Школа строгого режима
10.04.2019 12:54
Чем закончится скандал с избиением ребенка в элитном учебном заведении Саранска?
Всю минувшую неделю в социальных сетях обсуждали инцидент, произошедший в саранской школе № 17 еще в начале марта этого года. Группа семиклассников подвергла публичным унижениям сверстницу. Девочку избивали и снимали на камеры мобильных телефонов. Причины конфликта остаются невыясненными до сих пор, несмотря на то, что проверку по данному факту проводят и МВД, и Следственный комитет РМ. Так за что избили и унизили ребенка? Факты и версии изучил корреспондент «ВС».
«Не смотрите на ее слезы!»
Видеоролик, появившийся в социальных сетях 2 апреля, вызвал шквал негодования у жителей республики. На видео хорошо видно, как подростки всем классом проводят публичную экзекуцию девочки. Ребенка ставят на колени и бьют по лицу. Правда, детки говорят: «по е…лу». Примечательно, что непосредственным избиением занимаются исключительно девочки. Мальчики (если их можно считать таковыми после произошедшего - прим. авт.) просто снимают происходящее на камеры мобильных телефонов, весело смеются и забористо комментируют. «Бейте, не смотрите на ее слезы!» - призывает одноклассников одна из участниц расправы. И не смотрят! Бьют!
У тех, кто посмотрел это видео, помимо понятного гнева возникает вполне резонный вопрос: «Что такого должна была сделать эта девочка, что ее подвергают такому наказанию?!». Точные причины конфликта неизвестны до сих пор. По одной из версий, девочка провинилась перед четырьмя одноклассницами тем, что рассказала учительнице о том, что они распивали спиртное. Якобы ее предупреждали, что нужно держать язык за зубами, но она все равно проговорилась. Так это или нет - должны выяснить представители правоохранительных органов. Кроме того, им предстоит ответить на целый ряд других вопросов, которые буквально вертятся на языке у тех, кто это видел. А именно: а где, собственно, были учителя, когда происходила эта разборка? По информации администрации образовательного учреждения, избиение школьницы произошло в предпраздничный день после уроков. В обычные дни в коридорах школы дежурят педагоги, но 7 марта все были заняты подготовкой к празднику, чем и воспользовались ученики седьмого класса. Дети всей толпой проследовали в рекреацию на четвертом этаже и занялись восстановлением «социальной справедливости». Почему никто не обратил внимания массовый поход семиклассников на четвертый этаж - загадка.
Долгое время широкой общественности ничего не было известно о произошедшем. Хотя, как подчеркивают в МВД по РМ, проверка по факту случившегося была организована практически сразу. Пострадавшая девочка вместе с мамой обратилась за помощью к медикам. Врачи сообщили об этом в полицию. Полиция начала проверку. В школу были вызваны родители участников расправы, с ними была проведена беседа. «Отличившиеся» школьницы были поставлены на учет в комиссию по делам несовершеннолетних. И уже через пару дней зачинщики публичной экзекуции перевелись из образовательного центра «Тавла» в учебные заведения по месту жительства. Их примеру последовала и пострадавшая девочка.
В школе № 17 уже поставили на инциденте точку. Но в прошлый вторник видеозапись с избиением школьницы появилась в социальных сетях. И началась вторая часть «Марлезонского балета». Теперь уже проверку начал Следственный комитет. Пока неизвестно, кто именно выложил скандальный видеоролик в социальные сети и какую цель он преследовал. По одной из версий, видео в сеть выложила сама пострадавшая девочка. Но верится в это с трудом. Особенно если учесть тот факт, что мама избитой семиклассницы после такой популярности написала еще одно заявление в МВД, в котором просит изъять из публичного доступа видеозапись с избиением дочери. Понять ее легко: женщина опасается, что из-за этого видео у ребенка могут возникнуть проблемы на новом месте учебы.
Что скрывает «Тавла»?
То, что произошло в образовательном центре «Тавла», безусловно, мерзость. Однако пользователей социальных сетей возмутил не столько сам факт публичного унижения ребенка, сколько то, что произошел он в школе, считающейся элитной. Хотя этот статус она получила скорее авансом. Просто тот факт, что здесь учатся в основном дети из обеспеченных семей, вряд ли делает школу элитной. По-настоящему таковым учебное заведение делают образовательные успехи его учеников. В этом смысле почетный статус можно с полным основанием применить к саранскому лицею для одаренных детей. Вот уж действительно элитное учебное заведение, где главную роль играют именно знания, а не материальное положение родителей.
Еще один момент. Не появись в открытом доступе скандальный видеоролик, об инциденте никто бы не узнал. Впрочем, в Управлении образования Администрации Саранска считают, что директор школы приняла все необходимые в такой ситуации меры.
- Как только инцидент стал известен администрации школы, в воскресенье, 10 марта, директором были вызваны школьники -участники конфликта - вместе с родителями, педагоги данного класса, - говорит начальник управления образования администрации Саранска Оксана Шуляпова. - В понедельник утром в школу был приглашен сотрудник отдела по делам несовершеннолетних, и директор проинформировал сотрудника полиции о случившемся. Факт драки школьная администрация не скрывала и была заинтересована в разрешении данной конфликтной ситуации совместно с сотрудниками полиции. Этот инцидент рассматривался на педагогическом совещании, встрече с родителями, заседании службы медиации. Администрация школы не предавала публичной огласке данный конфликт в целях защиты несовершеннолетних, участников данной ситуации, чтобы предотвратить дальнейшее психологическое давление на них.
Школа функционирует 1,5 года. У нее, как у новой организации, формируются традиции, педагогический и ученический коллективы. Дети пришли в нее из разных школ, идет процесс привыкания друг к другу, формируется ядро ученического коллектива, определяются лидеры.
Особенно эмоционально, противоречиво данные процессы происходят среди подростков, и в этом случае администрации школы, педагогам необходима помощь не только социальных педагогов, психологов, которые работают в школе, но и родителей данных детей. Ведь без них, знающих сильные и слабые стороны своего ребенка, особенности характера, имеющих авторитет у своих детей, современной школе трудно справиться с проблемами раннего взросления, особенно в современных социальных условиях и условиях превалирования виртуальной действительности.
Со стороны директора школы Светланы Лиманской были предприняты все действия по ликвидации конфликтной ситуации. Были привлечены психологи, социальные педагоги, проведена работа с родителями. И самое главное - она выполнила просьбу матери пострадавшей девочки, законного представителя несовершеннолетней - оградить ее ребенка от излишнего внимания совершенно не причастных к конфликту людей, минимизировать огласку.
Спорить с этим трудно, особенно если учесть тот факт, что проверка МВД по факту случившегося действительно проводилась еще до того, как видео попало в сеть. Но проблема в том, что родители учеников образовательного центра «Тавла» утверждают, что инцидент с избиением семиклассницы не является единственным скелетом в шкафу, скрывающимся за красивым фасадом школы № 17. На минувшей неделе все в том же паблике, в котором было размещено видео с избиением ребенка, появилась петиция от имени родительской общественности школы № 17. И хоть авторы этого документа предпочли сохранить инкогнито, утверждения, содержащиеся в опубликованном послании, заслуживают особого внимания.
В частности, авторы документа утверждают, что педагогический состав школы в целях сохранения репутации учебного заведения умалчивает о фактах нарушения дисциплины учениками. Авторы петиции заявляют, что руководству учебного заведения известен факт еще одного коллективного избиения ученика средних классов. Якобы ребенка даже угрожали утопить в Тавле. Однако эту историю в школе якобы предпочли замять. Как и инцидент с распитием пива учениками старших классов в туалете школы. Авторы петиции настаивают на проведении в учебном заведении масштабной прокурорской проверки со всеми вытекающими последствиями. Понятно, что все изложенные в этом обращении доводы еще нужно проверять и перепроверять, но дыма без огня, как известно, не бывает.
Впрочем, сторонники конспирологических теорий усмотрели в этом обращении не что иное, как «заказ» на директора школы № 17 Светлану Лиманскую. Якобы кому-то уж больно приглянулось ее место, и вся эта история с видеороликом и последующими обращениями родительской общественности - всего лишь война компроматов.
«Дети копируют мир взрослых!»
И все же главный в этой истории вопрос: «Почему дети так поступили со своей сверстницей?» - остается без ответа. Можно сколько угодно кивать на учителей, что недоглядели, но проблема подростковой жестокости от этого никуда не денется. И если раньше все было принято списывать на неблагополучную социальную среду, в которой воспитываются трудные подростки, то теперь говорить об этом не приходится.
- Девочки, участницы конфликта, воспитываются в благополучных семьях, у них хорошая успеваемость, они являются активными участниками классных и школьных мероприятий, ранее никаких противоправных действий за ними не замечалось, - говорит начальник управления образования Администрации Саранска Оксана Шуляпова.
- Увы, благополучие не всегда является достоянием тех, кто этого заслуживает, - считает руководитель службы психологической помощи МГУ имени Н.П. Огарева Виктор Слугин. - А вообще, общество в данном вопросе просто опоздало со своей консервативностью. Для подростков такое поведение и такие методы разрешения конфликтов - обычное дело. Они просто копируют мир взрослых. Если зайти в соответствующие группы в социальных сетях, можно увидеть огромное количество роликов, в которых подростки издеваются над сверстниками. На мой взгляд, в сегодняшних условиях бороться с этим практически невозможно. Детям пытаются навязывать западную модель поведения и образования. Но в наших условиях она не работает. У нас педагоги находятся в зависимом положении, работают не законы, а административный ресурс.
Пока неизвестно, сколько времени займет проводимая Следственным комитетом проверка. Зато уже известно, что из пяти девочек - участниц конфликта - в школе № 17 осталась только одна.
Алексей Константинов
«Вечерний Саранск»