С Каменской не прощайтесь!

02.03.2011 10:46

К юбилею Елены Яковлевой выходит шестой сезон популярного сериала, а режиссеры уже задумались о седьмом

Каменская — это от слова камень. Героиня Елены Яковлевой — подполковник милиции Настя Каменская — хрупкая, беззащитная женщина. И всплакнуть может, и испугаться за родных... Но это — минутные слабости. Более сильной женщины в отечественном кино, пожалуй, не найти. И хотя актриса Елена Яковлева отрицает свое сходство с героиней, порой даже настаивает на «автономности» существования, их родство очевидно. Елена тоже очень сильная женщина. И всегда была такой.

e-yakovlevaЕще в школе она решила стать актрисой. И приехала в Москву из Харькова, чтобы осуществить мечту. Она поступила в ГИТИС и без проблем окончила его. Остаться в Москве в год ее выпуска было не реально — иногородних в тот год в Москве не оставляли. Но Яковлеву пригласили в лучший театр страны — в «Современник». Талант актрисы разглядела сама Галина Волчек. А в кино Елена все доказала сама. Каждая роль народной артистки — отдельная история. «Потому что наша Леночка — гениальная», — так говорят о Яковлевой коллеги.

Наш корреспондент встретился с партнерами Елены Яковлевой по сериалу «Каменская» накануне ее юбилея, который актриса отмечает 5 марта.

Грани ее таланта

— Елена Алексеевна — многогранная актриса, — говорит Владимир Дубровин, директор сериала «Каменская». — У нее нет амплуа в привычном понимании — когда кто-то становится героем-простаком, кто-то — героем-любовником. Яковлева может все, она синтетическая актриса в лучшем смысле этого слова. Если нужно быть интердевочкой — она будет интердевочкой, нужно быть Каменской — она будет Каменской. Как большая артистка — она вообще может быть кем только захочет!

— С Еленой Алексеевной я знаком с 1999 года — с выхода первой части «Каменской». Я тогда был в картине художником-раскадровщиком — рисовал так называемые раскадровки для режиссера. И даже снимался как актер: сыграл китайского повара. Поэтому Лену я знаю давно и хорошо, — говорит Марат Ким, режиссер шестого сезона «Каменской». — Она гениальная актриса. Она гениальна существованием в кадре. Теперь я это как режиссер могу сказать: она входит в кадр — и в нем живет! Со мной все согласятся — и операторы, и режиссеры, и актеры. Лена вошла в кадр — и за ней можно просто наблюдать: как она говорит, что делает... Ее можно снимать бесконечно! Каждую сцену Лена осмысливает, продумывает, перерабатывает. И если чувствует, что эпизод слабоват, — всегда что-то придумает, обязательно «дожмет» сцену. Например, шутку в конце эпизода... Половина шуток Каменской придуманы Леной! Половина мыслей каких-то серьезных, философских — это тоже Лена. Гражданский градус в сериале — это тоже Лена. Есть сцена, когда Каменская говорит следователю, что задержанный преступник — только исполнитель, а заказчик остается за рамками правосудия. И когда Лена это говорит — мороз по коже!.. И она — командный человек. При абсолютной гениальности — Лена абсолютно не звезда. Она человек-локомотив. Лена приходит работать — и работает, а не доказывает свой статус. Она может вытащить труднейшую сцену, в которой другой актер просто не тянет. Она, если надо, взвинтит градус. Если надо, чтобы было смешно, — она сделает смешно. Но она всегда спасет сцену...

Грани ее души

— Есть еще одно качество, о котором как-то в последнее время стало не очень удобно говорить, потому что не обо всех это можно сказать, — говорит Владимир Дубровин. — Елена Яковлева — глубоко порядочный человек. Она никогда из-за каких-то капризов, амбиций не поставит другого человека в неудобное положение. По роду своей деятельности я сталкиваюсь со многим артистами, которые воплощаются в какого-то отрицательного персонажа, а обратно «развоплотиться» не могут... С такими актерами очень много проблем бывает — и на работе, и в быту. Елене это не свойственно совершенно! Глядя на нее, понимаешь: чем больше артист, тем он приличнее в общечеловеческом плане. Она всегда искренна и открыта людям.

— У меня был очень трудный период на этих съемках. И я пошел к ней советоваться: что мне делать, как быть? — говорит Марат Ким. — И Лена отнеслась ко мне не как актриса, не как звезда, а как мудрый и добрый человек. Мы с ней посидели, поговорили — и она меня очень поддержала. Никто меня так не поддержал, как она! И Лена сказала: «Если ты будешь жить в таком темпе — ты не выдержишь. Вот, давай-ка, пей витамины, делай вот это и вот это — иначе ты не выдержишь!». Она заботиться не только о своем муже, сыне, но и о тех, кто ее окружает! Например, мы в экспедиции снимаем «Каменскую». И вдруг Лена приносит на площадку тридцать килограммов мяса! «А что, — говорит она, — у нас же съемочная группа — 60 человек? Вот, каждому по полкило на шашлыки...». Или ведро грибов купит — тоже на всех...

«С ней невозможно быть фальшивым»

— Нас судьба столкнула с Леной в картине Петра Тодоровского «Анкор, еще анкор!», потом еще у Петра Ефимовича была картина «Какая чудная игра», мы с Леной снимались вместе... А Каменская нас связала в конце девяностых, — говорит Андрей Ильин — исполнитель роли Чистякова, мужа Насти Каменской. — С Леной работается легко, она очень легкий и коммуникабельный человек. Вообще-то по большому счету — она выдающаяся актриса! И когда находишься с ней на одной площадке, как на лакмусовой бумажке, проявляются твои актерские недостатки, и ты их сразу чувствуешь. Находясь с ней в одном кадре, невозможно быть фальшивым!.. Да простит она меня за сравнение, Лена на площадке — животное. То есть у нее природное чутье на то, как играть. Лена органична до предела! У нее очень сильно развита интуиция, плюс у нее все хорошо с мозгами. И она, безусловно, личность. Если возникают какие-то творческие споры с режиссером, речь никогда не идет о качестве — игра Лены всегда безупречна. Ей не нужно подсказывать, как играть — она о профессии знает все! У Лены прекрасное чувство юмора, она любит иронизировать по поводу происходящего, не боится самоиронии. И при этом у нее — колоссальное чувство собственного достоинства!

«Шестая часть далась нам нелегко»

— Ходили слухи, что Елена Яковлева устала от Каменской, и шестая часть — последняя... Неужели седьмого сезона не будет? — спрашиваю Андрея Ильина.
— Никогда не говори «никогда», — отвечает актер. — Я примерно понимаю, от чего могли пойти такие разговоры... Шестая часть «Каменской» далась нам не так легко, как предыдущие. Литературная основа показалась не такой сильной, были вопросы к фабуле, сюжетной канве, диалогам... Может, это нам уже казалось все обыгранным, избитым — а на самом деле окажется, что фильм получился лучше, чем все предыдущие? Такое иногда бывает. То есть мы снялись, сделали свое дело, а теперь слово — за режиссером, за монтажером, за композитором... Иногда отснятый материал можно так подать, что все будет исключительно хорошо — шедевр, да и только!.. Хотя на шестой Каменской, я знаю, и Елена устала, надорвалась. Мы в основном снимали в Москве, но при этом ездили и в Минск — мотались в поездах, жили и на съемных квартирах, в гостиницах... Мы все устали оттого, что приходилось дорабатывать материал до уровня, который когда-то был задан. Мы работали одной командой и очень переживали за то, что получится в конце. Лена в этом смысле человек остро чувствующий и понимающий в профессии, и она никогда не может быть равнодушной к тому, что делает. Зрителю же потом не объяснишь, почему не получилось кино... Но с Леной оно получается всегда!

Пожелайте ей достойных ролей

— Елена отмечает серьезную дату, которая с ней не вяжется, — 50-летие. Все поклонники ее таланта переспрашивают друг друга: точно ли это будет юбилей?
— Да я сам переспросил! — признается Марат Ким. — Но Лене не нужно бояться никаких цифр. Она красивый человек и красивая женщина. И годы над ней не властны.

— Какие будут пожелания Елене ко дню рождения?
— Простые: чтобы ей везло с актерскими ролями, — говорит Марат Ким. — Я знаю, какие у нее есть мечты... Желаю еще, чтобы она благополучно пережила круглую дату — я знаю, как это нелегко: тут и уныние, и вера в цифры, магию чисел... В такие моменты всякая ерунда вдруг становится чем-то серьезным... Пусть все это останется за бортом! Лена сейчас находится на таком высоком актерском уровне, что она сможет сыграть и Мэрилин Монро, и Бабу-ягу. Пусть для нее найдется режиссер ее уровня — может быть, Спилберг… А к юбилею Лены я написал песню — она так и называется: «Каменская». Надеюсь, что Лене она понравится...

— Что можно желать актрисе накануне юбилея? Первое — конечно, здоровья, — говорит Андрей Ильин. — А второе — чтобы режиссеры предлагали роли, достойные ее таланта. К сожалению, в последнее время бывает такое, что мы вынуждены размениваться. В силу разных причин, и материальных в том числе. Ну, что делать... Но когда говорят, что в картине снялась Яковлева — это уже бренд! Это значит — серьезно, это значит — интересно! Мне хочется пожелать Лене, чтобы она никогда не разменивалась по мелочам и играла только то, что ей играть хочется, нравится, что будет греть ее душу и ее творческое воображение. Есть такие режиссеры в кино, в театре, которых ценят уже за одно только имя. Их не так много, но они есть. Вот у таких режиссеров Лена готова играть даже эпизодическую роль. Она сама мне как-то признавалась в этом: «Могу у них играть хоть веник, который стоит в углу!». И я хочу пожелать Лене, чтобы в ее творческой карьере встречались и режиссеры самого высокого уровня, и партнеры, соответствующие ее таланту...

Тайна седьмой «Каменской»

— Марат, откройте секрет: будет ли сниматься седьмая часть сериала? Или шестая все-таки последняя?
— Кто может это сказать? Никто! — говорит Марат Ким. — Еще на пятом сезоне ставили жирную точку — а вот уже готов и шестой! И Александра Маринина объявляла, что с этим персонажем покончено, а уже написала два новых романа про Настю Каменскую. Не потому, что она так захотела, а потому, что так захотели читатели...

— То есть надежда все-таки есть? — допытываюсь у Ильина.
— Если Лене покажут убедительный, достойный ее материал, то почему нет? — отвечает Андрей. — Думаю, что она не откажется от этой роли. Ведь Каменская уже стала брендом. Есть зрительный интерес, есть желание узнать, что же там будет дальше с любимой героиней... Поэтому, когда у меня спрашивают о судьбе продолжения, я говорю: все возможно... Когда зритель вызывает артиста на бис — он не имеет права отказать...

«Вечерний Саранск»