В квартирантках у... сестры
13.04.2010 15:32
Похоже, органы социальной защиты Саранска не ведают, что в городе живет одинокая 88?летняя женщина, участница Великой Отечественной войны Клавдия Васильевна Безбородова, которая остро нуждается в посторонней помощи. Сама старушка, в прошлом второй номер у пулемета, никуда за поддержкой не обращалась, считая, что главной опорой для нее является семья младшей сестры Александры Васильевны, тоже давно находящейся на пенсии. А о том, что за ветераном войны по закону должны закрепить социального работника, баба Клава ничего не знает. По крайней мере, она так и заявила нам, когда мы пришли к ней после обращения в газету «Мордовия».
Не рядовой случай. К.В. Безбородова прописана по адресу: ул. Заводская,10 (неподалеку от Саранского лампового завода), фактически же большую часть года живет в квартире младшей сестры. Почему так происходит? Потому что условия жизни в доме на Заводской таковы, что они не по нраву даже сильным по духу молодым людям.
? В моей части старого деревянного дома всего лишь 13,9 квадратных метра, ? рассказывает Клавдия Васильевна. Отопление печное, в голландке находится газовая горелка. А что толку? Зимой бесполезно топить, потому что все тепло уходит то ли через дырявый пол, то ли через потолок. В дощатых сенях стоит газовая плита, но на ней можно готовить пищу только весной или летом. За водой не могу ходить до уличной колонки ноги стали непослушными, да и пальцы рук едва шевелятся. В туалет идти целая проблема. Если раньше во дворе стояла общая уборная, то теперь ее нет. Некоторые знакомые предлагают ходить «на ведро», но куда потом девать то, что накапливается в этом ведре? Разве это жизнь?
Заметим, что в подобном положении на старости лет оказалась участница Великой Отечественной войны, человек, защищавший Родину от немецких захватчиков. В канун 65?летия Победы много говорят об усилении внимания к фронтовикам, в частности, по улучшению условий жилья. Об этом постоянно напоминает и Президент страны Д. Медведев. Но реально, согласитесь, картина выглядит куда удручающей.
Той же К.В. Безбородовой в администрации городского округа Саранск вежливо отказали, когда одна родственница пыталась, чтобы Клавдию Васильевну включили в список участников федеральной программы по улучшению жилищных условий среди ветеранов войны 1941?1945 годов. Городские чиновники мотивировали свой отказ тем, что размер жилплощади в доме на улице Заводская, якобы, вполне соответствует нормативным требованиям. Учитывая этот фактор, члены специальной комиссии по проверке жилищных условий даже не соизволили провести осмотр дома, где живет фронтовичка. Этот факт констатировали две сестры. Как это понимать?
Нам сказали, что одной из причин для постановки бабы Клавы на учет по улучшению жилья могло бы стать то обстоятельство, если размер ее жилплощади составлял бы ниже нормативной отметки, то есть 12,5 квадратных метра. У Безбородовой жилья, оказывается, с лихвой аж на ... 1,4 квадратных метра(!?) Такова точка зрения «сверху». Что касается отсутствия в квартире ветерана войны нормальной температуры воздуха, различных коммунальных благ, в том числе водопровода и санитарного узла, то «комиссары по жилью» на это, выходит, просто... начихали.
Между тем стоит напомнить представителям властных структур Саранска, что Президент России Д. Медведев просил всех государственных служащих очень внимательно отнестись к изучению жилищных условий ветеранов Великой Отечественной в преддверии юбилея Победы, найти такой подход в решении проблем, чтобы ни один фронтовик не остался в обиде. Что получается на деле? Сегодня в сердцах некоторых победителей, что греха таить, есть и обида, и горечь, и чувства разочарования. Этого не должно быть вовсе! Им, героям той страшной войны, осталось?то жить всего маленько?маленько. Зачем же омрачать остаток их жизни всякими бюрократическими вердиктами?
В городских квартирах скоро отключат централизованную систему отопления. К.В. Безбородова знает об этом. И к началу мая она, скорее всего, покинет «апартаменты» сестры Александры Васильевны Орловой.
? Что ж, видно, не суждено жить мне в собственной благоустроенной квартире, ? говорит угрюмым голосом Клавдия Васильевна. Летом буду греть свои кости не у холодной голландки, а на солнышке, возле завалинки. Бог все видит, он?то, надеюсь, поможет мне. Понятно, не в жизни земной...
Колхозница до войны, торфодобытчица и землекопщица на оборонительных сооружениях в начале Великой Отечественной, пулеметчица и солдатка при военной комендатуре в 1942?1945 годы это все о К.В. Безбородовой. Уроженка Пензенской области приехала в Саранск, на ламповый завод, в 1969 году. Купила комнату в трехквартирном бараке. На тот момент Клаву это устраивало. Мечтала, конечно, благоустроиться в перспективе, но старость подкралась незаметно. Не заметила фронтовичка даже то, как однажды кто?то украл из кармана парадного костюма, висевшего в шкафу, все боевые и трудовые награды...
Н. Атласов.