Электронное завтра

30.11.2011 10:39

Универсальная электронная карта должна стать инструментом на все случаи жизни

Универсальным электронным картам в Мордовии быть. Такое решение приняли депутаты республиканского парламента на последней сессии. Предполагается, что уже с 1 января следующего года любой житель тринадцатого региона сможет совершенно бесплатно получить на руки пластиковое «удостоверение личности». А спустя два года – с января 2014-го – их будут выдавать всем гражданам, не заявившим об отказе. «ВС» решил взглянуть в наше общее «электронное» завтра.

Все в одном

Универсальными электронными картами планируется снабдить всех граждан России. В соответствии с Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» данный инструмент должен вобрать в себя целый набор электронных приложений. Среди них – паспорт, полис обязательного медицинского страхования, пенсионное свидетельство и другие. В перспективе он и вовсе станет чем-то вроде «все в одном», совместив функции ИНН, водительского удостоверения, полиса ОСАГО, электронной цифровой подписи, студенческого, читательского и проездного билетов, вплоть до талона на питание или истории болезни. По крайней мере, «прошить» магнитный носитель сведениями о группе крови, хронических заболеваниях и противопоказаниях Минздравразвития страны предлагает уже сейчас. Дабы в экстренных случаях врачи и спасатели не теряли бы драгоценное время на поиски необходимой информации.

Что же касается региональных властей, то они определяют уполномоченный орган, проводящий работу по выдаче и обслуживанию карт, и утверждают собственный перечень территориальных и муниципальных электронных приложений.

Впрочем, по замыслу УЭК ни в коем случае не должны стать банальным «дубликатом бесценного груза». Вторая ее важнейшая функция – «пропускная», необходимая для дистанционного взаимодействия с учреждениями и органами власти. Компьютеры с выходом в Интернет, появляющиеся ныне инфоматы, терминалы и киоски играют здесь роль некоего вспомогательного инструмента. Дабы через них подать, например, заявку на оформление пособия, устроить ребенка в детский сад или записаться на прием к врачу. Сейчас, к слову, в Мордовии доступно свыше 150 региональных и около 50 муниципальных услуг, которые оказывают порядка 700 различных организаций. Другое дело, пока они носят в основном информационно-справочный характер. Хотя в дальнейшем запросы станут уже юридически значимыми. А их статус планируется постоянно отслеживать. С тем чтобы у чиновников не возникало соблазна отложить рассмотрение вопроса в долгий ящик.

Ну и наконец, электронная карточка будет еще и полноценным платежным средством, сродни привычным банковским кредиткам. С ее помощью все так же можно оплачивать штрафы, налоги, телефонные и коммунальные счета, совершать покупки в магазинах, получать пенсии и прочие положенные выплаты.

Принципы функционирования

Обыватель, довольно слабо разбирающийся в тонкостях функционирования электронных систем, вероятно, сразу и не поймет, чем, собственно, отличается УЭК от обычных пластиковых карт. Разница же, как выясняется, существует значительная.

Начнем с того, что законодательство определяет многоэлементную схему работы, при который любой из банков, соответствующий предъявленным стандартам, вправе присоединиться к проекту. На практике сие означает открытую конкуренцию между ними именно за сервис. А вот бесчисленные комиссии, связанные с межбанковскими переводами, оказанием дополнительных услуг, признаются излишними. Универсальную карту терминалы разных учреждений должны воспринимать «как родную», не снимая проценты ни за обналичивание средств, ни за проведение платежей.

Притом для обслуживания «универсалок» планируется использовать российское платежное приложение, которое, не исключено, одновременно сможет поддерживать и одну из международных платежных систем. Та, однако, хоть и сумеет распознать новые карты, считывать будет только часть заложенной в них информации. Ту самую, что необходима гражданину для оплаты заказанных товаров и услуг, поездок налегке, без набитых купюрами кошельков.

Подобная осторожность вряд ли покажется излишней, учитывая, что головные офисы международных систем находятся отнюдь не в России. И вручать им сведения о наших согражданах по меньшей мере неосмотрительно. К слову, защите содержащейся на УЭК информации уделено едва ли не первостепенное внимание.

Взломать карты, как утверждается, будет ненамного проще, чем ограбить банк. Но даже «гениев компьютерной мысли», сумевших преодолеть множество преград, в конце пути ожидает горькое разочарование. Ибо вместо заветных персональных данных они обнаружат… их идентификаторы, которые сами по себе, «без использования в системе», не представляют ровным счетом никакого интереса. И в упрощенном виде более похожи на обычные Интернет-ссылки и баннеры.

В единой связке

Разумеется, попытки внедрять региональные аналоги или прообразы электронных карт граждан неоднократно предпринимались в разных субъектах Федерации. Правда, за редким исключением, подобные проекты решали только часть ключевых задач, не рассматривая их, что называется, в комплексе. Где-то во главу угла ставилась транспортная составляющая, где-то – социальная. А в результате вовлеченные в реализацию плана инстанции в едином порыве сетовали на отсутствие понятной схемы их взаимодействия, отвечающей интересам всех сторон. Население же не менее дружно поругивало разработчиков: опять, мол, начудили не пойми чего…

К чести мордовских властей будет сказано, что они заранее постарались учесть возможные нюансы, увязав внедрение электронных карт со становлением сопутствующей инфраструктуры:
- Мы исходили из того, что и федеральные, и региональные ресурсы «электронного правительства» должны действовать сообща, в единой связке, – утверждает первый заместитель министра науки, информатизации и новых технологий РМ Михаил Коротин. – Но поскольку многие принципы их функционирования, включая даже объемы софинансирования, не определены, было решено сосредоточить усилия не на развертывании каких-то конкретных сервисов, а на построении базовых, применимых в любой информационной системе элементов.

Главное – создана и активно развивается скоростная магистраль органов власти (находящаяся, кстати, в собственности республики). Она уже объединяет практически все комплексы правительственных зданий, министерства, ведомства, Администрацию г. Саранска. А в настоящее время ГУП РМ «НПЦ информатизации и новых технологий» во взаимодействии с ОАО «Ростелеком» – федеральным оператором «электронного правительства» – осуществляет подключение к ней и районных администраций. Это позволит обеспечить электронное взаимодействие различных структур и одновременно даст возможность гражданам получать доступ к открытой информации, в том числе и к порталу госуслуг.

Практически введен в строй и DАТА-Центр высшего международного стандарта надежности, призванный стать основой всей региональной информационной сферы. Именно здесь будут обрабатываться все поступающие с мест данные. А значит, чиновникам придется нести ответственность за любой допущенный по их вине промах. Сокрыть его просто не получится. Как не получится и создать видимость сильнейшей занятости при полном отсутствии нагрузок.

Еще одним важнейшим инфраструктурным звеном стал созданный в сотрудничестве с тем же «Ростелекомом» контактный call-центр. Нужен он в первую очередь тем гражданам, кто не умеет пользоваться электронными сервисами либо просто не знает, куда обратиться, попав в ту или иную жизненную ситуацию. Пока служба ориентирована преимущественно на оказание информационно-справочных услуг. Хотя впоследствии, с расширением центра, это будет полноценная точка входа в систему «электронного правительства». Не исключено также, что общаться абоненты с операторами смогут и в режиме видеосвязи. Таким образом им станет проще понять друг друга, найти общий язык. Решать возникающие вопросы пользователи смогут как через домашний компьютер с веб-«глазком», так и посредством тех же инфоматов, дооснащенных встроенными камерами и микрофонами. Аналогичный сервис, само собой, появится и в многофункциональных центрах.

Дальше – больше

Примечательно, что среди запланированных к реализации мероприятий значится даже создание общереспубликанского социального Интернет-телевидения. Канал, как предполагается, будет напоминать о знаменательных событиях в жизни региона, транслировать в прямом эфире важнейшие мероприятия, рассказывать о новых сервисах «электронного правительства», разъяснять правила пользования ими. Также немалое внимание предполагается уделить организации виртуальных экскурсий по музеям и выставкам (в перспективе, может быть, и в формате 3D), показу заметных театральных постановок и концертов. Ну а кроме того, база канала может послужить делу создания уникальнейшего видеоархива республики.

- Вся эта деятельность так или иначе направлена на максимальное упрощение процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг, – говорит директор предприятия «Госинформ» Алесей Романов. – Что уж скрывать, пока люди крайне подозрительно относятся к внедряемым новинкам. А естественная боязнь неизвестного частенько подогревается разномастными слухами и сплетнями, распускаемыми то малограмотными обывателями, то образованными, но ушлыми интриганами. Не случайно, надо полагать, все чаще приходится видеть написанные будто под копирку заявления об отказе в получении электронной карты, слышать требования отдать под суд ее разработчиков. Я убежден, голосящие об этом лица рано или поздно поймут необоснованность своих предположений. Ведь современное общество должно быть технологически развитым и здравомыслящим.

«Вечерний Саранск»