Льготный билет отменяется?

18.03.2009 14:06

Вот уже несколько месяцев жители села Медаево Чамзинского района вынуждены отказываться от социальных карт на проезд. Пенсионерам, инвалидам, участникам войны не оставили выбора: муниципального транспорта для поездок селян не выделяется, на маршруте Медаево - Чамзинка работает только частник, а ему социальные карты, понятное дело, не предъявишь.

Так и приходится льготникам ежемесячно против своей воли отказываться от приобретения соцкарты и получать взамен 128 рублей. Этих денег пенсионерам хватает только на одну поездку в Чамзинку или поселок Комсомольский и обратно, а потом приходится тратить на проезд средства из своей пенсии, у многих пенсионеров она пока еще не такая большая. Поэтому жители села бьют тревогу! Они не хотят мириться с таким положением дел.

К приезду журналистов в центре села собрался сход. Пенсионеры, инвалиды, участники войны пришли рассказать о том, с какими проблемами они сталкиваются.

- 45 рублей мы вынуждены платить за проезд до райцентра, столько же обратно, – начинает разговор Валентина Григорьевна Некрасова. – Проезда по льготным картам нас просто- напросто лишили. Но по закону мы имеем право на выбор! Мы не говорим, что нам нужно ездить в райцентр каждый день, да и возраст уже не тот, чтобы кататься попусту. Но иногда же необходимо проходить медицинское обследование или собирать какие-то документы, для чего требуется несколько поездок в месяц. А это немалые деньги!

Кроме того, расписание, которое предлагают местным жителям частные перевозчики, очень неудобно для пассажиров. Между рейсами в распоряжении у сельчан остается около четырех часов. Не уложишься в это время – добирайся до дома, как хочешь.

- Пять дней подряд ездила в районную больницу, - рассказывает жительница села Медаево Чамзинского района Мария Ивановна Климашина. – Мне предстояло пройти медосмотр у нескольких специалистов. Один день приехала на автобусе в райцентр - не успела сделать все, что планировала, нужно было спешить на автобус, второй день, третий… И так пять дней!

- Как здесь успеть? – задается вопросом Валентина Григорьевна Некрасова. - Посудите сами - около 9 часов наш автобус только приезжает в райцентр, а в час уже уезжает! К одному специалисту попадешь при условии, что нет больших очередей. А в процедурный кабинет сдать кровь мы и вовсе не можем, если приезжаем на автобусе. Кабинет работает только до 10 часов.

Иногда жители села вынуждены нанимать такси, чтобы пораньше приехать в Чамзинку или уехать обратно. А это обходится в круглую сумму.

К Медаевской сельской администрации, кроме села Медаево, относится еще 5 близлежащих населенных пунктов. В общей сложности население этих деревень – 900 человек.

Кстати, так как село Медаево находится в 35 километрах от райцентра, раньше здесь был свой врач, своя больница.

Но в процессе оптимизации ставку врача в селе сократили и остался только фельдшер, поэтому без поездок в районную больницу не обойтись.

КОММЕНТАРИЙ

Александр КОЛЯДЕНКОВ, начальник отдела промышленности, строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства администрации Чамзинского района:

- Раньше в нашем районе было одно государственное предприятие «Автоколонна №1384», которое осуществляло пассажироперевозки. Этому предприятию перечислялись субвенции из бюджета за льготников, то есть возмещались расходы за перевезенных пенсионеров, инвалидов и других.

Но пассажиропоток был небольшой, льготники отказывались от социальных карт, рейсы не окупались, поэтому предприятие стало сокращать их и даже закрывать. Мы вынуждены были привлечь коммерческие организации. В районе стало появляться все больше коммерческих рейсов, сейчас частники ездят во все села Чамзинского района. Кстати, в «Автоколонне» тоже прошло акционирование. И сегодня государственных автотранспортных предприятий в районе нет. Средства за перевозку льготников из бюджета могут перечисляться и коммерческим предприятиям, но только как распределить субвенции на несколько частных организаций? Как вести учет объемов перевозок льготников? Здесь возникла проблема, которая пока не разрешилась.

По поводу изменений расписания автобусов руководители организаций всегда готовы пойти пассажирам навстречу. Для этого нужно организовать сход жителей села, пригласить представителей районной администрации и руководителя предприятия и определить время рейсов.

"Газелисты" вытесняют городские автобусы

Частные «ГАЗели» или муниципальные автобусы? Возможно, в скором времени ромодановцам придется сделать выбор между частным транспортом, который едет в райцентр только после того, как в транспорте не остается свободных мест, и муниципальными автобусами, работающими строго по графику, в любую погоду и праздники. С каждым днем муниципалам все труднее выдерживать конкуренцию.

В прошлом году муниципальное предприятие «СПАП-1», как лучший перевозчик, выиграло в конкурсе на право перевозки пассажиров по 106-му маршруту. Сейчас на 106-м маршруте работают 3 автобуса, в день они совершают по 15 рейсов. Вместе с муниципальными автобусами на маршруте работают несколько частных «ГАЗелей», которые «отбирают» большую часть выручки у муниципалов. Если в ближайшее время ситуация не изменится, то, возможно, «СПАП-1» количество рейсов вынуждено будет сократить. Спаповцы несут убытки: всех платных пассажиров забирают «ГАЗели», а муниципальному транспорту остаются лишь льготники. Получается, что из Саранска в Ромоданово едет полупустой автобус.

Вместе с тем, необходимо отметить, что у самих ромодановцев востребованы и частные «ГАЗели», и муниципальный транспорт.

- Населению удобно пользоваться всеми видами транспорта, - отметил замглавы Ромодановского района Анатолий Гурьянов. – Молодежь, например, предпочитает пользоваться «ГАЗелями» - они быстрые и комфортные. Люди старшего возраста, по понятным причинам, чаще пользуются муниципальным транспортом.

Управление государственного автодорнадзора по РМ регулярно проводит рейды по проверке 106-го маршрута. Наиболее распространенные нарушения таковы: у водителей «ГАЗелей» отсутствовали путевые листы, перед выездом на линию их не осматривал врач, вместо 13-ти положенных пассажиров в салоне находилось 15 человек, что чревато дорожными происшествиями и травмами пассажиров. Все виновные получили административное наказание в виде штрафов. Справедливости ради стоит отметить, что сейчас все нарушения устранены.

- Муниципальный транспорт является гарантом стабильности и надежности, и об этом не стоит забывать, - отметил руководитель Управления государственного автодорнадзора по РМ Владимир Ремизов. – Однако мы должны думать и об интересах пассажиров, которым удобно пользоваться и «ГАЗелями», и «ПАЗиками». Поэтому, чтобы разрешить узел проблем, необходимо детально изучить ситуацию и принять правильное решение.

В райцентр через Саранск!

Жители села Пятина Ромодановского района практически оторваны от райцентра. Как такового автобуса Пятина - Ромоданово нет. Чтобы попасть в районный центр, людям приходится добираться сначала до столицы республики, а уже потом из Саранска до Ромоданова. Круг приходится делать не маленький, не говоря уж о том, сколько времени нужно потратить.

- Иногда проще сложиться и такси нанять, чем часами добираться до райцентра через Саранск, - говорят жители Пятины.

Особенно тяжело все тем же пенсионерам и, конечно, школьникам. Детям часто приходится приезжать в райцентр на различные мероприятия.

«Известия Мордовии»