На подключении «мертвых душ» аферисты заработали миллионы рублей
19.05.2010 10:26
Грандиозную по своему масштабу и задумке аферу провернул мордовский предприниматель, представляющий интересы нижегородской фирмы. Мошенники зарегистрировали от имени ничего не подозревающих жителей республики тысячи договоров на услуги связи с компанией МТС. Причем в договорах фигурировали их настоящие паспортные данные. Некоторые стали невольными абонентами МТС, даже не имея мобильных телефонов (!). Эти «мертвые души» принесли махинаторам миллионы рублей.
Оплатите долг!
В конце апреля жителям Саранска и районов республики пришли странные квитанции-извещения от ОАО «МТС «Поволжье» со следующим текстом: «Уважаемый Иван Иванович! Сообщаем Вам, что у вас имеется задолженность за пользование (таким-то) номером телефона в сумме 36 рублей 77 копеек. (В других квитанциях сумма была примерно такой же плюс-минус рубль). В соответствии с договором Вы обязались своевременно оплачивать предоставляемые услуги связи. Убедительно просим оплатить долг в течение 10 дней». Далее указывался банковский счет, на который необходимо было внести деньги, и угроза накрутить пени за просрочку платежа.
В некоторых домах Саранска такие квитанции разнесли буквально в каждую квартиру. Естественно, получатели данных извещений недоумевали: «Какой еще долг? Да еще и за номер, который мы никогда не видели?». Часть «задолжавших» жителей Саранска не только никогда не были абонентами МТС, но у некоторых даже мобильного телефона никогда не было. Правда, многие предпочли не поднимать шума и оплатили счета, сумма ведь небольшая. Нашлись и такие, что уже и не помнят, сколько номеров телефонов разных операторов они сменили, и резонно предположили: «Возможно, и был какой-то долг, сейчас уже и не вспомню, пожалуй, лучше заплатить».
Однако большинство абонентов МТС поневоле точно помнили, что никогда не регистрировали на себя сим-карт с номерами, что значились в квитанциях. Кто-то даже пытался звонить по «своему» номеру. Но на том конце провода автоматический голос неумолимо повторял: «Абонент выключен за неуплату».
Ушлые дилеры использовали ворованную базу паспортных данных
Когда «ВС» стало известно об этой странной истории, мы решили провести собственное расследование и отправились в офис компании МТС на ул. Большевистской. Разбираться в мифических долгах отправилась и моя знакомая, также получившая квитанцию. В офисе первое, что бросилось в глаза, — очередь из нескольких человек с точно такими же штрафными извещениями. Афишировать свою журналистскую принадлежность я не стал. Что, впрочем, совсем не помешало завести беседу с дамой бальзаковского возраста, теребившей в руках извещение об оплате долга. «И вам тоже прислали? — невзначай поинтересовался я. — Дамочка как будто ждала, с кем бы поделиться своей проблемой: «Представляете, вчера от МТС пришла квитанция моему мужу об оплате долга в 35 рублей. Он заявил, что указанного в квитанции номера у него никогда не было. Я грешным делом подумала, что он завел себе вторую сим-карту для каких-то приватных разговоров, даже поругалась с ним. Оказалось, что на следующий день такую квитанцию прислали уже на мое имя. У меня значился долг в 36 рублей. Номер, за который должна, раньше я никогда в жизни не видела. Да к тому же вообще никогда не пользовалась услугами МТС. Вот и пришла разбираться».
Тут до возмущенной женщины дошла очередь, и она почти то же самое рассказала сотруднице МТС. Менеджер, видимо, уже не в первый раз столкнувшаяся с такой проблемой, предложила написать заявление — отказ от заключенного ранее непонятно кем договора.
Вскоре пришел черед и моей знакомой:
— Девушка, скажите, как такое могло произойти, что на мое имя зарегистрирован вот этот номер, ведь я его никогда не видела в глаза?
Менеджер лишь многозначительно пожала плечами и предположила:
— Может, вы уже забыли, когда его регистрировали?
— Я всю жизнь пользуюсь связью другого оператора. Главное что меня интересует — когда и где был зарегистрирован договор?
— В декабре 2009 года. А где — это я сказать не могу.
— А действительно ли там фигурируют мои паспортные данные? — протягивая свой паспорт, не унималась знакомая.
Сотрудница офиса пролистала документ и с удивлением заметила, что договор, оказывается, был заключен на старый паспорт. Знакомая поменяла его на новый в ноябре 2009 года.
Картина начала проясняться. Очевидно, какой-то дилер просто своровал базу паспортных данных. А потом стал скопом регистрировать на них новоявленных абонентов МТС. Данные, правда, были не первой свежести, что называется, с душком. Но это никого не смутило.
Тысячи жителей республики оказались втянутыми в махинацию
Первое объяснение всей этой мошеннической истории — какой-то изворотливый дилер сотовой компании решил погреть руки на жителях Мордовии. Расчет был прост — многие решат, не искушая судьбу, заплатить аферистам незначительную для себя сумму. Если учесть масштабность этого предприятия (такие квитанции, по некоторым данным, получили тысячи человек по всей Мордовии), то деньги получаются весьма приличные. Но в разосланных квитанциях указанный банковский счет не принадлежал аферистам. Владельцем счета являлась МТС.
Получается, схема махинации сложнее. Как выяснили журналисты «ВС», сотовый оператор за подключение нового абонента платит дилеру вознаграждение в 150 рублей за каждый номер. И вот тут все становится на свои места. С помощью ворованных паспортных данных аферисты заключили тысячи фиктивных договоров на услуги связи, плодя «мертвые мобильные души».
Но обязательным условием для получения дилером вознаграждения от сотовой компании является пользование подключенным номером. Не проблема. Ведь при подключении каждому абоненту на счет вносится сумма в 50 рублей. Мошенники отправляли СМС для подключения каких-либо услуг типа — поменяй гудок или закачай мелодию. Сумма этих услуг, как правило, переваливала за 80 рублей. В итоге и образовывалась задолженность абонента в размере
Масштабы мобильной аферы потянули на миллионы рублей
Информацией о масштабной мобильной афере журналисты «ВС» поделились с начальником отдела «К» МВД по РМ Алексеем ШИРМАНОВЫМ. И получили следующий комментарий: «Мы уже в курсе сложившейся ситуации с подключениями МТСовских номеров на ни о чем не подозревающих людей. Сейчас мы проводим полномасштабную проверку относительно этой махинации. В ближайшее время будет возбуждено уголовное дело.
Действительно вся схема заключалась в получении вознаграждения, которое оператор платит дилеру. Подобные махинации уже всплывали и в других регионах. Однако афера в подобных масштабах была провернута впервые только в Мордовии. По предварительным данным, последователь Остапа Бендера в Мордовии поимел на этом хорошие деньги. Более конкретная сумма сейчас уточняется. Естественно, что озвучить фамилию подозреваемого я не могу, это может повредить расследованию. Могу лишь сказать, что к этой махинации причастен мордовский предприниматель, представитель нижегородской фирмы — дилера МТС. Саранское представительство являлось субдилером».
Кто продал аферистам паспортные данные?
«Откуда произошла утечка паспортных данных жителей Мордовии? Сейчас мы это выясняем, — продолжает Алексей Ширманов. — Известно, что предприниматель взял базу данных в одной организации города. Как она появилась там, будем разбираться. В ближайшее время махинаторам предстоит ответить за незаконное использование персональных данных. Административный кодекс предусматривает за это штраф в размере до 50 тыс. рублей. Граждан, на чьи имена были зарегистрированы подобные фиктивные договоры, просим обращаться в отдел „К“ МВД по РМ по тел.
А ведь если задуматься, такой беспроблемный доступ к паспортным данным жителей Мордовии открывает для аферистов и мошенников разных мастей широчайшие перспективы. Сегодня на вас зарегистрировали телефонный номер, завтра запишут в учредители мутной структуры с шлейфом уголовных деяний, а послезавтра возьмут в поручители по миллионному кредиту. И вы об этом узнаете в последнюю очередь. А если ваши персональные данные попадут в руки террористов и с зарегистрированного на вас номера телефона произведут какой-нибудь взрыв? Отмываться придется долго и упорно. И не факт, что успешно.
«Вечерний Саранск»