уроков труда
Однако не все ученики демонстрируют такие успехи. Не во всех школах, как выясняется, есть уроки труда.
Технология предполагает два варианта обучения: технический (обслуживающий) труд или информационные технологии. С 9 класса многие, особенно городские школы, переходят на изучение информационных технологий. Дело в том, что этот предмет включен в компонент образовательного учреждения, то есть в ту часть школьного расписания, которую компонует сама школа.
А в саранском лицее № 4 у мальчиков вообще нет уроков труда — ни в восьмом, ни в пятом классе. В те часы, когда у девочек — уроки, на которых они шьют те же юбки и фартуки, у парней — уроки компьютерной грамотности (кроме обязательной информатики).
Что ж, это направление действительно востребовано временем. Однако не получится ли так, что мы вырастим вундеркиндов, свободно ориентирующихся в самых сложных технологиях, которые вместе с тем не способны самостоятельно вбить гвоздь в стену, починить расшатавшийся стул? Извините, но ведь мальчик — не только будущий специалист, но и муж, папа, хозяин дома, в конце концов.
«Известия Мордовии»