«Я хочу отправить деньги вам на карту…»

10.04.2019 12:52

За несколько дней аферисты лишили сбережений свыше трех десятков жителей Саранска и районов Мордовии

Такой волны телефонных мошенничеств не припомнят даже опытные cотрудники силовых структур - за пять дней со 2 по 7 апреля жертвами телефонных аферистов стали больше трех десятков жителей Саранска и районов Мордовии. Ущерб от действий аферистов составил 1 млн 340 тысяч рублей.

«Переключаю вас на моего коллегу»
Как сообщили в МВД по РМ, пострадавшим звонили мужчины, представлялись сотрудниками финансового учреждения и обращались к людям по имени-отчеству. Собеседники сообщали, что банковская карта владельцев подверглась атаке со стороны мошенников, пытающихся списать с нее деньги. Для убедительности абонентам приводились их персональные данные, в том числе адрес прописки и серия, номер паспорта. Затем аферисты предлагали немедленно устранить проблему, пока деньги якобы находятся в «резерве» и есть время вернуть их обратно на счет клиента.

В самых наглых случаях «разводилы» «переобувались» буквально на лету:
- Я сотрудник «Сбербанка», на вашу карту совершена атака…  
- Но у меня карта «ВТБ», а не «Сбербанка».
- Секунду, переключаю вас на моего коллегу из банка «ВТБ».

Многие жители Мордовии доверялись собеседникам, сообщали сначала номер кредитки и трехзначный код на оборотной ее стороне, а затем коды, приходящие в смс-сообщениях. Если на карте находилась весьма крупная сумма, списание производилось в несколько этапов, при этом клиента убеждали в якобы возникшем техническом сбое. Такой аргумент нисколько не смущал жертв, для которых проблема «возврата потерянных денег» в тот момент затмевала все доводы бдительности и здравомыслия.

О том, что они лишились всех сбережений, люди узнавали либо после звонка на горячую линию банков, либо из смс-уведомлений о списании денег.

Сотрудники полиции отмечают, что в последнее время главной группой риска стали люди, чрезмерно доверяющие информационным технологиям. Все пострадавшие - в возрасте от 22 до 40 лет. Среди них есть и «рецидивисты». Так, жизнь ничему не научила 21-летнюю жительницу Саранска. Три года назад аферисты уже снимали все деньги с карты барышни похожим способом. Теперь оказалось достаточно сообщить о такой угрозе от имени «сотрудника банка», и девушка вновь выдала всю нужную информацию.  Мордовские полицейские уже установили, что мошенники звонили с одного и того же номера, зарегистрированного в Луганской области.

В связи с волной дистанционных мошенничеств, захлестнувших Мордовию, МВД по РМ дает несколько рекомендаций, как защититься от аферистов.

«С вашего счета списано 5000 рублей»
«Ваш сын попал в аварию…»; «Мама/папа, у меня проблемы…»; «Это из банка/соцзащиты и пр.». «Мама, кинь мне на этот номер денег, потом все объясню»; «Ваша карта заблокирована, подробности по тел...»; «С вашего счета списано 5000 рублей, подробности по тел...» - это лишь некоторые варианты мошенничеств.

При малейшем сомнении в правдивости полученной информации следует перезвонить близким, в банк по указанному на карте или в договоре телефону, посетить ближайшее отделение банка. Помните! Сотрудники банков никогда не запрашивают по телефону сведения о карте клиента - её полный номер, срок действия, код на оборотной стороне. Если собеседник пытается получить от вас такую информацию или просит сообщить коды от банка, пришедшие на ваш номер, прекратите с ним разговор.

Престарелых родственников следует проинструктировать и разъяснить, какие виды мошенничества существуют и как вести себя при получении звонков от возможных мошенников. В первую очередь пожилым людям не стоит вести с ними диалоги, прекратить разговор и позвонить родственникам. Если пожилой человек получает пенсию на банковскую карту, то предложите свою помощь в снятии денег.

«Я по вашему объявлению на Авито»
В последнее время получают распространение интернет-мошенничества, жертвами которых становятся продавцы товаров на сайтах бесплатных объявлений. Наиболее распространенные фразы, которые употребляют проходимцы: «Я по вашему объявлению на Авито, сообщите мне данные вашей карты и код на оборотной ее стороне, я вам отправлю деньги за...»; «Я хочу отправить деньги вам на карту за товар, предоплату за аренду. У вас карта привязана к мобильному банку? Если нет, идите к банкомату, я вас проинструктирую, как подключить мобильный банк…».

Мошенники под видом покупателей хотят приобрести товар и предлагают оплатить его переводом денег на карту продавца. Для этого они просят продавца назвать номер и срок действия карты, код на обратной стороне, а также номер, привязанный к карте. После получения этих сведений мошенник использует данные о карте для оплаты покупок в сети Интернет.

Другой вариант: на телефон продавца поступают коды от банка, мошенник просит сообщить их якобы для перевода денег. В этот момент мошенник подключается к мобильному банку жертвы и похищает деньги с карты.

Третий вариант, когда мошенник-покупатель предлагает продавцу пройти к банкомату, произвести некоторые операции и получить деньги. Не ведитесь на уловки: никому не сообщайте реквизиты карты!

Вредоносные ссылки
Еще одна схема, которую используют мошенники, - на мобильный приходят сообщения через мессенджеры Viber, WhatsApp с вредоносной информацией. Подобные сообщения могут выглядеть следующим образом: «здесь наши с тобой фото http:\\\\...», «ваш аккаунт, страница «ВКонтакте» взломаны, пройдите регистрацию http:\\\\...», «вы выиграли автомобиль, подробности http:\\\\...», «я по вашему объявлению, согласны ли на обмен на это http:\\\\foto3.inc...».

При получении таких сообщений откажитесь от прохождения по ссылкам и их активации. По возможности проверьте, есть ли в поисковых системах сведения об этих ссылках и возможных мошенничествах.

Вредоносные программы создаются и усовершенствуются мошенниками регулярно. При работе с телефоном вы можете столкнуться с видом вредоносных программ, не требующих вашей активности, программы самостоятельно могут быть загружены на ваше мобильное устройство через уязвимость операционной системы.

Если к мобильному устройству была привязана банковская карта, а также банковские услуги «Мобильный банк», «Онлайн-банк», «Интернет-банк», то необходимо немедленно связаться с банком, заблокировать карту и приостановить обслуживание по счетам. Если с помощью телефона это сделать не удается, то следует обратиться в ближайшее отделение банка. Если же мобильное устройство используется для доступа к страницам в социальных сетях, то необходимо с другого устройства либо компьютера выйти в социальную сеть и сменить привязанный номер телефона.

Зараженный мобильник является источником распространения вредоносной информации по контактам, содержащимся в телефоне. Для предотвращения рассылки необходимо уведомить максимальное количество знакомых о вашей проблеме и о возможно приходящих от вашего имени вредоносных сообщениях.

В случае если с вашего телефона или банковской карты похитили деньги, необходимо сразу же обратиться в банк с требованием вернуть средства, заблокировать ваш счет, запретить перевод денежных средств с вашего счета на другие счета, приостановить обслуживание счетов, на которые были перечислены ваши денежные средства. После получения ответа от банка с выпиской по счету обратиться в полицию.

Одним из распространенных мобильных мошенничеств также является использование дубликата сим-карты для доступа к системам дистанционного управления банковским счетом. Признаком использования дубликата вашей сим-карты является блокирование доступа мобильной связи. В этом случае необходимо срочно обратиться к мобильному оператору и перевыпустить сим-карту. В случае подтверждения мобильным оператором факта несанкционированной замены вашей сим-карты необходимо написать претензию в сотовую компанию и обратиться в полицию.

Покупки в соцсетях
Развитие этого вида мошенничества обусловлено человеческим желанием сэкономить, отсутствием близко расположенных магазинов с такими товарами либо полным отсутствием предложений на рынке. Чаще всего в интернете покупают дорогую цифровую технику, шубы, брендовые вещи. Желание сэкономить зачастую приводит к потере всех денег, в связи с этим правоохранители рекомендуют приобретать вещи за их реальную стоимость и не искать предложений с 30-50% выгодой, так как это противоречит принципам рынка. В таких случаях присланный товар часто оказывается неисправным, подделкой либо не удовлетворяющим запросам покупателя. Не стоит приобретать товары в интернет-магазинах, позиционирующих себя как российские, но имеющих сайты в доменных зонах .com .org .biz .net .info .tv .mobi.

Особое внимание следует уделить отзывам в интернете по магазину, продавцу и проверить дату регистрации магазина. Если сайт существует меньше месяца, то стоит отказаться от покупки. Можно проверить наличие офиса у магазина, посмотреть его на карте, фотоснимках, панорамах Яндекс и Гугл, а также убедиться, что на здании есть вывеска магазина, имеются офисные помещения. На снимках также можно узнать названия, телефоны близко расположенных организаций, позвонить им и выяснить достоверность информации. В интернет-справочниках можно найти телефоны администратора офисного центра и убедиться, что такой магазин или индивидуальный предприниматель реально существуют. Полученную информацию следует использовать при общении по телефону с сотрудниками магазина. Если магазин или продавец отказываются звонить по телефону и предлагают такие способы общения, как Viber, Skype, WhatsApp и другие, либо рабочего номера телефона магазин не имеет, следует воздержаться от покупки. В общении по телефону можно сообщить, что находитесь в городе продавца или магазина, и предложить забрать товар самовывозом и оплатить наличными в офисе. В случае категоричного отказа следует отказаться от покупки.

При приобретении автомобиля, дорожной техники можно попробовать найти в городе продавца знакомых и попросить их проверить достоверность предложения в сети.

Настоятельно рекомендуется не осуществлять «слепые» покупки в социальных сетях. Администрация соцсетей исключила разделы объявлений с сайтов и не несет ответственности за совершаемые с использованием сети действия пользователей. В случае необходимости приобрести товар через социальную сеть необходимо тщательно проверить продавца, обязательно связаться с ним по телефону, расспросить подробности о товаре, потребовать фотографии товара в деталях, предложить отправить товар курьерской службой и наложенным платежом, обговорить возможность возврата товара и самовывоза.

Также следует обратить внимание на отзывы и оставленные комментарии в группе и на странице продавца. Если несколько пользователей сети размещают сплошь хвалебные отзывы и рекомендации, то стоит просмотреть страницы этих пользователей, не являются ли они «фейковыми», есть ли у них на страницах личные фотографии, большое количество друзей. Эту информацию можно просмотреть и на странице магазина. Страница продавца должна быть активной, на ней регулярно должны размещаться личные фотографии, обновляться альбомы, должны быть сведения о месте учебы и работы, а в друзьях должны быть «живые» и активные пользователи. Можно уточнить, где находится продавец, в каком городе, предложить забрать товар якобы вашим знакомым, находящимся в данном городе, и оценить реакцию продавца. Если в сети вы общаетесь с продавцом магазина, то потребуйте сообщить сайт магазина в сети Интернет, юридический и фактический адреса. При любом сомнении откажитесь от приобретения товара со 100% предоплатой через соцсеть.

Сайты-подделки
Этот вид мошенничества предполагает, что жертва посчитает сайт знакомым и приобретет на нем товар или услугу либо укажет данные своей банковской карты. Единственной рекомендацией может быть проявление внимательности. Необходимо обратить внимание на адресную строку сайта, название сайта, есть ли какие-либо добавочные символы или названия в адресной строке, расположен ли сайт в доменной зоне «ru». Скопировать название сайта из адресной строки и проверить в поисковой системе. Не стоит доверять сайтам, имеющим в названии знакомые слова, но расположенные в доменных зонах .com .org .biz .net .info .tv .mobi и других, не связанных с российским интернет-пространством.

Проверьте сайты, в разделах которых планируете указать данные о своей банковской карте, по дате создания сайта, по телефонам, указанным на сайте, по отзывам в сети Интернет, следует уточнить, нет ли сайта в черных листах интернета.

Помните! Мошеннику достаточно номера карты и кода на обратной стороне карты для покупок и оплаты услуг в сети Интернет. Такие данные, как срок действия карты, он может подобрать, а имя и фамилию владельца узнать от вас либо из сети Интернет с ваших личных страниц. Если вы стали жертвой подобного сайта и заметили это после проведения операции, связанной с покупкой, заблокируйте карту и обратитесь в банк в день проведения операции для её отмены и возврате денег.

Если вы стали жертвой злоумышленников, срочно обращайтесь в полицию по телефону 02 (102 - для мобильных операторов) или по телефону дежурной части МВД по Республике Мордовия (88342) 47-77-71.

Алексей НИКОЛАЕВ

«Вечерний Саранск»