Второй «земельный передел»
16.02.2011 15:44
Настойчивый призыв селян последних лет «Земля должна работать!» привел под занавес 2010 года к принятию Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения».
Закон в полном объеме вступает в силу с 1 июля. А на прошлой неделе в парламенте республики прошло расширенное заседание Комитета Госсобрания по аграрным вопросам, природопользованию и строительству, на котором первый заместитель Председателя Госсобрания Виктор Печаткин сказал, что в федеральный закон вошли 13 поправок, предложенных мордовскими законодателями. Это, по его словам, «очень большой шаг в сравнении с тем, что было».
Что было?
Ответами могут послужить, в том числе, судебные иски, инициированные в Инсарском и Атяшевском районах, где настойчивее других задались целью решить по закону земельный вопрос, но даже через несколько лет не дождались судебных решений в свою пользу. Чтобы юридически закрепить земельные доли за теми, кто фактически ими пользуется, судьи требовали даже привести в суд умерших или пропавших без вести людей, которым земельные доли были выделены решениями колхозных собраний. Всего земельные паи были выделены 170 тыс. жителей республики, а это — 70% всех земель сельхозназначения. Но большинство людей, хоть и продолжает хранить в сундуках пожелтевшие от времени свидетельства на землю, обладателями самой земли так и не стали, так как не узаконили в установленном порядке свои доли. Их землей по умолчанию пользовались и продолжают пользоваться сельхозпредприятия.
Ответом на вопрос могут стать и извещения к бывшим колхозникам с требованием заплатить налог за виртуальные земельные паи, с которых они никогда не имели личных доходов. Земельный налог должны и готовы платить пользующиеся фактически землей сельхозпредприятия, однако юристы называют это незаконным. Как и ведение большинством сельхозпредприятий и фермеров аграрного бизнеса на земельных паях, который без соответствующего оформления квалифицируется как самозахват.
К цивилизации — не тем путем?
Между тем, в Мордовии 1,6 млн. га земли сельхозназначения, и лишь менее 10% этой площади — в собственности юридических лиц. Выходит, что 90% сельхозпроизводителей незаконно пользуются землей, стоимость которой оценивается минимум в 35 млрд. рублей. Это уже не виртуальная, а вполне реальная сумма. С нее сельхозпроизводители даже с учетом банковского коэффициента 0,7 могли бы иметь 24 млрд. рублей для обеспечения залога банкам при получении кредитов на развитие и модернизацию производства. Так делает с незапамятных времен весь цивилизованный мир. В Германии, например, залог земли покрывает 90% сельскохозяйственных рисков. И только в России, где больше всего земли, при получении кредита на строительство животноводческих комплексов или покупку сельхозтехники закладывали и продолжают закладывать для обеспечения аграрных залогов театры, школы, стадионы и даже здания властных структур. Не потому, что нет желания поступать цивилизованно, а исключительно из-за того, что земля, поделенная на доли, юридически все еще не оформлена, фактически никому не принадлежит. По этой причине банки не могут не только принять, но и рассматривать ее в качестве залога.
Проблемы уходят в прошлое
Существует несколько проблем в вопросе о земле, устранение которых до принятия поправок в земельное законодательство казалось делом непреодолимым. Но состоявшиеся уже поправки снимают практически все препятствия на пути законного владения землей.
Одна из числа казавшихся тупиковыми проблем — использование на иные цели земель сельхозназначения, которое, как следует из слов заместителя руководителя Росреестра по РМ Александра Фролова, процветает повсеместно. Особенно в пригородах, где у земли самая высокая цена. Она не используется годами, но вернуть землю в сельхозоборот при доживающем последние дни земельном законодательстве почти невозможно.
Поправки в законодательство, которые по своему значению можно называть «вторым земельным переделом», делают реальным принудительное изъятие и прекращение прав собственников на земли сельхозназначения при нецелевом их использовании в течение трех лет. Основание для судебного решения — нарушение требований земельного законодательства по рациональному использованию земли, приведшее к существенному снижению ее плодородия или ухудшению экологии. Но обращению в суд должно предшествовать привлечение собственника земли к административной ответственности в случае, если он проигнорировал предписание контролирующего органа. Кстати, административная ответственность за нарушения в пользовании землей возросла, суммы штрафов составляют для: граждан — от 2 до 5 тыс., должностных лиц — от 4 до 6 тыс., юрлиц — от 80 до 100 тыс. руб.
Закон в полном объеме вступает в силу с 1 июля. А на прошлой неделе в парламенте республики прошло расширенное заседание Комитета Госсобрания по аграрным вопросам, природопользованию и строительству, на котором первый заместитель Председателя Госсобрания Виктор Печаткин сказал, что в федеральный закон вошли 13 поправок, предложенных мордовскими законодателями. Это, по его словам, «очень большой шаг в сравнении с тем, что было».
Что было?
Ответами могут послужить, в том числе, судебные иски, инициированные в Инсарском и Атяшевском районах, где настойчивее других задались целью решить по закону земельный вопрос, но даже через несколько лет не дождались судебных решений в свою пользу. Чтобы юридически закрепить земельные доли за теми, кто фактически ими пользуется, судьи требовали даже привести в суд умерших или пропавших без вести людей, которым земельные доли были выделены решениями колхозных собраний. Всего земельные паи были выделены 170 тыс. жителей республики, а это — 70% всех земель сельхозназначения. Но большинство людей, хоть и продолжает хранить в сундуках пожелтевшие от времени свидетельства на землю, обладателями самой земли так и не стали, так как не узаконили в установленном порядке свои доли. Их землей по умолчанию пользовались и продолжают пользоваться сельхозпредприятия.
Ответом на вопрос могут стать и извещения к бывшим колхозникам с требованием заплатить налог за виртуальные земельные паи, с которых они никогда не имели личных доходов. Земельный налог должны и готовы платить пользующиеся фактически землей сельхозпредприятия, однако юристы называют это незаконным. Как и ведение большинством сельхозпредприятий и фермеров аграрного бизнеса на земельных паях, который без соответствующего оформления квалифицируется как самозахват.
К цивилизации — не тем путем?
Между тем, в Мордовии 1,6 млн. га земли сельхозназначения, и лишь менее 10% этой площади — в собственности юридических лиц. Выходит, что 90% сельхозпроизводителей незаконно пользуются землей, стоимость которой оценивается минимум в 35 млрд. рублей. Это уже не виртуальная, а вполне реальная сумма. С нее сельхозпроизводители даже с учетом банковского коэффициента 0,7 могли бы иметь 24 млрд. рублей для обеспечения залога банкам при получении кредитов на развитие и модернизацию производства. Так делает с незапамятных времен весь цивилизованный мир. В Германии, например, залог земли покрывает 90% сельскохозяйственных рисков. И только в России, где больше всего земли, при получении кредита на строительство животноводческих комплексов или покупку сельхозтехники закладывали и продолжают закладывать для обеспечения аграрных залогов театры, школы, стадионы и даже здания властных структур. Не потому, что нет желания поступать цивилизованно, а исключительно из-за того, что земля, поделенная на доли, юридически все еще не оформлена, фактически никому не принадлежит. По этой причине банки не могут не только принять, но и рассматривать ее в качестве залога.
Проблемы уходят в прошлое
Существует несколько проблем в вопросе о земле, устранение которых до принятия поправок в земельное законодательство казалось делом непреодолимым. Но состоявшиеся уже поправки снимают практически все препятствия на пути законного владения землей.
Одна из числа казавшихся тупиковыми проблем — использование на иные цели земель сельхозназначения, которое, как следует из слов заместителя руководителя Росреестра по РМ Александра Фролова, процветает повсеместно. Особенно в пригородах, где у земли самая высокая цена. Она не используется годами, но вернуть землю в сельхозоборот при доживающем последние дни земельном законодательстве почти невозможно.
Поправки в законодательство, которые по своему значению можно называть «вторым земельным переделом», делают реальным принудительное изъятие и прекращение прав собственников на земли сельхозназначения при нецелевом их использовании в течение трех лет. Основание для судебного решения — нарушение требований земельного законодательства по рациональному использованию земли, приведшее к существенному снижению ее плодородия или ухудшению экологии. Но обращению в суд должно предшествовать привлечение собственника земли к административной ответственности в случае, если он проигнорировал предписание контролирующего органа. Кстати, административная ответственность за нарушения в пользовании землей возросла, суммы штрафов составляют для: граждан — от 2 до 5 тыс., должностных лиц — от 4 до 6 тыс., юрлиц — от 80 до 100 тыс. руб.
Обращение в суд и изъятие земли станут невозможными, если собственник земли в срок устранит все недостатки.
После принятия судом решения об изъятии земли она в течение 6 месяцев должна быть продана на публичных торгах. При этом вырученные средства передаются бывшему собственнику земли, за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов. Если торги признают несостоявшимися, участок может быть приобретен в государственную собственность по начальной цене торгов в течение двух месяцев после признания торгов несостоявшимися. А дальше земля, ставшая государственной, может быть продана или сдана в аренду сельхозпроизводителям.
Оставим умерших в покое!
Вторая головная боль — невостребованные земельные доли, юридическое оформление и передача которых в собственность сельхозпредприятиям или фермерам, ведущим на них бизнес, многие годы напоминали Сизифов труд. Причина этого — в невероятно усложненной процедуре, которая требует личного участия при совершении всех необходимых действий с земельными участками в органе регистрации права на землю каждого, кто является владельцем паев.
«Поправленный» закон к категории невостребованных относит земельные доли, принадлежащие на праве собственности гражданам, которые не передали свои паи в аренду или не распорядились ими иным образом в течение3-х лет. А также доли, собственники которых умерли, а наследники неизвестны или отсутствуют. Теперь решение о признании долей невостребованными принимает общее собрание участников долевой собственности на основании представленного органом местного самоуправления списка лиц, земельные доли которых предлагается признать невостребованными. Список за 3 месяца до собрания размещается в СМИ или Интернете. Доли признаются невостребованными со дня утверждения списка общим собранием. На основании решения общего собрания орган местного самоуправления обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эти участки.
Закон предусматривает теперь и процедуру добровольного отказа от своей земельной доли, что раньше было невозможно сделать. Сейчас для этого достаточно личного заявления в администрацию муниципального поселения. При регистрации отказа собственника от доли муниципалитет регистрирует одновременно и свое право на эту долю. Из «отказных» долей муниципалитеты формируют земельные участки, которые без проведения торгов могут передавать либо в собственность, либо в аренду сельхозпредприятиям, фермерам. Цена такой земли — не более 15% при продаже и не более 0,3% ее кадастровой стоимости при сдаче в аренду.
Поправки в закон существенно упрощают также процедуру оформления договоров аренды земельных участков в долевой собственности. Теперь общее собрание участников долевой собственности может наделить правами уполномоченное лицо, которое от их имени будет распоряжаться земельными участками, подписывать договоры аренды с сельхозпредприятиями и фермерами. Но при этом обязательно должны быть соблюдены все условия передачи в аренду земельных участков, установленные самим собранием участников долевой собственности.
Что касается собраний участников долевой собственности, их проведение может инициировать как любое лицо, так и орган местного самоуправления поселения. Последние должны определить уполномоченных должностных лиц, которые будут организовывать эти собрания, заверять принятые на них документы, участвовать в формировании списков лиц по невостребованным земельным долям.
Вопрос дорогого стоит
Прерогатива общих собраний участников долевой собственности — также и утверждение проектов межевания земельных участков, которые покончат с обезличкой земельных паев. Это те самые «виртуальные» паи, о праве на которые их собственники знают, но где искать конкретный пай, самому Богу неизвестно. Межевание с 1 января 2011 года возложено на кадастровых инженеров, которые в одном лице являются землеустроителями и инвентаризаторами земли.
Проекты межевания должны быть составлены до 1 июля 2012 года, а с 1 июля 2013 года их отсутствие будет рассматриваться как грубое нарушение муниципалитетами земельного законодательства. Составление проектов, как и кадастровая оценка с целью определения сумм за аренду и выкуп земли, потребуют расходов, которых в бюджетах поселений нет.
Возможный выход из положения участники заседания Комитета Госсобрания видят в предоставлении муниципалитетам бюджетных кредитов. Возвращение в бюджет сумм займов возможно из денег, вносимых за землю новыми ее собственниками. Учитывая значимость земельного вопроса для всей республики, предложение заслуживает серьезного рассмотрения.
После принятия судом решения об изъятии земли она в течение 6 месяцев должна быть продана на публичных торгах. При этом вырученные средства передаются бывшему собственнику земли, за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов. Если торги признают несостоявшимися, участок может быть приобретен в государственную собственность по начальной цене торгов в течение двух месяцев после признания торгов несостоявшимися. А дальше земля, ставшая государственной, может быть продана или сдана в аренду сельхозпроизводителям.
Оставим умерших в покое!
Вторая головная боль — невостребованные земельные доли, юридическое оформление и передача которых в собственность сельхозпредприятиям или фермерам, ведущим на них бизнес, многие годы напоминали Сизифов труд. Причина этого — в невероятно усложненной процедуре, которая требует личного участия при совершении всех необходимых действий с земельными участками в органе регистрации права на землю каждого, кто является владельцем паев.
«Поправленный» закон к категории невостребованных относит земельные доли, принадлежащие на праве собственности гражданам, которые не передали свои паи в аренду или не распорядились ими иным образом в течение
Закон предусматривает теперь и процедуру добровольного отказа от своей земельной доли, что раньше было невозможно сделать. Сейчас для этого достаточно личного заявления в администрацию муниципального поселения. При регистрации отказа собственника от доли муниципалитет регистрирует одновременно и свое право на эту долю. Из «отказных» долей муниципалитеты формируют земельные участки, которые без проведения торгов могут передавать либо в собственность, либо в аренду сельхозпредприятиям, фермерам. Цена такой земли — не более 15% при продаже и не более 0,3% ее кадастровой стоимости при сдаче в аренду.
Поправки в закон существенно упрощают также процедуру оформления договоров аренды земельных участков в долевой собственности. Теперь общее собрание участников долевой собственности может наделить правами уполномоченное лицо, которое от их имени будет распоряжаться земельными участками, подписывать договоры аренды с сельхозпредприятиями и фермерами. Но при этом обязательно должны быть соблюдены все условия передачи в аренду земельных участков, установленные самим собранием участников долевой собственности.
Что касается собраний участников долевой собственности, их проведение может инициировать как любое лицо, так и орган местного самоуправления поселения. Последние должны определить уполномоченных должностных лиц, которые будут организовывать эти собрания, заверять принятые на них документы, участвовать в формировании списков лиц по невостребованным земельным долям.
Вопрос дорогого стоит
Прерогатива общих собраний участников долевой собственности — также и утверждение проектов межевания земельных участков, которые покончат с обезличкой земельных паев. Это те самые «виртуальные» паи, о праве на которые их собственники знают, но где искать конкретный пай, самому Богу неизвестно. Межевание с 1 января 2011 года возложено на кадастровых инженеров, которые в одном лице являются землеустроителями и инвентаризаторами земли.
Проекты межевания должны быть составлены до 1 июля 2012 года, а с 1 июля 2013 года их отсутствие будет рассматриваться как грубое нарушение муниципалитетами земельного законодательства. Составление проектов, как и кадастровая оценка с целью определения сумм за аренду и выкуп земли, потребуют расходов, которых в бюджетах поселений нет.
Возможный выход из положения участники заседания Комитета Госсобрания видят в предоставлении муниципалитетам бюджетных кредитов. Возвращение в бюджет сумм займов возможно из денег, вносимых за землю новыми ее собственниками. Учитывая значимость земельного вопроса для всей республики, предложение заслуживает серьезного рассмотрения.
«Известия Мордовии»