«Шутки в глухомани», или Ах, как же нам понять «покойника»

11.11.2010 15:04

Так уж заведено: чтобы завлечь публику и собрать кассу в наших театрах, предпочитают «казать комедии». Вот и Русская драма Мордовии к новому сезону препоручила Николаю Большакову поставить трагикомедию современного драматурга Игоря Муренко «Шутки в глухомани», чьи пьесы сейчас на ура играются по всей России.

Собственно, конкретное место действия особого значения не имеет. Глухомань она и есть глухомань. Да и сама история выглядит маловероятной, скорее анекдотом.

По какому-то недоразумению из райбольницы родным сообщают о смерти 57-летнего Сашки. На «похороны» приезжают городские родственники и между делом принимаются «выяснять отношения» с деревенской родней. Здесь же обнаруживается, что старший Сашкин брат Виктор (В. Третьяк), имеющий великовозрастного внука, крутит шашни на стороне и получает отставку от законной супруги Лёльки (С. Милашенко).

Но неожиданно домой возвращается Санька — живой и невредимый. Поняв, что родня готовит по нему панихиду, он решает и впрямь прикинуться покойником и проверить, будет ли убиваться от горя его жена. А в качестве гроба приспосабливает собственноручно слаженную лодку.

Собравшиеся приступают к поминкам еще до похорон. И вдруг некстати из снежной бури является Некто, выдающий себя за известного киноартиста Стручкова, который для провинциальных телезрителей, получается, роднее всех родных...Брошенный, забытый всеми «умерший» брат, муж и сын (выразительно сыгранный А. Тиминым) негодует и всячески пытается напомнить о себе. Но подгулявшее семейство увлечено своими мирскими разборками и случайным гостем...

Недолгое оплакивание постепенно перерастает в шумный цирковой балаган с разухабистыми частушками. Вроде бы по жанру — типичная комедия положений. Вроде бы всё — понарошку. Вот и деревенский дом с раздвижными рисованными стенами (художник Н. Богомолова) напоминает лубочную избушку. Но только на душе от этих «Шуток» как-то нерадостно. Пьяное веселье обрывает короткая реплика растерянно застывшей в дверях бабы Паши (Л. Денисова): «Витька повесился». И от всего этого народного фарса веет трагической безысходностью. Старшее поколение спивается, молодежь в поисках лучшей доли разлетается по свету. Рядом со стариками остается лишь умственно отсталый, инфантильно-малахольный 22-летний Витёк (А. Свешников), скачущий под музыку, вместо наушников нацепив на уши эмалированные кружки, и мечтающий о невесте. Да невест в деревне уже не осталось. И вообще — никакой надежды. От такой безнадеги один путь...

Не случайно на протяжении всего спектакля в хореографических паузах между сменами картин лихо выплясывают демонические призраки в белых рубахах с веночками. То ли ангелы, то ли не состоявшиеся невесты...

Реплика по поводу

Почему-то некоторые зрители считают, что просьба «отключить на время спектакля свои сотовые телефоны» их не касается. И нередко в самый разгар сценического действа по залу разливаются разноголосые сигналы, да такой громкости, что полностью заглушают актёров. На премьерном представлении «Шуток...» спустя 5 минут после начала спектакля кто-то вслух, на весь зал возмущенно «воспитывал» опоздавшего «молодого человека». И чуть позже какой-то проголодавшейся взрослой даме вздумалось шуршать конфетной оберткой. При этом диалоги персонажей даже с 7-го ряда подчас было просто не расслышать. А по актерской мимике, знаете ли, не всегда удается уяснить суть мыслей героев и распробовать соль драматургического юмора...

«Известия Мордовии»