«...Главным мафиози города стал гроссмейстер»
08.05.2013 12:13
СКР по РМ завершил расследование по масштабному делу группировки «Химмаш»
После 4 лет расследования преступлений, совершенных участниками группировки «Химмаш», дело наконец дошло до своего логического завершения. Отдел по расследованию особо важных дел СКР по РМ отрапортовал о том, что следствие по «Химмашу» - одной из наиболее одиозных преступных группировок Мордовии - закончено. После того как обвиняемые ознакомятся с материалами дела, насчитывающего более 80 томов, оно будет направлено прокурору для утверждения обвинительного заключения, а затем - в суд. Одним из лидеров группировки следователи называют 40-летнего президента фонда «Содействие» Юрия Шорчева, более известного в определенных кругах по прозвищу Шахматист. Помимо него под суд пойдут еще 8 обвиняемых.
«Химмашевцев» отправили по домам
Новость о завершении расследования в отношении группировки «Химмаш» совпала с не менее громким известием - обвиняемых по решению суда отпустили по домам. Им заменили содержание под стражей на домашний арест, ведь некоторые находились за решеткой с апреля 2009 года. Исключение составили Сергей Ковалев и Юрий Шорчев. Первый уже отбывает срок за вымогательство, а второй является подсудимым по другому делу, где его также обвиняют в вымогательствах. По этому делу Октябрьским судом вынесено постановление о содержании Шорчева под стражей.
«В конце 1990-х - начале 2000-х житель города Саранска Андрей Борисов, преследуя цель систематического незаконного обогащения путем совершения преступлений и взятия под свой криминальный контроль деятельности лиц и организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью в столице Мордовии, создал преступную группу, впоследствии трансформировавшуюся в преступное сообщество «Химмаш», - говорит старший помощник руководителя СКР по РМ Наталья Афанасьева. - Люди, входившие в преступное сообщество, до конца 2000-х совершили многочисленные убийства, в том числе самого Борисова, а также вымогательства, незаконный оборот оружия и боеприпасов.
Несмотря на то, что преступления длительное время оставались нераскрытыми, в апреле 2009 года правоохранительными органами республики были задержаны лидер и два киллера преступного сообщества. В ходе следствия лидеру и 8 участникам преступного сообщества предъявлены обвинения в совершении тяжких и особо тяжких преступлений по 32 эпизодам преступной деятельности. Лидеру «Химмаша» и компании предстоит держать ответ перед законом по обвинению в таких преступлениях, как: организация преступного сообщества, бандитизм, убийства, покушение на убийство, мошенничество и незаконный оборот оружия».
5 заказных убийств
Среди «подвигов» боевого звена «Химмаша» фигурируют пять убийств конкурентов по криминальному бизнесу. Так, в 1997 году был устранен известный в определенных кругах 42-летний Рифат Манеров. 15 декабря около 9 часов утра Манеров вместе со своими товарищами подъехал на машине к месту работы - офису своей фирмы, что рядом с 4-м корпусом МГУ. Как только он отворил дверь, киллеры сразу же открыли огонь. Приятели поспешили на помощь, но дверь офиса была заперта. Попасть внутрь им удалось, только вырвав решетку с окна тросом, привязанным к машине. Однако к тому времени убийцы уже успели скрыться через проделанную в чердаке дыру. Рифат Манеров скончался на месте, киллеры разрядили в него целый рожок патронов от автомата Калашникова и обойму от пистолета ТТ.
2 марта 2000 года «борисовские» устранили одного из лидеров «копеевской» группировки Рафаэля Сюбаева. В тот день примерно в 10 часов утра к дому № 48 по улице Пушкина подъехал автомобиль «Волга». Водитель остался в машине, а 26-летний охранник Алексей Лаврентьев поднялся в квартиру на втором этаже, в которой проживал один из соучредителей светотехстроевских рынков Сюбаев. Через несколько минут Рафаэль и Алексей вышли из подъезда и направились к автомобилю. Следом за ними из-за двери, ведущей в подвал, выбежали двое неизвестных. Один из них открыл стрельбу в упор из автомата Калашникова. Не менее семи пуль поразили Сюбаева. Две пули угодили в Лаврентьева. Когда жертвы уже лежали на снегу, второй из убийц подбежал к коммерсанту и произвел контрольный выстрел из ТТ в голову Сюбаева, не оставив ему шансов на выживание. Что же касается Лаврентьева, то его доставили в реанимационное отделение больницы, где медики фактически подарили парню вторую жизнь, ведь одна из пуль попала ему в голову.
Следующее убийство, в котором подозреваются киллеры «борисовской» группировки, было совершено 23 августа 2001 года. Стрелки выследили представителя шендяпинской преступной группировки - 24-летнего Рафаэля Усманова. Убийцы настигли его возле дома № 2 в переулке Дачном. В этом здании располагались различные фирмы. Одну из них и посещал Усманов. Примерно в 13 часов он вышел из подъезда на улицу, навстречу ему выбежали двое парней, лица которых были скрыты масками. Шести выстрелов в грудь с близкого расстояния, наверное, уже было бы достаточно для устранения Усманова, тем не менее киллер, действуя по классическим законам жанра, произвел контрольный выстрел в голову.
Помимо этого, на счету киллеров значится ликвидация одного из своих бригадиров - 32-летнего Валерия Арюткина. Подчиненный Андрея Борисова Арюткин возглавлял бригаду численностью более 40 бойцов, под ним находились почти все предприниматели поселка Луховка и ряд торговых точек в самом Саранске. Но в 2002 году у Арюткина возникли серьезные разногласия с лидером группировки. Суть их сводилась к финансовым противоречиям по бизнесу. Киллерам был дан приказ устранить Арюткина, на тот момент он официально числился директором фирмы «Аркомет». 6 марта 2002 года гангстеры устроили засаду у дома № 33а по ул. Невского. Убийцы спрятались в пустующей квартире на первом этаже и открыли огонь из автомата и пистолетов, когда к дому на машине ВАЗ-2110 подъехал Арюткин. Позже на месте происшествия будут обнаружены автомат Калашникова, стреляные гильзы от него, а также пистолетов ПМ и ТТ. Арюткину удалось выжить лишь чудом, забившись под низкий балкон. С ранениями живота, предплечья и грудной клетки он был госпитализирован в больницу.
После покушения Валерий Арюткин перебрался в Ульяновск. Весь его бизнес перешел к «борисовским». Но спустя год бригадир решил вернуться в Саранск. Группа киллеров была вновь направлена на его ликвидацию. 19 марта 2003 года убийцы ворвались в офис Арюткина на улице Рабочей и сначала расстреляли его охранника Нугаева, а затем в кабинете и самого Валерия.
Отправили Борисова в длительную командировку
Апогеем криминальных разборок стало убийство самого лидера группировки Андрея Борисова. В расправе над ним обвиняются Шорчев и Ковалев. Следствие полагает, что убийство произошло в Ковылкине в доме Борисова. Шорчев и Ковалев приехали к нему якобы для беседы, которая закончилась расстрелом. Спустя 6 лет оперативники найдут труп Андрея Борисова закопанным в лесу у поселка Силикатный. На теле бывшего руководителя группировки были обнаружены множественные огнестрельные ранения.
На очередной сходке Шорчев и бригадир Ковалев объявили, что Борисов уехал в долгосрочную командировку и руководить всем сообществом теперь будет Юрий. Новые лидеры быстро захватили власть над «Химмашем». Львиная доля предприятий поменяла владельцев. Родственникам Борисова пригрозили, чтобы те даже не думали заявлять в милицию о пропаже Андрея. По официальной версии, он уехал и больше не вернется.
С новым руководителем у «Химмаша» (с этого времени группировка отошла от старого названия «борисовские») начался другой период развития сообщества. По словам предпринимателей, новый босс сразу же поднял «тарифные ставки» почти вдвое - со всех коммерсантов и даже с целых районов республики. На новом витке своего развития «химмашевцы» пытались легализоваться и вести законный бизнес. В Саранске они открыли ряд супермаркетов, отстроили рынок, торговый центр, основали ряд коммерческих фирм... Лидеры «Химмаша», пытаясь выглядеть солидными бизнесменами, спонсировали шахматные школы, турниры по настольному теннису и т.д. Вместе с тем, невзирая на всю кажущуюся легальность, авторитетные бизнесмены продолжали заниматься вымогательствами.
Юрия Шорчева обвиняют в вымогательстве на сумму около 100 млн. руб.
Сейчас в Октябрьском районном суде слушается дело Юрия Шорчева. Его обвиняют в вымогательстве денег и недвижимости на сумму более 85 млн. рублей. Эти три эпизода вымогательства были выделены в отдельное производство.
По версии следствия, Юрий Шорчев, начиная криминальную карьеру рядовым членом ОПГ, со временем смог подняться до руководителя автономной группы, которая специализировалась на оказании физического воздействия на людей, неугодных группировке, вплоть до их устранения.
Как говорится в обвинительном заключении, в июле 2000 года Юрий Шорчев встретился с владельцем кафе-бара «Бахус». Тот работал без «крыши», и Шорчев «предложил» ему свои «услуги» - ежемесячно платить группировке дань либо просто отдать кафе. Но, несмотря на все угрозы, владелец бара отказывался работать полностью под криминальным контролем. Через некоторое время Шорчев заявил строптивому коммерсанту, что отдает половину заведения представителям «Юго-Запада». Шахматист предупредил, что юго-западские церемониться не станут и отберут все кафе. За выкуп бизнеса от предпринимателя потребовали крупную сумму денег, и мужчина был вынужден согласиться.
Правоохранители считают, что начиная с января 2001 года Шорчев фактически осуществлял руководство группировкой «Химмаш» наравне с Андреем Борисовым. Одновременно с этим рос авторитет лидера так называемого «Луховского» звена группировки Валерия Арюткина, который активно занимался бизнесом и оформил ряд объектов недвижимости на своих людей. Для открытого конфликта не хватало лишь серьезного повода. И вскоре он появился. Первые лица криминальной бригады пришли в ярость, когда узнали, что Арюткин, не ставя старших товарищей в известность, провернул со своими людьми ограбление автобуса «Лисмы» с зарплатой для рабочих на 7 млн. рублей.
Понимая, что луховский бригадир составляет явную конкуренцию, руководитель «Химмаша» принимает решение прибрать его имущество, а впоследствии вообще отстранить Арюткина от деятельности группировки. Соратникам по группировке объявляют о том, что Валерий передает информацию конкурентам из «конновской» группировки. Весной 2001 года Арюткина под дулом пистолета посадили в машину и вывезли в атемарский лес. Там привязали к дереву и угрозами заставили переписать недвижимость, оформленную на своих людей. Арюткин согласился и передал «борисовским» торговый центр на ул. Коваленко, магазины на Химмаше и в Луховке, два склада и пилораму. Всего на 80 миллионов рублей. Но, как известно, это его не спасло...
В марте 2004 года внимание Шорчева привлекает бизнес владельца автозаправочной станции и учредителя одной из фирм Саранска. Мужчине заявляют о необходимости ежемесячной выплаты 20% прибыли. В противном случае угрожают насилием и уничтожением всего бизнеса. В общей сложности предприниматель выплатил группировке более 2 миллионов рублей.
«...За него ходатайствуют многие российские гроссмейстеры»
Любопытна позиция представителей Юрия Шорчева. Свое мнение о ходе расследования они выражают в специальном блоге в поддержку авторитетного товарища. Представители Шорчева объяснили выделение вымогательств в отдельное производство тем, что следствие якобы опасается за итоговый результат в суде по основному делу группировки - его по инициативе обвиняемых планируется рассматривать с присяжными. А они, дескать, оправдают Шорчева и компанию. Вот следователи и подстраховались - выделили в отдельное производство дело по трем вымогательствам. По закону дела этой категории не подпадают под рассмотрение присяжных. Ну, а профессиональный суд, по мнению представителей Шорчева, обязательно вынесет ему обвинительный приговор.
По эпизоду с отъемом у Арюткина бизнес-активов заступники Шорчева заявили, что объекты недвижимости, о которых идет речь, ни Арюткину, ни Шорчеву никогда не принадлежали. Оно и понятно, ни одному гангстеру не придет в голову оформлять бизнес на себя или своих родственников.
Ну, а посты в блоге в поддержку Юрия Шорчева и вовсе заставляют умилиться. Вот выдержка: «Шорчев активно участвовал в жизни города - вел бизнес, сопредседательствовал в Мордовском торгово-промышленном союзе, возглавлял благотворительный фонд, помогающий детским больницам и спортивным клубам (шахматы, хоккей, футбол, борьба). После ареста Шорчева благотворительный фонд перестал существовать. Фактически Юрий в одиночку содержал несколько детско-юношеских спортивных школ города, молодежную футбольную команду и шахматный клуб. Шорчев очень сильный шахматист, и за него перед следствием ходатайствуют многие российские гроссмейстеры. Шахматы довольно специфический вид спорта - это не бокс и не борьба, которыми увлекались разного рода рэкетиры в те самые лихие 90-е. А тут вдруг чуть ли не главным мафиози города стал гроссмейстер…»
«Вечерний Саранск»