Мордовский колорит- в современном дизайне

14.04.2010 16:28

В современном искусстве все больше и больше внимания уделяется национальным и региональным особенностям. Этническая эстетика снова в моде и в дизайне интерьера. При этом именитые дизайнеры стараются не просто привнести в обстановку внутреннего пространства помещения внешние атрибуты культуры, но и изучить ее внутренние, глубинные принципы, наполнить интерьер символическим смыслом.

Конечно, как и прежде, во всем мире и стране предпочтение отдается таким мощным тенденциям, как восточные мотивы или эстетика стиля «кантри». Но в последнее время дизайнеры национальных республик России все активнее используют при создании интерьеров элементы родной культуры. Это связано, в том числе, и с появлением во многих региональных вузах специальности «Дизайн среды». А в Мордовии использование национального колорита в оформлении интерьеров и экстерьеров зданий стало особенно актуальным в связи с грядущим празднованием 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства.

Беспроигрышный вариант

До недавнего времени основу архитектуры и дизайна интерьеров административных зданий и учреждений культуры современного Саранска составляла строгая, шаблонная, не обремененная особыми изысками советская эстетика. Однако за последние несколько лет город преобразился, у него, что называется, появилось свое лицо. Потребность в том, чтобы Саранск стал не похож ни на один другой город, принесла за собой идею оформления интерьеров и фасадов в национальном стиле.

Именно поэтому преподаватели института национальной культуры МГУ имени Н.П. Огарева, готовя специалистов в области дизайна среды, все активнее ориентируют студентов на использование этнических мотивов в своих работах. Насколько это удается огаревцам и выпускникам института, которые сегодня, являясь востребованными в республике дизайнерами, проектируют важнейшие объекты Саранска, рассказала заведующий кафедрой дизайна и рекламы профессор Ирина Сиротина.

— Национальные традиции — это секрет, который обязательно нужно разгадать дизайнеру. В то же время — это беспроигрышный вариант. Родная, проверенная веками культура заведомо будет понятна людям, — считает она.

Однако использовать национальную тематику в дизайне и архитектуре можно по-разному.
— Проще всего пустить по стене фресковые обои с использованием национального орнамента. Это банально, а потому — непрофессионально. Не нужно уходить в фольклоризацию. Гораздо интереснее находить новые идеи, соединяя новые тренды и используемый веками символический капитал. Каждое решение должно быть взвешенно, — рассказывает Ирина Львовна.

Молодежное этнокафе

Новые идеи по использованию национальных элементов в дизайне преподаватели МГУ советуют своим студентам искать в области экодизайна. Эта модная тенденция современного дизайна включает в себя две линии. Во-первых, сохранение лучших дизайнерских находок и достижений народа. Во-вторых, использование экологичных материалов или создание иллюзии их использования.

Все эти принципы сохранения традиций путем использования национального колорита студенты Института культуры воплотили в своих проектах интерьеров молодежного кафе, которое откроется в новом университетском корпусе. Татьяна Травкина, теперь уже выпускница Института национальной культуры, предложила в своем проекте мотив «древа жизни», который является одним из основных в мордовской мифологии. Центральное место в интерьере этого варианта убранства кафе занимает витраж с изображением ствола и кроны дерева, который служит для того, чтобы закрыть раздаточную зону кафе быстрого обслуживания. Листья нежно-зеленого цвета на стенах дополнят картину.

— Вы не увидите в этом проекте мордовского орнамента, но само ощущение этники, нахождение в мордовской деревне чувствуется в каждой детали, — комментирует профессор Сиротина.

Другой вариант проекта молодежного кафе — фантазии на тему легендарной птицы-тотема, главной героини мордовской легенды о происхождении Земли — утки «ине нармонь» в работе Ольги Хохловой. В этом проекте большую роль также играет витраж. Теперь уже с изображением птицы, в перьях которой угадывается мордовский орнамент. И в этом проекте особое внимание уделяется мелочам. К примеру, автор предлагает использовать тот же национальный орнамент, что и на оперении утки в оформлении скатертей и салфеток. — Объявлен конкурс на лучший проект. Возможно, в окончательном варианте оформления кафе будут гармонично соседствовать сразу несколько проектов. В любом случае уже в сентябре студенты МГУ смогут пообедать в новом современном этническом кафе, — рассказывает Ирина Сиротина.

Орнамент и солярный знак

Интересные идеи по использованию национальной тематики в дизайне среды предложили студенты Института национальной культуры в своих дипломных работах. Одними из таких примеров стал проект многокрасочного театрализованного пространства финно-угорских народов и обновленного фасада МРМИИ им. С.Д. Эрьзи. Руководитель дипломных проектов выпускников председатель Мордовского регионального отделения Союза дизайнеров России Иван Щанкин, который в свое время спроектировал интерьер Национального драматического театра, привлек студентов к разработке внутреннего убранства театра оперы и балета. Кстати, по сообщению Управления архитектуры и градостроительства г.о. Саранск, несмотря на то, что новое здание театра будет оформлено в европейском стиле, в его интерьерах тоже можно будет увидеть элементы национального дизайна, к примеру, вариации на тему мордовского орнамента.

В использовании национального колорита при оформлении внешнего и внутреннего убранства зданий города заинтересовано и Правительство республики. На заседании художественного совета в Госкомнаце РМ обсуждался вопрос о том, что накануне празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства перед республикой стоит задача преобразить город таким образом, чтобы каждому гостю Саранска было понятно, что он находится именно в столице Мордовии. Было принято решение украсить город принтами с национальной орнаментикой. Однако этого недостаточно. Важно, чтобы объекты, которые будут построены к 1000-летию, не нарушая ансамблевости архитектуры Саранска, отражали национальный колорит.

И Управление архитектуры и градостроительства, несомненно, будет учитывать это пожелание.

«Думаю, что на настоящий момент мордовского колорита в архитектуре и дизайне Саранска недостаточно, — комментирует ситуацию руководитель Управления архитектуры и градостроительства Иван Алемаев. — Конечно, у нас есть национальный театр, интерьер которого можно считать образцом этнического дизайна. Но я считаю, что мордовская тематика должна присутствовать не только в интерьерах зданий, связанных с национальной культурой. Объекты должны быть узнаваемы. А что еще так подчеркнет колорит, как солярный знак или мордовский орнамент. Хочется, чтобы и на жилых домах присутствовала такая символика. В советское время была построена целая серия панельных домов с мордовским орнаментом по всему фасаду. Может быть, архитекторам и дизайнерам стоит задуматься над тем, как добиться использования национального колорита с учетом новых тенденций.

На заседании городского совета мы рассмотрели более 20 объектов. Многие из них были отправлены на доработку, в том числе и по причине недостаточного раскрытия национальной тематики. В преддверии празднования 1000-летия единения нужно обратить особое внимание на мордовский колорит! У нас есть еще 2,5 года. Думаю, что эта цель будет достигнута».

«Известия Мордовии»