Он может работать летчиком, но всю жизнь конструировал автомобили
24.03.2010 17:00
Универсальные знания
Родители Льва Саакяна гуманитарии: мама Арев (c армянского солнце) Аремиковна в одной из Ереванских школ преподавала русский и армянский языки и литературу, папа Сурен Саакович — историю. Рассчитывали, что и сын пойдет по гуманитарной стезе, но его затянула техническая мысль. Конечно, в угоду родителям он закончил филологический факультет Ереванского пединститута, но романтика потянула в небо, и он поступил в Кременчугское летное училище. Наверное, Лев Суренович всю жизнь летал бы на Як-40, если бы в1970-х годах не серия авиакатастроф в СССР и за рубежом. Родители потребовали, чтобы сын ушел из авиации.
Как бы в таких обстоятельствах поступил российский парень? В лучшем случае, пообещал бы бросить летное дело, но продолжал бы летать. У армян такой номер не пройдет: родственники могли бы заподозрить, что сын проявляет к родителям неуважение. На такой скандал не пойдет ни один уважающий себя армянин. А Лев Суренович уважал себя и родителей всегда. И он продолжил учебную эпопею: окончил Севанский индустриальный техникум по специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобилей». Позже он окончит Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева по специальности «механизация сельского хозяйства».
Первый советский болид
Свой первый автомобиль Лев Саакян сконструировал в1970-х годах. Это авточудо было чуть выше обеденного стола, зато скорость более 250 километров в час. Это была самая скоростная из самых маленьких машин в мире, весом всего в 450 килограммов. Разумеется, в те годы на дорогах мира встречались и более скоростные болиды, но они были заводского изготовления, а со стремительными линиями авточудо Саакяна имело двигатель (кто бы мог подумать!) анекдотического «Запорожца». Просто Лев Суренович усовершенствовал коробку передач, придал аэродинамические свойства кузову, изменил кое-что по мелочам в двигателе и — вперед, к победе. И еще один принципиальный момент: фары этого автомобиля автоматически поворачиваются по направлению передних колес. Позже Саакян сотворит изящнейший микроавтобус с таким же направлением фар.
На спор выиграл гонки с самолетом Ан-2 — с так называемым «кукурузником». Стартовали из Ереванского аэропорта и, преодолев 230 километров, финишировали на аэродроме одного из райцентров Армении. Лев Саакян прибыл первым и еще ждал почти две минуты. А что удивительного: за рулем автосамоделки сидел такой же летчик, привычный к высоким скоростям.
И еще эта «штука» вызывала изумление водителей всех марок автомобилей того времени, когда он со свистом обгонял тяжелые «МАЗы», юркие «Жигули», респектабельные «Волги». У водителей от удивления делались квадратные глаза. С автопробегами самый молодой конструктор70-х побывал во всех крупных городах Советского Союза.
Алло, мы ищем таланты!
В1970-е годы дорогу чему-то новому мог дать только комсомол. Поэтому и Всесоюзные гонки всегда проходили под патронатом ЦК ВЛКСМ. На них, как правило, первые места занимал экипаж Льва Саакяна. Его штурманом выступал младший брат Самвел, врач по профессии.
Однажды конструктора из Армении пригласили в ЦК ВЛКСМ и предложили поработать консультантом на ВДНХ — Выставке достижений народного хозяйства СССР. Принимал Льва Суреновича сам первый секретарь ЦК комсомола Евгений Тяжельников. Он с большим интересом разглядывал диковинную машину, высотой, как говорится, метр с кепкой; посидел за рулем и даже прокатился на сиденье штурмана.
На ВДНХ Лев приглянулся мордовской делегации, и вскоре универсальный армянин по путевке ЦК ВЛКСМ прибыл в распоряжение ВДОАМ МАССР, чтобы возглавить Центр самодеятельного творчества. Цель приезда — найти талантливых технарей. Есть ли таковые в республике? Оказалось, местных Кулибиных сколько угодно. Чего только не конструировали за последние десятилетия мордовские самодельщики: и автомобили, и трактора, и самолеты...
Родители Льва Саакяна гуманитарии: мама Арев (c армянского солнце) Аремиковна в одной из Ереванских школ преподавала русский и армянский языки и литературу, папа Сурен Саакович — историю. Рассчитывали, что и сын пойдет по гуманитарной стезе, но его затянула техническая мысль. Конечно, в угоду родителям он закончил филологический факультет Ереванского пединститута, но романтика потянула в небо, и он поступил в Кременчугское летное училище. Наверное, Лев Суренович всю жизнь летал бы на Як-40, если бы в
Как бы в таких обстоятельствах поступил российский парень? В лучшем случае, пообещал бы бросить летное дело, но продолжал бы летать. У армян такой номер не пройдет: родственники могли бы заподозрить, что сын проявляет к родителям неуважение. На такой скандал не пойдет ни один уважающий себя армянин. А Лев Суренович уважал себя и родителей всегда. И он продолжил учебную эпопею: окончил Севанский индустриальный техникум по специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобилей». Позже он окончит Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева по специальности «механизация сельского хозяйства».
Первый советский болид
Свой первый автомобиль Лев Саакян сконструировал в
На спор выиграл гонки с самолетом Ан-2 — с так называемым «кукурузником». Стартовали из Ереванского аэропорта и, преодолев 230 километров, финишировали на аэродроме одного из райцентров Армении. Лев Саакян прибыл первым и еще ждал почти две минуты. А что удивительного: за рулем автосамоделки сидел такой же летчик, привычный к высоким скоростям.
И еще эта «штука» вызывала изумление водителей всех марок автомобилей того времени, когда он со свистом обгонял тяжелые «МАЗы», юркие «Жигули», респектабельные «Волги». У водителей от удивления делались квадратные глаза. С автопробегами самый молодой конструктор
Алло, мы ищем таланты!
В
Однажды конструктора из Армении пригласили в ЦК ВЛКСМ и предложили поработать консультантом на ВДНХ — Выставке достижений народного хозяйства СССР. Принимал Льва Суреновича сам первый секретарь ЦК комсомола Евгений Тяжельников. Он с большим интересом разглядывал диковинную машину, высотой, как говорится, метр с кепкой; посидел за рулем и даже прокатился на сиденье штурмана.
На ВДНХ Лев приглянулся мордовской делегации, и вскоре универсальный армянин по путевке ЦК ВЛКСМ прибыл в распоряжение ВДОАМ МАССР, чтобы возглавить Центр самодеятельного творчества. Цель приезда — найти талантливых технарей. Есть ли таковые в республике? Оказалось, местных Кулибиных сколько угодно. Чего только не конструировали за последние десятилетия мордовские самодельщики: и автомобили, и трактора, и самолеты...
В те годы не составляло большого труда зарегистрировать в ГАИ хорошую самодельную машину. Сейчас труднее, точнее, невозможно. Вроде бы у патриарха самодеятельного творчества Мордовии с ГАИ-ГИБДД отношения хорошие, но зарегистрировать новую машину не спешат. «Ты, Суреныч, наш друг, но рисковать все равно не станем».
У него самодельных машин чуть ли не дюжина. В одной из них можно жить вполне комфортно: имеется газовая плита, спальня и все необходимое для путевой жизни. Сейчас автор эксклюзивных авто собирает собственный лимузин. Помогают ему предприниматель С.Н. Кизим и директор профлицея № 36 г. Саранска.
Куда ты прешь, дурак!
Прошли годы. Темп жизни оказался стремительнее самодельного болида с двигателем «Запорожца». Выросли дети Льва Суреновича: две девочки и мальчик. Одна из дочерей вышла замуж за мордвина, вторая — за русского. Если так дело пойдет и дальше, в семье не с кем будет поговорить на родном армянском языке. И тогда Лев Суренович решил употребить свое право старшинства, которым до поры до времени не пользовался. Он связался с братом в Армении и попросил найти для сына достойную невесту. Потом поставил своего наследника в известность:
— Артур, завтра ты поедешь на родину предков и женишься. Невесту уже нашли. Не задерживайся в Армении, ты здесь нужен для дела.
У него самодельных машин чуть ли не дюжина. В одной из них можно жить вполне комфортно: имеется газовая плита, спальня и все необходимое для путевой жизни. Сейчас автор эксклюзивных авто собирает собственный лимузин. Помогают ему предприниматель С.Н. Кизим и директор профлицея № 36 г. Саранска.
Куда ты прешь, дурак!
Прошли годы. Темп жизни оказался стремительнее самодельного болида с двигателем «Запорожца». Выросли дети Льва Суреновича: две девочки и мальчик. Одна из дочерей вышла замуж за мордвина, вторая — за русского. Если так дело пойдет и дальше, в семье не с кем будет поговорить на родном армянском языке. И тогда Лев Суренович решил употребить свое право старшинства, которым до поры до времени не пользовался. Он связался с братом в Армении и попросил найти для сына достойную невесту. Потом поставил своего наследника в известность:
— Артур, завтра ты поедешь на родину предков и женишься. Невесту уже нашли. Не задерживайся в Армении, ты здесь нужен для дела.
И ни слова: желает сын жениться или нет — просто поставили его в известность, и он должен проявить уважение к решению отца. На следующей неделе Артур, обвенчанный и расписанный в ЗАГСе, вернулся в Саранск с молодой женой. Саакяны все делают быстро: живут, работают, женятся, выходят замуж, рожают для супругов Саакянов внуков.
Наверное, кто-то возмутится: дескать, молодые даже не успели полюбить друг друга, а их поженили. Однако армянские браки, сформированные родителями, наиболее здоровые и долговечные. Статистика!
Так же стремительно пролетели молодые годы Льва Суреновича. Недавно он по телевизору смотрел передачу об автомобилистах, и увидел, как на самодельном авто, похожем на его первую техническую любовь с движком «Запорожца», какой-то ненормальный рискованно финишировал. Вот-вот он ударится о бордюр, и все — жизнь спортсмена оборвется.
— Куда ты прешь, дурак! — не удержался от восклицания Лев Суренович.
Спортсмен между тем ловко развернулся и поехал в обратную сторону. Потом спортсмена показали крупным планом, и Саакян узнал самого себя, молодого и с беззаботной улыбкой. Вся семья хохотала.
Наверное, кто-то возмутится: дескать, молодые даже не успели полюбить друг друга, а их поженили. Однако армянские браки, сформированные родителями, наиболее здоровые и долговечные. Статистика!
Так же стремительно пролетели молодые годы Льва Суреновича. Недавно он по телевизору смотрел передачу об автомобилистах, и увидел, как на самодельном авто, похожем на его первую техническую любовь с движком «Запорожца», какой-то ненормальный рискованно финишировал. Вот-вот он ударится о бордюр, и все — жизнь спортсмена оборвется.
— Куда ты прешь, дурак! — не удержался от восклицания Лев Суренович.
Спортсмен между тем ловко развернулся и поехал в обратную сторону. Потом спортсмена показали крупным планом, и Саакян узнал самого себя, молодого и с беззаботной улыбкой. Вся семья хохотала.
«Известия Мордовии»