Ирина Основина: «Мне стало плохо, когда увидела финал «Склифосовского»
28.03.2019 16:11
Актриса Ирина Основина, известная телезрителям по многим сериалам, «отвоевала» себе место и в популярном «Склифосовском» телеканала «Россия». В ход пошло «оружие», против которого бессильны режиссеры, продюсеры и даже сценаристы, - это актерский талант и невероятная харизма. Ее героиня - старшая медсестра Фаина Игоревна - «выросла» до ключевой фигуры нового сезона, без участия которой не обходилась практически ни одна сюжетная линия. О том, как актриса работала над образом, какой фильм оказал влияние на ее судьбу и какую картину она советует всем посмотреть, - в эксклюзивном интервью с Ириной Основиной, жительницей Петербурга, кстати.
- Ирина, вы на съемки в Москву каждый раз приезжали на поезде?
- Я практически жила в «Сапсане», потому что параллельно в Питере снималась в другом проекте у режиссера Степы Соколова. В три ночи ложишься, в шесть утра встаешь… В итоге - никакая. Стало скакать давление - даже на площадку с тонометром приходила. Режиссер Юля Краснова смеялась: «А давай мы снимем смерть Фаины от давления!». Это такой у нас «рабочий» юмор. И вдруг подходит 16-я серия, и по сценарию там все давление друг другу меряют! А в Питере вообще метеозависимым людям тяжело, поэтому на съемках в Москве, можно сказать, я спасалась - да фактически так и было…
- Вы сказали - спасались на площадке. Что имеете в виду?
- Так сложилось, что во время съемок пятого сезона «Склифосовского» я узнала, что мой муж Сергей болен… Когда снимали шестой сезон - он умер… На седьмом сезоне я все еще приходила в себя - энергетически была совершенно опустошена, только на площадке чувствовала жизнь… Это было непонятное и страшное время - я как во сне находилась... Спасибо коллегам, которые выдержали мое состояние… Поначалу моя роль только ввелась в фильм, это сейчас Фаина такая заметная героиня. Спасибо за это большому профессионалу Ларисе Комаровой, продюсеру «Склифосовского», и Юле Красновой, которая во мне что-то разглядела.
- Вы ведете страницу в соцсетях?
- В Фейсбуке. Но я не активно пользуюсь соцсетями - для этого нужен хороший телефон, а я после смерти мужа еще не разобралась с финансами… Онкология - это большие деньги… Памятник еще надо Сереже поставить… Но я справлюсь…
- Вам удалось создать «собирательный образ» медсестры - вы необыкновенно органичны в роли Фаины…
- Мне это удалось, потому что я не похожа на актрису. Артистка, актриса - мне кажется, это немного вранье… А я не могу врать и кривляться. Нет, могу кривляться - но кого-то передразнивая. А как-то манерно и вычурно разговаривать «как актриса» - так я не могу. Когда такое вижу - думаю: блин, а как она в жизни-то разговаривает? Эту манеру у меня еще режиссер Лида Борова отбила, я у нее в фильме «Верую» снималась по рассказам Шукшина. Лида сказала: «Вы видите, как ходят простые продавщицы в городе Петрозаводске? Во что они одеты, что на рынке покупают?». И для меня этот фильм был уроком. Может, поэтому все мои «тетки» в фильмах - они настоящие. И фразы, которые ушли в народ, я у народа и взяла. Например, Фаина говорит часто: «Лётом, лётом!» - так наш помощник режиссера в театре на репетиции нас собирала: «Ну-ка, лётом все на сцену!».
- Вы сейчас в театре не служите?
- Нет, я ушла из театра. На это были причины… Мой муж, Сережа Кудрявцев - он великий артист, у него прекрасный голос - пел в «Норд-Осте», работал в Александринке... Но, как и многие, в 90-е он переживал не лучшие времена. Чтобы вернуть его к нормальной жизни, я положила много сил. Чтобы дать ему дорогу, устроила в театр, а сама много снималась в кино. Возможно, не все коллеги к этому с пониманием отнеслись…
- А как же питерская интеллигентность и доброжелательность?
- Она есть, когда это не касается Москвы… Раньше много в Питере снимали, в Москву и не ездили, зачем - полно работы и тут. А сейчас в индустрии трудности, в Питере мало очень снимается…. И тут вдруг такое: я снова в Москве на съемках. Друзья так и говорят: «Да вы не переживайте за Ирку, она из любой ситуации выкрутится, потому что она талантливая!». А многие не понимают - они думают, что это какие-то подводные течения, знакомства особенные… А в «Склифосовском» это просто так совпало: написали вот такую роль для меня. Андрюша Ильин смеется: «Да где же такую вторую Фаину найдешь!». И мне, конечно, очень приятно… Ведь в первых сезонах моя героиня чуть ли не спиной к камере стояла. А теперь у нее такая большая линия своя… И мне честно сказали, что на эту роль долго актрису искали, и рады, что нашли.
- Все же не жалеете, что отдалились от театра?
- Театр - это очень большая нагрузка. В настоящее время я свободна от этого, а дальше - видно будет… Но когда после фильма Лиды Бобровой пришла в театр, вышла на сцену - и испугалась звука собственного голоса. Можно, конечно, перестраиваться от кино к театру, но вообще это совершенно разные профессии. Лена Яковлева - она только сыграла спектакль, и сейчас уже на съемках кино! Я не понимаю, как она это делает! Только великие - такие, как Яковлева, - могут перестраиваться, и то, если у них большая фильмография. У кого маленькая фильмография, тем очень сложно делать так, чтобы это было по-настоящему. А вот про Фаину мне многие говорят, передают через кого-то: «У меня точно такая же старшая медсестра была в больнице! Прямо точь-в-точь!».
- Поклонники сериала сейчас ругают сценаристов за финал седьмого сезона, где Брагин признается в том, что у него онкология…
- Ругать все могут - а ты пойди напиши! Седьмой сезон ведь идет - столько серий, столько сюжетных линий, историй! И как бы ни ругали, а все только и спрашивают: «А когда новый сезон?». Конечно, переживают, что на такой ноте картина закончилась и такая интрига впереди…
- Наверное, и у вас спрашивают, что дальше будет?
- Конечно! И я всем говорю: «Не знаю! Может, Брагин чужие снимки взял, может, он хотел проверить, как к этой новости жена отнесется?». Можно же по-разному из этого финала выйти в итоге… Но вот этот крупный план Макса в конце последней серии - он никому покоя не дает… Я сама увидела этот момент, когда ехала в поезде, и мне стало плохо, когда Максима Аверина с этими снимками показали… Подумала: что это значит? Может, Макс уходит из сериала? Не может такого быть! А сейчас мы друг друга успокаиваем тем, что ведь и Куликов во втором сезоне болел чем-то серьезным, но вылечился. А теперь все уже забыли об этом обстоятельстве!
- Брагин - везучий: ведь он уже возвращался к зрителям после взрыва в операционной. И сейчас все надеются, что все будет хорошо.
- Моя дорогая, после взрыва вернуться легче, чем после онкологии. Я все это проходила… Психологически это очень страшная ситуация: страдает и тот, кто болеет, и тот, кто рядом с ним… Это настоящая чума нашего времени. Я думаю, эта болезнь - следствие того, что с нашим миром происходит: вся наша злость, ненависть, гнев нашли вот такой выход… Поэтому знаю только одно: не нужно ругаться, жить нужно в радости, без отрицательных эмоций. По крайней мере, стараться так жить.
- А какие вам из «свежих» российских фильмов понравились?
- Из последних моих потрясений - фильм с Женей Цыгановым «Человек, который удивил всех». Вот как это не посмотреть?! Когда Женя красит губы - я реально вижу женщину! Как он это делает? Без грима, без пластического грима - вообще безо всего! Он просто гениально в этой картине сыграл. Актер с такой харизмой в кадре может вообще ничего не говорить. Вот он, кстати, абсолютно киношный, его любит камера. А многие из тех, кто в актерскую профессию за «легкими деньгами» идут, камеру, может, и любят, но вот она их не любит. А в итоге - человеческие трагедии: спиваются, опускаются, собирают бутылки… А ведь каждый год тысячи артистов из институтов выпускаются…
- Ирина, не могу не спросить… Вдруг сложилось бы так, что вы знали о своем таланте, а карьера все равно не складывалась… Вы были бы несчастны?
- Кто-то говорил, что характер человека - это судьба. Мне и лет уже достаточно, и три института, и все эти передряги 90-х прошла… И я, как и многие, чем-то поплатилась… У меня не было семьи, нет детей - для того, чтобы сниматься в кино и играть в театре, я не могла себе позволить родить ребенка… За это меня Бог, может, и наказывает... А может, дает что-то другое... Наверное, это с его воли мне дали такие роли, таких режиссеров, как Герман, Рогожкин, как Боброва, Краснова, такой проект, как «Склифосовский»… Наверное, кому-то суждено быть продавщицей, а кому-то - актрисой… Кому-то - актрисой известной, а кому-то - неизвестной. Просто так получается…
Лариса Зелинская,фото кинокомпании «Русское»
«Вечерний Саранск»