Современный Левша

23.03.2011 16:27

Выставки бывают разные. И каждая в чем-то уникальна. Однако экспозиция, открывшаяся в Выставочном зале на Советской, поразила воображение даже видавших виды музейщиков, организовавших в Саранске «Чудеса под микроскопом». Так называется чудо-выставка произведений омского мастера Анатолия Коненко.

levshaИначе как современным левшой Анатолия Коненко не назовешь. Причем последователь шагнул намного дальше хрестоматийного мастера. Благодаря современным технологиям и собственноручно изготовленным инструментам подковать блоху для него давно не проблема. В коллекции микроминиатюр художника и кузнечик со скрипкой, и Муха-Цокотуха, и Эйфелева башня на носике комара. Вообще использование насекомых в своих работах — это своеобразная фишка или визитная карточка мастера, известного во всем мире. Все насекомые засушиваются им в нужных позах по специальной технологии, известной только автору.

Жанр, в котором работает омский левша, — микроминиатюра — редкий вид искусства, представляющий собой создание под микроскопом маленьких, удивительных творений. В России и ближнем зарубежье едва ли насчитается более десятка человек, занимающихся таким интересным делом. Анатолий Коненко входит в тройку самых талантливых микроминиатюристов в мире. А в 2002 году его супермикрокнига «Хамелеон» (рассказ Чехова) размером всего 0,9 на 0,9 мм была занесена в Книгу рекордов Гиннеса. Этот рекорд поставил Россию на первое место в мире в области издательского мастерства микрокниг.

Библиотека микроскопических книг Анатолия Коненко поражает разнообразием, кроме всеми любимых классиков в ней можно найти и Коран, и Конституцию Казахстана. А ведь создание каждой из них начинается с изготовления матрицы, с которой делается не более 30 копий.

Как художник, Анатолий Коненко создал бесчисленное количество микрошедевров: сцена Лесковского Левши — подкованная блоха; караван верблюдов в игольном ушке. Также на выставке можно увидеть (под микроскопом, конечно) миниатюрные копии известных картин, выполненных на пластинах из слоновой кости, на рисовых или маковых зернышках, на вишневой косточке. Здесь можно рассмотреть самые маленькие в мире папирусы, краски для которых взяты с настоящих папирусов. Идея их создания появилась у Анатолия Коненко после первого посещения Каира.
Автор признается, что многие из его работ созданы специально для каких-то выставок. Для французских «гастролей» он делает микрокопии известнейших французских живописцев, для английских — соответственно, дорогих британцам авторов. Специально для саранской выставки и памятуя о наступающем Дне космонавтики, Анатолий сделал самый маленький автограф Гагарина на человеческом волосе.

Анатолий Коненко — человек удивительно разносторонний, экспериментирующий с новыми формами, жанрами, все время изучающий что-то новое и придумывающий все более изощренные техники и инструменты. Ведь все эти микроскопические шедевры сделаны большими мужскими руками с помощью обычных на первый взгляд инструментов. Кстати, им, этим инструментам, на выставке посвящена отдельная витрина. Хотя здесь представлена только малая часть арсенала художника. Ведь он создает и инструменты для института хирургии глаза и даже присутствует на операциях, чтобы понять, что именно нужно хирургам.

Родился Анатолий Коненко в Оренбургской области и любовь к народным промыслам впитал, как говорится, с молоком матери. Со школьных лет вязал знаменитые оренбуржские изделия. Образование получил на отделении «Архитектура» строительного техникума в Омске, затем на художественно-графическом факультете педагогического института им. Горького. Всю жизнь Анатолий занимается самообразованием, его интересует буквально все. Начинал удивительный мастер свое творчество, как и все, с больших форм. Но это ему быстро наскучило. Слишком просто. Постепенно углубляясь в микромир, художник увлекся настолько, что переводил все новые виды искусства в другое измерение, где счет идет на десятые и сотые доли миллиметров. Художник в совершенстве овладел искусством письма на рисовых и маковых зернышках, человеческом волосе. Выполнил ряд графических рисунков под микроскопом, освоил микрорезьбу из скорлупы грецкого ореха. На его выставке можно увидеть миниатюрную мебель, вышивку, вязание. Мастерству плетения на коклюшках он обучался у немецких кружевниц, а затем создавал свои микроприспособления для этого, придумывал материалы, с которыми можно работать под микроскопом в 100-кратном увеличении. Вышивка крестом в одно волокно, например, требует 9 крестиков на 1 квадратный мм.

Когда удивленные посетители говорят «Боже, какое же нужно для этого терпение!», автор отвечает: «Это же удовольствие!». Он готов рассказывать о своем творчестве часами, охотно делится секретами. Он сам себе менеджер. Сам привозит свои удивительные работы на выставки, проводимые во всем мире, благо они умещаются в две сумки.

Кроме всего прочего, Анатолий Коненко автор двух книг. Видимо, устав отвечать на вопрос, как это возможно, художник издал «Технологии микротворчества» и готовит к печати «Теорию микротворчества». В Омске в музее им. Врубеля работает постоянная экспозиция автора. Его работы находятся в частных коллекциях по всему миру, а также хранятся в музеях России, США, Германии, Японии, Канады, Франции, Испании, Чехии. Его микрокомпозиции имеются в коллекциях президентов России, Кореи, Белоруссии, Чехии и Словении. В его библиотеке в настоящее время около 200 различных наименований миниатюрных книг, сегодня найти их можно во многих библиотеках мира, включая Библиотеку Конгресса США.
Увидеть удивительный мир Художника жители Саранска могут своими глазами (через лупу или микроскоп) до 5 мая.

«Вечерний Саранск»