ЖЭК-потрошитель

20.07.2011 09:47

Прокуратура республики провела «коммунальную» проверку

Нарушения выявлялись на каждом шагу

Прокурорскому анализу подвергся целый спектр проблем, так или иначе приводящих к росту коммунальных платежей. В том числе – обоснованность счетов за предоставляемые услуги, возможные злоупотребления при использовании поступивших от населения финансовых средств, вопросы соблюдения управляющими компаниями налогового законодательства и так далее.

Многочисленные нарушения выявлялись едва ли не на каждом шагу. Самые мелкие из них связаны с довольно вольным толкованием действующих Правил предоставления коммунальных услуг. Например, при демонтаже общедомовых приборов учета (для их проверки или ремонта) начисление платы нередко производится на основании среднесуточного норматива потребления. Тогда как учитывать необходимо реальное среднемесячное количество потребленного ресурса за предыдущие полгода. Норматив же является своеобразной верхней планкой, выше которой платежи быть не могут. Зачастую в расчет принимаются «мертвые души» – граждане, формально не зарегистрированные в обслуживаемых домах. При этом коммунальщики не моргнув глазом ссылаются на данные общественных проверок – цифры, указанные домкомами и жильцами-активистами.

И остави нам долги наша…

Сразу 25(!) представлений прокуратуры Ленинского, Октябрьского и Пролетарского районов Саранска внесли в домоуправления, обслуживающие многоквартирные дома, по факту наличия задолженности за поставленную электроэнергию. Ибо долги населения за свет (по состоянию на конец июня) оцениваются почти в 15 миллионов рублей. Причем половина этой суммы – почти 7,5 млн. руб. – числится за «ленинцами». Впрочем, задолженность управляющих компаний и вовсе составляет свыше 80 миллионов рублей.

Как было установлено, столь существенный разрыв стал следствием множества крупных и мелких недоработок. В одних случаях владельцы встроенных нежилых помещений не ведут учет потребления. В других – хозяева квартир, стремясь снизить бремя расходов, пускаются во все тяжкие. В третьих – сами домоуправления будто специально не желают замечать творящиеся под их носом безобразия.

Был, да сплыл

Проверка показала, что целый ряд столичных домоуправлений, в частности, №№ 16, 17, 18, 20, 21, 24 и ООО «ЖЭК», имеют налоговые долги. Мало того, нашумевшая история со странным исчезновением ООО «Домоуправление № 26» и «Альянс ТСЖ» приобретает все более отчетливый уголовный оттенок. Официально указанные компании не ликвидированы и банкротами не признаны. Однако по месту нахождения отсутствуют и никакой деятельности по управлению вверенными жилыми домами не осуществляют. Где скрываются руководители и учредители фирм – непонятно. Хотя сумма накопленных долгов перед бюджетом известна с точностью до копейки. У ООО «Альянс ТСЖ» она составляет около 28 тысяч рублей, у 26-го домоуправления – 3 млн. 395 тыс. руб.!

И вечный бой

Особое внимание в ходе проверки было уделено проблемам исполнения планов и программ противодействия коррупции, эффективности принимаемых профилактических мер. Ведь предельно очевидно, что без этого навести порядок, в том числе в сфере ЖКХ, весьма затруднительно.

Выявленные факты говорят сами за себя: во многих сельских поселениях 15 районов Мордовии антикоррупционные документы не разработаны вовсе. А там, где есть, – грешат недосказанностью и половинчатостью, ибо принимались по шаблону без учета собственных финансовых возможностей, административно-территориальных и социально-экономических особенностей. Часть материалов отличает поразительная «беззубость». Конкретики – минимум, зато предусмотренные к выполнению мероприятия повторяются из года в год, даже без указания сроков исполнения.

Так, целый ряд сельских администраций в едином порыве собирался создавать и размещать… социальную рекламу антикоррупционной направленности! А до кучи – проводить пресс-конференции, брифинги, «круглые столы» и «прямые линии» с руководителями властных и правоохранительных структур. Притом и без того обязательные мероприятия, предусмотренные действующим законодательством (как, скажем, рассмотрение обращений граждан), подавались порой под видом местных ноу-хау.

Знать, чтобы применять

Подготовленные на районном уровне антикоррупционные документы можно назвать и правильными, и необходимыми, и актуальными, да еще составленными так, что «мышь не проскочит». Учтено почти все – правила оказания муниципальных услуг, конкретный механизм контроля, требования к должностным лицам, порядок обмена информацией с правоохранительными органами, а то и примерный перечень коррупционных проявлений, возможные способы ответных действий.

Другое дело, никакой юридической силы такие бумажки зачастую не имеют. Поскольку либо официально они так и не приняты, либо содержат в себе ссылки на давно утратившие силу положения. Как следствие – отсутствует и реальная работа. В ряде районов межведомственные комиссии по противодействию коррупции за полтора года не провели ни одного своего заседания. Проверки на предмет участия муниципальных служащих в предпринимательской деятельности, управлении коммерческих предприятиями, оказания им покровительства тоже не осуществлялись. А поступающие жалобы, обращения граждан не анализировались.

«Вечерний Саранск»