Объективная необходимость политической реформы Совета Федерации Федерального Собрания РФ

18.04.2012 15:05

В настоящее время российское общество охвачено экономическими и политическими реформами. Сейчас на общественное обсуждение представлен законопроект, вносящий перемены в порядок формирования Совета Федерации как органа законодательной власти. В связи с этим у наших избирателей, каждого активного человека вполне естественно возникает вопрос: почему политические реформы не оставили в стороне Совет Федерации, какие недостатки имеют место в работе этого органа власти?

В федеративном устройстве России Совету Федерации принадлежит особая роль, он обладает конституционным правом вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции Российской Федерации. Данная палата является субъектом законодательной инициативы. Безусловно, Совет Федерации проводит большую работу, ключевые законопроекты выносятся им на парламентские слушания, «круглые столы», конференции, семинары с целью формирования позиции Совета Федерации и т.д. Вместе с тем в работе верхней палаты, на наш взгляд, есть и определенные недостатки, которые предполагают повышение, совершенствование его политической структуры.

Прежде всего, следует отметить, что Совет Федерации не случайно называют палатой регионов, ибо он должен защищать интересы субъектов Федерации, добиваясь оптимального сочетания общенациональных, региональных, муниципальных интересов, утверждая на практике подлинно федеративные отношения. Проблема состоит в том, чтобы исключить возможность принятия односторонних решений в пользу Федерального центра или одних субъектов федеративных отношений за счет других. Только при таком условии можно решать проблему чрезмерной поляризации регионов по уровню жизни населения, действительную самостоятельность и ответственность федерального центра и региональных властей за проводимую ими политику в экономике и социальной сфере. Только так можно обеспечить территориальную и государственную устойчивость России. В противном случае вместо созидательного строительства подлинной федерации нас ждет, в лучшем случае, ослабление и Российского государства в целом, и его частей. Сейчас в Российской Федерации сложилось такое положение, когда большинство субъектов Федерации в течение уже нескольких лет являются дотационными. Бюджеты муниципальных образований имеют такие объемы средств, которые не позволяют решать им даже небольшие текущие задачи, не говоря уже о перспективах, проблемах обеспечения социально-экономического развития территорий, сел, деревень, поселений. Другими словами, дотационность региональных бюджетов приняла хронический характер, и это крайне отрицательно сказывается на формировании подлинно федеративных отношений.

Кроме того, распределение налоговых доходов пока осуществляется во многом в пользу федерального центра. Так, в 2011 году субъекты Российской Федерации перечислили в федеральный бюджет 4553,4 млрд.рублей. Из этой суммы 4477,7 млрд.рублей составили налоги, 48,6 млрд.рублей – погашение бюджетных кредитов и 27,1 млрд.рублей – возврат остатков целевых средств. Со своей стороны федеральный центр оказал субъектам РФ финансовую помощь в размере 1760 млрд.рублей, основная часть которой составила безвозмездная помощь – 1631,7 млрд. рублей. При этом еще было предоставлено бюджетных кредитов на сумму 128,4 млрд.рублей. Соотношение объемов средств этих потоков – от субъектов Федерации и из федерального бюджета её субъектам увеличилось с 2,05 раза (в 2010 г.) до 2,59 раза. Увеличение финансового потока из субъектов Федерации связано не только с высокими темпами роста налоговых поступлений в большинстве субъектов РФ, но и с возрастающей долей перечисленных в федеральный бюджет налогов от общего объема собранных в регионах, которая в целом по России возросла на 4,68 пункта. Поэтому Совет Федерации, его члены, как нам представляется, обязаны глубже анализировать консолидированный бюджет России, принимать действенные меры, чтобы исключать резкую дифференциацию субъектов Федерации по уровню жизни людей, проявляя политическую волю с целью утверждения подлинных федеративных отношений. Вот почему верхняя палата действительно нуждается в политическом реформировании. Именно вышеуказанными обстоятельствами объясняется необходимость и актуальность законопроекта «О новом порядке формировании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Проект этого закона уже привлек внимание общественности нашей республики. Отметим, что заложенные в нем положения позволят сделать порядок формирования Совета Федерации более демократическим. Как известно, в соответствии с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума избирается, а Совет Федерации формируется из двух представителей – по одному от исполнительной и законодательной власти – от каждого субъекта Федерации. Члены Совета Федерации, представляющие региональные парламенты, делегируют из своего состава. Поэтому эта категория сенаторов избирается, пусть опосредованно, но они проходят через народные выборы. С сенаторами от исполнительной власти дело обстоит иначе. Сегодня они являются, по сути, назначенцами глав регионов со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В проекте закона заложен механизм, который позволяет населению субъектов Федерации высказываться по той или иной кандидатуре в члены Совета Федерации от исполнительной ветви власти при избрании губернаторов, глав субъектов Федерации. На наш взгляд, это позволит усилить влияние «социального фильтра» на повышение качества членов Совета Федерации, имея в виду их нравственно-политический образ, профессионализм, знание ими проблем регионов. Ведь до сих пор в составе Совета Федерации оказываются такие члены, которые порой даже на географической карте с трудом находят, где находится субъект Федерации, интересы населения которого он призван защищать, представлять в верхней палате. При ныне действующем порядке формирования Совета Федерации в его члены «порывались» такие кандидатуры, которые потом оказывались не в столь отдалённых местах. Конечно, это позорные факты, и новый порядок формирования верхней палаты предусматривает, чтобы её члены имели возраст не моложе 35 лет, чтобы они отличались блестящей социально-нравственной репутацией. По-другому теперь просто невозможно, ибо речь идёт о создании инновационной экономики в России, модернизации нашего общества, и в этой обстановке политический вес сенаторов резко возрастает, тем более, что в работе верхней палаты есть упущения, о чём было сказано ранее.

В целом я уверен, что выборность всех органов власти, развитие принципов демократии, активная гражданская позиция россиян, в том числе жителей нашей республики, позволяют укрепить народовластие, утвердить в России подлинные федеративные отношения. «Сегодня нас, как и наших предков, должны вдохновлять вера и любовь к России. И мы обязательно добьёмся успеха». Этими словами В.В. Путин заключил своё выступление перед депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выступая с отчётом о работе Правительства России. Теперь предстоит создать такое государственное, экономическое, социальное жизнеустройство, которое способно обеспечить процветание наших граждан на десятилетия вперёд. Обсуждаемый законопроект призван изменить политический образ членов верхней палаты, и они должны оправдать доверие, ожидания жителей регионов.

С.Ф. СОРОКИН, заместитель Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия, доктор экономических наук, профессор.

«Известия Мордовии»