93-летний ветеран из Саранска Мария Маркелова всегда верила, что победа будет за нами

09.04.2015 12:46

-Старовата я стала, и поэтому прошлогодний парад на Советской площади 9 Мая, пришлось пропустить. Встречала праздник дома. Обидно, конечно, но ноги уже не ходят, замучил артрит. Когда про это узнали ребята подшефной школы №19 - нагрянули ко мне с конфетами, другими подарками. Вот видите: какие все радостные на фотографии? – Маркелова протягивает фото, на котором она  в большой компании улыбающихся девчонок и мальчишек.

С 19-й школой Саранска она связана уже свыше десяти лет. Рассказывает школьникам  про фронтовые годы, помогает учителям воспитывать подрастающее поколение. За активную общественную работу ветеран удостоена многочисленных наград, среди которых есть и Почетная грамота от Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Несмотря на почтенный возраст, Марии Григорьевне Маркеловой в этом году исполнилось 93 года, она по - прежнему  в строю.

Мария Григорьевна - из потомственной семьи железнодорожников. На "железке" работали ее родители и родственники со стороны отца и матери. Часто приходилось переезжать со станции на станцию. Осели в селе Сиалеевский Майдан Кадошкинского района, где и родилась Мария.

Предвоенное поколение, воспитанное на советских фильмах и романе "Как закалялась сталь", свято верило в то, что "от тайги до британских морей Красная Армия всех сильней". Мария вместе со сверстниками сдавала нормы ГТО, собирала-разбирала карабин и считала, что советским людям по силам отразить удар любого агрессора. Речь Молотова 22 июня она услышала по радиоприемнику. Многие женщины тогда заплакали, а она была непреклонной: "Враг будет разбит. Победа будет за нами! Надо только верить".

Первые месяцы войны оказались тяжелыми для наших войск. Они несли большие потери, отступали, оставляли города. В 1942 году пришла повестка явиться в военкомат и Марии Зубовой (такова ее фамилия в девичестве). Военкомат находился в Кадошкине, а семейство Зубовых проживало на тот момент в Инсаре.

-Возвратилась домой, а в Инсаре все знакомые уже знают о моей мобилизации,- рассказывает Мария Григорьевна. – Спрашивали: добровольцем иду или по принуждению? Отвечала, что не доброволец, но и не сопротивлялась призыву. Предупреждали, чтобы одумалась, ведь не танцы иду, а на войну. Мать собирала меня – плакала, провожала - за поездом бежала. 12 апреля нас повезли на сборный пункт, в Горький. Я оказалась единственной девушкой, уехавшей воевать из нашего района, но в Саранске ко мне присоединись еще спутницы. Число их значительно увеличилось в Горьком, там был представлен уже весь Советский Союз. На войну шли не только молодые девушки, но и замужние, не успевшие еще обзавестись детьми. В таких случаях на фронте оказывались и муж, и жена.   

Стала я зенитчицей, как в фильме "А зори тут тихие…". Обращаться с техникой нас научили в городе Подольске Московской области. Запомнила, как копали землянки, подносили снаряды, а они тяжелые, каждый весил по 16 килограммов, изучали прибор управления артиллерийско-зенитным огнем. С этим прибором работали 12 человек, а я была заместителем командира, возглавляла комсомольскую организацию. Агитировала, поднимала настроение. Ко мне люди шли со своими бедами, и я старалась помочь. Тяготы и лишения воинской службы женщины переносили по - своему. И не всех их удалось предостеречь от необдуманного проступка. Одна сослуживица Марии не выдержала – застрелилась, другая отравилась уксусом, третья - …забеременела.

А готовили нас, как оказалось, для обороны Москвы. Фашисты господствовали в воздухе. Налет на город следовал за налетом, гибли люди. Но мы держались стойко. Мы вели заградительный огонь, не пропускали врага. Порой бомбы падали совсем рядом. Вскоре мы стали нести службу возле водохранилища, которое обеспечивало водой весь город. Мы защищали его и от самолетов, и от диверсантов. Не скрою, стоять одной ночью в карауле было страшновато.

Следует отметить, что небо над Москвой всегда находилось под особым контролем, и  Маркелова до самой Победы их позицию считала постом номер один. Зенитчицы зорко несли службу и после того, как врага погнали на запад, и налетов уже не было. Потом дежурства стали чередовать с тренировочными занятиями.   

Во время войны Марии Григорьевне довелось побывать в Кремле. За активную комсомольскую работу она была удостоена Почетной грамоты. Награду вручил Председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин. 9 мая в 1945 года она вместе с фронтовыми подругами была на Красной площади.

-Я провела на фронте три с половиной года, не получила ни царапины, а из шести моих двоюродных братьев никто не вернулся домой. Я приехала в свое родное село – здесь меня встретило бабье царство. Перед увольнением в запас, еще в Москве, к нам в полк приезжали представители ряда гражданских организаций, предлагали остаться работать в столице на различных ответственных должностях. Мне, как комсомольской активистке, поступило сразу несколько предложений. Но очень хотелось домой, к родным, поэтому я отказалась. Позже не раз пришлось пожалеть об этом. Если бы согласилась тогда, вся моя жизнь сложилась бы по - другому. Послевоенная моя работа никоим образом не была связана ни с комсомолом, ни с тем, что я делала раньше.   

Быть верным долгу, добросовестно служить порученному делу – все это у Марии Григорьевны  в полной мере унаследовал ее сын. Когда пришло время идти в армию, он  не воспользовался отсрочками, ведь  защищать Родину – долг каждого мужчины. Служил он в войсках связи  на Дальнем Востоке.

Выйдя на пенсию, Маркелова стала заниматься общественной работой. Она выступала перед школьниками, проводила уроки мужества, была активисткой в городском Совете ветеранов. В 2012 году Маркелову приглашали в Москву, она принимала участие в мероприятиях, посвященных 70-летию разгрома гитлеровских войск под Москвой. Ветеранов возили тогда на Поклонную гору, Марию Григорьевну впечатлили мемориальный комплекс, памятники и другие экспонаты, воздвигнутые в память о войне. "Вот только моих товарищей с каждым годом становится все меньше и меньше", - с болью в голосе произносит она

 

Семен МИХАЙЛЕВИЧ  

РИА «Инфо-РМ»