Он достоин звания Героя!
10.11.2010 15:02

Мечта — Северный флот
Федор Видяев родился 7 ноября 1912 года в мордовской семье, в поселке Степная Шантала Самарской губернии (ныне Кошкинский район Самарской области). В 1921 году он вместе с семьей переехал в Мурманск. Парня всегда неудержимо привлекал студеный океан. Это неудивительно, ведь в конце 20-х годов Мурманск становился важным центром рыбной промышленности страны, а моряки являлись кумирами всех мальчишек. После окончания школы Федор Видяев поступил матросом на рыболовный траулер. Молодой моряк приобрел важный практический опыт и, что называется, сердцем прикипел к морю.
По путевке Мурманского обкома комсомола в 1932 году Федора Видяева направили на учебу в Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. Окончив училище с отличием, лейтенант Видяев имел право выбора флота для дальнейшего прохождения службы. Большинство однокашников предпочли теплое Черное море или обустроенную Балтику, а для него сомнений не было — только Северный флот. Отличника учебы Видяева назначили командиром рулевой группы подводной лодки Д-2. В феврале 1938 года Федор Алексеевич участвовал в походе лодки Д-3, которая направлялась для снятия с дрейфующей льдины полярников: Папанина, Кренкеля, Федорова, Ширмова. Летом 1939 года Д-2 совершила переход из Кольского залива в Ленинград для постановки лодки в ремонт, там он познакомился со своей будущей женой Марией Ивановной.
Вскоре вдумчивого, старательного офицера зачислили слушателем Высших специальных классов командного состава подводного плавания. Завершив обучение, в октябре 1940 года он вступил в должность помощника командира «Щ-421» Северного флота. В финскую кампанию она несла дозорную службу в Баренцевом море, за которую всему личному составу лодки командующий Северным флотом вице-адмирал В. П. Дрозд объявил благодарность. Помощник командира учил подводников и учился сам, никогда не стесняясь попросить матроса или старшину помочь ему освоить тот или иной механизм. Скромный, заботливый, требовательный, Федор Видяев быстро завоевал уважение личного состава.
Командир «щуки»
А совсем скоро грянула Великая Отечественная война. В первый же день войны «Щ-421» вышла в боевой поход. Уже к декабрю 1941 года на счету экипажа было три уничтоженных фашистских транспорта. 4 марта 1942 года командиром «Щ-421» назначен капитан-лейтенант Ф. А. Видяев. Через две недели друзья проводили Федора в его первый командирский поход. 28 марта в районе Лаксё-фиорда (Норвегия) команда «Щ-421» обнаружила и уничтожила крупный вражеский корабль. В день, когда подводники вернулись из боевого похода, Военный совет флота поздравил экипаж «Щ-421» с награждением орденом Красного Знамени.
А вечером 8 апреля случилось несчастье. Патрулируя в устье Порсангер-фиорда (Норвегия) на глубине 15 метров, подлодка натолкнулась на антенную мину, лишилась хода и способности погружаться. Несмотря на все усилия экипажа, действовавшего мужественно и слаженно, а также моряков с подошедшей на помощь К-22, спасти лодку не удалось. Видяев перешел на борт спасателей последним. «Щуку» с близкой дистанции потопили торпедой — так закончилась боевая биография краснознаменной «Щ-421».
В июле 1942 года капитан-лейтенант Видяев был назначен командиром «Щ-422». В сентябрьском походе «Щ-422» вступила в бой с двумя сторожевиками и двухторпедным залпом из-под перископа один из них отправила на дно. Эта атака вошла в историю войны как один из немногих случаев уничтожения подводной лодкой преследовавшего ее противолодочного корабля. По возвращении на базу Федору Алексеевичу был вручен второй орден Красного Знамени.
«Вот так мы выходили в атаку...»
Мужество и выдержка Фёдора Видяева особенно ярко проявились в его предпоследнем походе. В мае 1943 года «щука» Видяева вышла в очередной поход. Подводная лодка, находясь под перископом, обнаружила цель. «Щука» погрузилась на безопасную от таранного удара глубину, но с боевого курса не свернула и продолжала сближаться с транспортом. Командир рассчитал: пока сторожевик сумеет атаковать лодку, он успеет выпустить торпеды.
Лицо Видяева было спокойным, только на лбу выступили крупные капли пота: «Аппараты! Пли!», и в этот момент сторожевик, не дойдя до лодки каких-нибудь сотню метров, отвернул. Он совершил свой манёвр и лодку не заметил. Транспорт в 6000 тонн водоизмещением был потоплен.
Фашистские корабли охранения бросились яростно бомбить лодку. В течение трех часов на нее было сброшено 356 глубинных бомб, что считается наиболее ожесточенной противолодочной атакой, которой когда-либо подвергалась советская субмарина. Благодаря искусному маневрированию командира она ушла, не получив каких-либо серьёзных повреждений.
«Вот так мы выходили в атаку...» — так просто и скромно командир гвардейской «Щ-422» Ф.А. Видяев рассказывал об этом походе начальнику отдела подводного плавания Н.И. Виноградову, начальнику политуправления флота Н.А. Торику, командующему флотом А.Г. Головко.
«Вот так мы выходили в атаку...» — так просто и скромно командир гвардейской «Щ-422» Ф.А. Видяев рассказывал об этом походе начальнику отдела подводного плавания Н.И. Виноградову, начальнику политуправления флота Н.А. Торику, командующему флотом А.Г. Головко.
После возвращения Видяев получил звание капитана 3-го ранга и третий орден Красного Знамени. Награду Федору Видяеву вручил адмирал А.Г. Головко прямо на пирсе, перед строем экипажа.
Моряки тогда подсчитали, что Видяев с начала войны провел триста дней в море, участвовал в потоплении пятнадцати кораблей противника, из которых восемь были на его командирском счету.
Фотография на память...
Перед очередным выходом в море Федор написал письмо своей семье в Ленинград, в котором сообщил, что скоро приедет в отпуск. В конверт вложил фотографию. На обороте написал: «Моему сыну Константину, будущему защитнику нашей дорогой Родины, от отца. Видяев. 23 июня 1943 года. Действующий флот». Это было его последнее письмо. 1 июля Федор Алексеевич Видяев ушел в свой последний, девятнадцатый поход. «Щука» отправилась на позицию в районе острова Варде. Через две недели Видяев сообщил, что атаковал транспорт, получил приказ возвращаться, но с того момента на связь больше не выходил. Лодку безрезультатно искали по маршруту возвращения. С 25 июля она стала считаться погибшей и была исключена из состава Северного флота. Совпало, что в тот же день приказом наркома ВМФ Щ-422 была удостоена звания гвардейской. Подводники радовались за друзей, ждали их к празднику, но видяевцы так и не узнали о высокой оценке Родины. В базу они не вернулись... Никто не видел, как они погибли, но все знали, что подводники гвардейской лодки «Щ-422» пали смертью храбрых, отдав свои жизни за победу, за счастье Родины.
Имени Видяева
В апреле 1945 года жене Видяева Марии Ивановне вручили английский орден Британской империи 4 степени, которым правительство Великобритании наградило ее мужа. Однако главным памятником Видяеву является поселок, гарнизон Северного флота, носящий его имя. В июле исполнилось 45 лет с момента, когда Указом Верховного Совета СССР населённый пункт Урица Мурманской области был переименован в посёлок Видяево. А о Федоре Алексеевиче в поселке напоминает памятник: на постаменте установлен бюст подводника — в форменном кителе с тремя орденами Красного Знамени, но без головного убора. Именно таким запечатлен Ф. А. Видяев на последней фотографии, которую он отправил сыну...
Так случилось, что Федор Видяев не стал Героем Советского Союза, хотя по числу одержанных побед был достоин этого звания. Оказывается, Видяеву собирались присвоить звание Героя, но командир погиб, и наградные документы затерялись. Жители Кошкинского района Самарской области, где родился Видяев, решили восстановить справедливость и активно посылают запросы во всевозможные инстанции, в государственную комиссию по награждению, чтобы Федор Алексеевич Видяев получил заслуженное звание Героя Советского Союза.
«Известия Мордовии»