Бари Алибасов-младший: «Мордовия может стать фундаментом для моего семейного бизнеса»

08.11.2013 09:35

Сын известного российского продюсера Бари Алибасов-младший не пошел по стопам отца, но, по собственному признанию, сделал многое, чтобы выйти из отцовской тени. Призвание он нашел на образовательном поприще, став одним из самых известных в России молодых бизнес-тренеров. Со своими семинарами младший из Алибасовых объехал практически уже всю Россию, а на прошлой неделе раскрывал секреты бизнес-успеха начинающим мордовским предпринимателям. Однако в интервью «ВС» Бари-младший признался, что Саранск его интересует не только как рабочая площадка…

- Насколько известно, в Мордовии вы не в первый раз?
- Если быть точным - пятый. В первый раз случайно заехал шесть лет назад. В то время примерно вышел гоблинский перевод «Властелина колец», где Мордовия и фигурировала. И вот с этим замечательным реноме у меня произошло знакомство с вашей прекрасной республикой. Дело было зимой, ехали из Саратова в Москву в метель. Думали, что уже скоро будем дома, заметили сотрудников ДПС и остановились спросить, сколько еще до Москвы, зимой иногда такое происходит, что знаки залепляет снегом. В ответ сотрудник бьет ногой по столбу, с него ссыпается снег, и мы видим надпись «Саранск».
Позже для меня Мордовия стала настоящей территорией волшебства. Не только потому что у вас мужчинам очень повезло, так как они имеют честь находиться рядом с одними из самых красивых женщин в стране. Главное, что, как только я приезжаю в Мордовию и как-то соприкасаюсь с темой предпринимательства, происходит какое-то волшебство. Думаю даже, что надо разделять понятия «молодой предприниматель» и «молодой предприниматель из Мордовии». Когда сейчас упоминаешь Мордовию, у людей сразу ассоциации с регионом, где развивается сельское хозяйство и внедряются инновации.

- Как считаете, где проще начать бизнес, в большом городе или в провинции?
- В идеале проще всего набраться опыта в большом городе, а потом приехать в маленький - там у тебя точно получится. Проблема ребят из маленьких городов в том, что у них мышление не масштабное. Они не могут придумать такую бизнес-идею, которая будет работать в рамках всей области, а не только интересна ребятам из «моего двора и соседних». Им нужно провести серьезную работу над собой, но при этом они более усидчивые, понятливые. В городе, где около миллиона и более человек, другие проблемы. Ребятам из небольших городов нужно повариться в жизни крупного мегаполиса. Им стоит поработать по найму в большой компании, чтобы изучить все изнутри. Потом начать бизнес в маленьком регионе, а оттуда его уже масштабировать. Самый интересный пример - сеть магазинов «Магнит», которая начала экспансию не с Москвы, а с Краснодарского края, захватывая маленькие города и точки. А сейчас у них самые большие выручка и рентабельность.

- Вы тоже когда-то начинали с малого…
- Да, жил с мамой и бабушкой, папа деньгами помогал прилично, но очень редко: раз в два года. Мама тратила все за пару месяцев, а гордость не позволяла просить еще. Существовали мы на пенсию бабушки, и мой традиционный обед был - чай с хлебом. С 8 лет начал собирать ягоды и фрукты с наших 6 соток и продавать их рядом с центральным рынком. Собирал и сдавал цветмет, в общем, «мутил мутки». В 14 лет был изъят отцом в Москву. Школьную программу проходил в одном из самых престижных лицеев Москвы - «Надежда». Через два года папа выгнал меня в США работать и учиться. Работал в Штатах охранником, барменом, мыл машины на мойке, а еще через год начал предпринимательскую карьеру в Лондоне. Учился в сайентологической школе, готовился к поступлению в Оксфорд. Когда переехал на туманный Альбион, открыл при колледже секцию бокса, где учил детишек-толстопузов, но не понравилось мне за границей - не мое. Уже на самостоятельно заработанные деньги я тайком вернулся в Москву, где поступил на программу «Кадровый резерв» в университет «Синергия», кстати, с конкурсом 1200 человек на место. Сейчас у меня за спиной более 50 курсов и тренингов, но главное - все, что изучал, применяю каждый день. Дальше начал заниматься рекламой колледжа. Так заработал первые большие деньги. Следующие 6 лет посвятил развитию своего вуза, университета «Синергия». Начал с руководства студенческой корпорацией: проводили самые крупные и скандальные события для московской молодежи и развивали студенческое предпринимательство. Дослужился до директора по маркетингу. В 2007 году занялся предпринимательством, но через два года понял, что мое призвание - преподавание.

- В своих лекциях вы призываете не наводить глянец на идею, а сразу воплощать ее в жизнь. Почему?
- Безусловно, потому что глянец и лоск - это инструмент конкурентной борьбы. До того, чтобы дорасти до конкурентной борьбы, надо сначала проконкурировать с собственной ленью, оторвать свою пятую точку от кровати. На этапе старта нужны другие инструменты. Если говорить образно, надо, чтобы твой ребенок стал не самым лучшим в классе, а хотя бы просто дожил до школы, где начнет с другими ребятами конкурировать. В период, когда появилась бизнес-идея, до момента, когда надо воевать за долю на рынке, с вашим бизнесом надо будет сделать много черной работы. Только потом наводить лоск.

- А деньги где брать, вы рассказываете?
- Нигде, надо самим зарабатывать. В 2008 году, после кризиса вымерли те люди, которые давали деньги. Сейчас, чтобы найти инвестора, надо придумать что-то действительно уникальное, чего еще нет на рынке. Такую бизнес-идею, на которую обратит внимание инвестор, может придумать один из десяти тысяч предпринимателей. Она должна быть действительно инновационной, но чаще бывает, что идея рождается не у предпринимателя, а у какого-нибудь инженера или программиста. Типичные предпринимательские проекты - это когда кто-то на своем энтузиазме начинает заниматься каким-то делом без какой-либо супертехнологии. Для таких проектов найти инвестора практически невозможно, потому что инвесторы вкладывают в развитие бизнеса, а не в старт. Поэтому сначала придется вложить собственные деньги - 50-100 тысяч рублей. Где их взять? Если не знаете, где взять, лучше вообще не начинать. Затем надо научиться из вложенного делать 150 тысяч рублей. Если покажете эти 50% рентабельности за какой-то период, то вам с легкостью будут давать деньги. Но они будут даваться не на старт бизнеса, а на масштабирование.

- Вы сейчас очень активно пропагандируете идею семейного бизнеса. Отец вас поддерживает?
- Я действительно за семейный бизнес и не против участия родственников в уставном капитале. Потому что современный предприниматель, а особенно современный русский предприниматель, понимает, что не семья инструмент для бизнеса, а ровно наоборот. Нужно организовать бизнес, чтобы у тебя была крепкая семья, каждый член смог самореализоваться. Но зачастую бизнес, воспринимаемый как инструмент для благополучия семьи, становится главным механизмом, который эту семью рушит. Начинаются семейные ссоры по поводу бизнеса.

- На своем опыте основываетесь?
- На своем, на опыте большого количества других семей. Дети уходят, говорят родителям, что будут заниматься бизнесом сами, что родители им не нужны. Большинство таких бизнес-проектов строится на конфликте в семье, когда кто-то решил стать самостоятельным, показать, что он самодостаточен. Отчасти и у меня было такое, но сейчас все поменялось. Приходишь к выводу, что бизнес делаешь для своей семьи, начинаешь думать, как все это гармонично выстроить, а потом замечаешь, что бизнес начинает развиваться лучше. Я сам наконец год назад начал работать с папой, помогать ему с группой «На-На», стал советоваться, слушать и принимать его комментарии. Рад, что пришел к этому к своим 28 годам.

- Какой проект у вас сейчас самый важный?
- Ребенок - это самый важный проект (улыбается). Его еще нет, но его нужно сделать. Чтобы создать семейный бизнес, нужны дети! Чтобы были дети, нужна мама, поэтому я сейчас в активном поиске. Две недели назад очень мирно развелся. С супругой не сошлись во мнении, как надо детей воспитывать. Пока их еще не было.

- Мордовских девушек вы уже оценили, судя по всему…
- Мордовские - одни из самых красивых в России. Я сам из Саратова и всю жизнь думал, что в Саратове самые красивые, но, оказывается, есть регион, который может с моим родным конкурировать. Мордовия в этом смысле может послужить фундаментом для моего семейного бизнеса. Он у меня есть - я преподаю. Я 12 лет впахивал на то, чтобы была возможность не заниматься бизнесом, потому что по моим внутренним ощущениям я преподаватель, а не бизнесмен. Чтобы комфортно работать преподавателем за хорошую зарплату, которой мне хватит, чтобы содержать семью и чтобы меня не уволили, мне нужно было организовать бизнес, который занимается качественными хай-тековскими образовательными услугами. Я это сделал. Теперь имею возможность задорого работать в компании, из которой меня не уволят никогда, потому что я ее владелец.
Раньше я безумно завидовал Михаилу Прохорову, Борису Абрамовичу и другим звездам бизнеса, этап становления которых прошел в 90-е. «Вот, - думал я, - заработать им было проще, банальная «купипродайка» приносила фантастические дивиденды, людям можно было формировать заоблачную добавленную стоимость ни на чем, а у меня такой замечательный нужный народу контент, и мне сейчас так сложно на нем заработать... Родился бы я лет эдак на 15 раньше». Недавно все поменялось: появилось осознание, что наша эпоха - значительно справедливее и возможностей несопоставимо больше. И если твой контент действительно востребован, ты сможешь легко получить мировое признание, вне зависимости от того, кто ты и где ты. Интернет, Youtube, социальные сети открывают безграничные возможности каждому. Теперь я счастлив, что живу именно сейчас.

Марина КЕНДЯЛОВА

«Вечерний Саранск»